История создания летающей лодки Бе-12

Противолодочный самолет Бе-12 был создан в КБ Бериева к 1960 году, для замены устаревшего Бе-6, и, во многом дал вторую жизнь идее «летающих лодок». На момент появления это была самая большая, быстрая и удачная амфибия из всех созданных в мире. В 60-х года 20-го века на Бе-12 было установлено 42 мировых рекорда.

Противолодочный самолёт Бе-12-200 "Чайка"

Противолодочный самолёт Бе-12-200 «Чайка»

Основное предназначение Бе-12 — охота за подводными лодками. Основное оборудование для этого было сосредоточено на носу и в хвостовой части летающей лодки: РЛС располагалась в носовом обтекателе, а датчик магнитных аномалий в хвостовой штанге, вынесенной для устранения наводок за пределы фюзеляжа. Также самолет был оснащен разведывательной, и фотоаппаратурой, и для своего времени был незаменимым приобретением для флота.

Чертеж Противолодочного самолёта Бе-12

Чертеж Противолодочного самолёта Бе-12

Конструкция самолета Бе-12 и его модификации

Бе-12 это моноплан с двухлонжеронным крылом типа «чайка», двухреданной лодкой и не убираемыми поплавками. Конструкция самолета цельнометаллическая, обшивка дюралевая. Двигатели Бе-12 аналогичны двигателям самолетов  Ил-18, Ил-38, Ан-10, Ан-12, Ан-32, винты имеют диаметр 4,5 м. и 4 лопасти. Основные двигатели (турбовинтовые) на случай отказа дублированы двумя ГТД марки АИ-8.

  • Бе-12 — Базовый противолодочный самолет-амфибия.
  • Бе-12ПС — поисково-спасательный вариант Бе-12.
  • Бе-12П (ЕП) — противопожарный самолет-амфибия.
  • Бе-12Н (ЕН) — модификация с поисково-прицельной системой «Нарцисс-12».
  • Бе-12СК (ЕСК) — Бе-12 — носитель ядерного боеприпаса 5Ф-48 «Скальп».
  • Бе-12П-200 — летающая лаборатория на базе пожарного варианта (Бе-12П) созданная для отработки конструкции «сменщика» Бе-12, гидросамолета Бе-200.
  • Бе-14 (ЕПС) — также экспериментальный самолет на базе поисково-спасательного варианта (Бе-12ПС) для отработки элементов поиска и спасения экипажей самолетов и кораблей терпящих бедствие на море.

Характеристики Бе-12

Противолодочный самолёт Бе-12 «Чайка»
Страна: СССР
Тип: Противолодочный самолет
Год выпуска: 1959 г.
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 2х ТВД
Максимальная скорость: 550 км/ч
Практический потолок: 12100 м
Дальность полета: 4200 км (практическая)
Масса пустого: 24,5 т
Максимальная взлетная масса: 36 т
Размах крыльев: 29,71 м
Длина: 30,17 м
Высота: 7 м
Площадь крыла: 105,00 кв.м
Вооружение:До 3000 кг на 4 узлах подвески и во внутреннем отсеке. Противолодочные 450-мм торпеды АТ-1/АТ-2, глубинные, осветительные бомбы, маркеры.

Перспективы развития гидросамолета Бе-12

Бе-12 к настоящему времени уже устарел, однако продолжает применяться за рубежом, в частном порядке. В России в более-менее исправном состоянии находится примерно 3 машины, но разумеется по прямому назначению их больше не используют, применяя как летающие лаборатории, а скорее летающие музеи.

Противолодочный самолёт Бе-12 "Чайка"

Противолодочный самолёт Бе-12 «Чайка». Хорошо видна хвостовая мачта магнитного датчика

 



 


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет