[snip text=»Краткая справка: Российские полугусеничные броневики Первой Мировой Войны конструкции Николая Гулькевича. Описание конструкции и применения бронетракторов»]

Характеристики бронетрактора Гулькевича

Бронетракторы Гулькевича
Страна: Российская империя
Тип: Бронетрактор
Дата выпуска: 1916 г.
Длинна: Нет сведений
Ширина: Нет сведений
Высота: Нет сведений
Броня, лоб: 6,5 мм
Броня, борт: 6,5 мм
Броня, башня: 6,5 мм
Экипаж: 7 человек
Двигатель: Allis Chalmers, 68 л.с.
Дальность хода: Нет сведений
Максимальная скорость: До 15 км/ч
Масса:12 тонн
Вооружение:1 х 76-мм пушка, 2 х 7,62 мм пулемета "максим"

В июле 1915 г. полковник императорской армии Н. Гулькевич подал начальнику Главного артиллерийского управления рапорт, в котором обосновал необходимость создания бронированной гусеничной вездеходной машины.

В нем он, в частности, писал: «…Бронированные автомобили, которыми до сих пор единственно пользовались для установки пулеметов, имеют тот недостаток, что не могут проходить по всяким дорогам и тем более проходить через проволочные заграждения и их уничтожать; между тем имеется… «гусеничный трактор», который специально предназначен для передвижения по всякому грунту, даже по вспаханным полям. Его специальная конструкция… соответствует еще одному важному предназначению: разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения».

бронетрактор гулькевича, Ахтырец (Красный Петербург)

бронетрактор «Ахтырец» (Красный Петербург)

В своем рапорте Н. Гулькевич не только обосновал целесообразность создания гусеничной боевой машины, но указал также условия, необходимые для успешного применения ее на фронте, а также предусмотрел организационные формы. Предлагаемую боевую машину изобретатель называл «самодвигатель».

Рекомендуя начать необходимые опытные работы, он писал: «Если опыты дадут вполне блестящие результаты, необходимо приступить немедленно к массовому производству предложенных мною бронированных и вооруженных самодвигателей по расчету не менее 40 экземпляров на корпус, дабы ни под каким видом не выпускать в действующую армию один или два аппарата, так как противник может воспользоваться и изготовить их еще в большем числе и размере, чем мы».

Понимая, что возможности отечественной промышленности чрезвычайно низки, Н. Гулькевич предлагал ограничиться не постройкой специальных гусеничных шасси, а бронировкой уже существующих американских тракторов «Холт» и «Алис-Чалмерс».

 

бронетрактор гулькевича, Ахтырец (Красный Петербург)

бронетрактор «Ахтырец» (Красный Петербург)



В 1916-17 гг. под руководством изобретателя были модифицированы, забронированы и вооружены два шасси тракторов «Алис-Чалмерс Мотор трак». Они были дополнены приводом на передние колеса, постом управления для движения задним ходом.

На трактор был установлен бронированный корпус из катаных листов толщиной 6,5 мм, в котором размещалось довольно сильное вооружение из 76-мм противоштурмовой пушки (как на броневике «Гарфорд-Путиловец») в кормовой части корпуса и 2 пулеметов «максим» во вращающейся башне.

Всего по проекту Н. Гулькевича было изготовлено два бронированных трактора, которые получили название «Илья Муромец» и «Ахтырец» (или «Красный Петербург»).

Надо сказать, что получившиеся бронетракторы по характеристикам ничем не уступали любым танкам этого времени и были признаны очень удачным экспериментом.

Источник: компиляция по книге М.Свирина «История советского танка»