«Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (код НАТО:«Джульетта»). История службы, вооружение и модификации.»

Характеристики подводные лодки проекта 651 (НАТО: «Джульетта»)

Дизель-электрическая подводная лодка проекта 651
Страна: СССР
Тип: Дизель-электрическая подводная лодка
Дата выпуска: 1963 г.
Водоизмещение: Надводное — 3174 тонн, подводное — 4137 тонн
Длина: 90 м
Ширина: 10 м
Осадка: 7 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 82 человека (из них 12 офицеров)
Силовая установка: 2х дизеля (по 4000 л.с.), 2х электромотора (по 6000 л.с.), дизельгенератор (1720 л.с.), 2х электромотора по 150 л.с.
Дальность хода: 9000 миль при скорости 8 узлов в надводном положении, 810 миль при скорости 2,74 узла в подводном положении (на одном заряде батарей). Автономность — 90 суток.
Максимальная скорость: Надводная — 19 узлов, подводная — 14 узлов. Нормальная глубина погружения — 240 м, предельная — 360 м.
Вооружение:
  • 6 х 533-мм носовых торпедных аппаратов (18 торпед, в том числе с ядерным зарядом);
  • 4 х 400-мм кормовых торпедных аппарата (4 торпеды);
  • 4 х управляемых крылатых ракеты П-5 (П-6 или П-500);
Авиагруппа: Нет

История создания подводных лодок проекта 651

Советские дизель-электрические подводные лодки проекта 651 (по классификации НАТО: «Juliett» — «Джульетта») поступили на вооружение флота в конце 1950-х годов. В своем роде это были уникальные корабли — первые и единственные в советском ВМФ дизельные подводные лодки, построенные специально для вооружения крылатыми ракетами с ядерным боезарядом.

В отличие от атомных «Китов» проекта 627, на которые пытались приспособить фактически уже имеющиеся сухопутные крылатые ракеты, каждый дизельный ракетоносец проекта 651 располагал 4-я ракетами П-5 (разработана в КБ Челомея), созданными специально для подводных лодок. Ракеты П-5 были оснащены системой складывающихся крыльев «АРК-5», которая позволяла запускать ракету из компактной пусковой установки, имеющей относительно малый диаметр, и прекрасно подходящей для стесненных условий субмарины.

Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651

Чертеж корпуса советской дизель-электрической подводной лодки проекта 651

Наступательное вооружение подводных лодок проекта 651 состояло из двух типов ядерных ракет:

  • Крылатых ракет П-5, предназначавшихся для уничтожения неподвижных береговых целей. Ракета П-5 не отличалась особой точностью — «погрешность» попадания составляла 3 км на 500 км пути. Зато она несла боеголовку РДС-4 весом в 930 кг., что компенсировало любую неточность наводки.
  • Крылатых ракет П-6, предназначавшихся для уничтожения морских маневрирующих целей, в первую очередь — авианосцев противника. Эта ракета была управляемой, для повышения точности, её траектория полета могла корректироваться не только персоналом подводной лодки, но также экипажами специально оборудованных стратегических бомбардировщиков Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, или корабельным вертолетом Ка-25РЦ.

Учитывая, что на момент создания обе ракеты были весьма совершенны и могли с легкостью «взломать» американскую систему ПВО — как наземную, так и морскую, строить «Джульетт» предполагалось с размахом: первоначальный заказ составил аж 36 штук. Однако, в связи с появлением более совершенного варианта дизель-электрической подводной лодки проекта 675 (дальнейшего развития проекта 651, на вооруженного не 4-я, а 8-ю ракетами), построено было 16 субмарин.

Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет

Модель подводной лодки проекта 651 с открытыми пусковыми установками крылатых ракет



Конструкция и модификации подводных лодок проекта 651

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 были весьма совершенными кораблями, на момент вступления в с строй. Хотя их корпуса изготавливались из обычной стали (первые 8 лодок, имели внешний, «легкий» корпус из маломагнитной стали, однако, в силу дефектов материала, от этого впоследствии отказались) их покрывали специальным звуко-радиопоглощающим покрытием из жёсткой резины, что резко снижало шумозаметность.

Совершенно уникальными были серебряно-цинковые аккумулляторные батареи, позволявшие развивать подводную скорость до 17,5 узлов на протяжении 1,5 часов, а также обеспечивающие дальность подводного хода в 810 миль. Также, именно на одной из лодок проекта 651 (на К-81), впервые была применена и навигационная система «Касатка-Б», получающая информацию о целях со спутников.

Подводная лодки проекта 651 в надводном положении

Подводная лодки проекта 651 в надводном положении

Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 имели двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Прочный (внутренний) корпус состоял из восьми отсеков:

1. Носовой торпедный отсек.
2. Отсек жилых помещений и передних акумулляторных батарей.
3. Отсек управления ракетами и аккумулляторных батарей.
4. Отсек управления.
5. Отсек жилых помещений и две группы акумулляторных батарей.
6. Отсек с дизелями и дизель-генератором.
7. Отсек электоромоторов.
8. Кормовой торпедный отсек.

Почти весь личный состав обеспечивался спальными местами (большой шаг вперед, по сравнению с предыдущими проектами). Ракетоносцы были оборудованы общесудовыми системами вентиляции, электрообогревателями, паровыми батареями, холодильными камерами. Свободное пространство увеличилось в том числе за счёт выноса пусковых установок ракет из прочного корпуса в межкорпусное пространство (перед ограждением рубки и за ним).

Кроме базовой модели, существовали и 2 модификации дизель-электрических подводных лодок проекта 651:

  • Проект 651К — базовый ракетоносец (К-81) со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
  • Проект 651Э — в 1985 году, уже на исходе жизни подводных лодок этого типа, их «волшебные» серебряно-цинковые батареи, в связи с выработкой ресурса, были заменены на обычные свинцовые. Это не пошло на пользу итак уже не новым кораблям, поэтому на базе ракетоносца К-68, был проведен эксперимент по установке вспомогательной ядерной энергетической установки.
    Специально для этих целей был создан уникальный миниатюрный ядерный реактор. Как и пусковые контейнеры ракет, она была размещена в пространстве между корпусами, в кормовой части лодки. Характеристики корабля, а особенно время подводного хода, предсказуемо увеличились и эксперимент окончился полным успехом. Однако, принимая во внимание дороговизну и сложность переоборудования (к тому же наличия во флоте более совершенных и новых кораблей), «атомная-дизель-электрическая подводная лодка» так и осталась в единственном экземпляре.

Одна из «Джульетт» проекта 651

Одна из «Джульетт» проекта 651

История службы подводных лодок проекта 651

Тихоокеанский флот

К-63. Красное Сормово (заводской номер 513), заложена 25 апреля 1962 г, спущена на воду 26 июля 1963 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-63. Сдана на слом 1991 г.

К-70. Красное Сормово (заводской номер 514), заложена 25 марта 1962 г, спущена на воду 6 февраля 1964 г, вступила в с строй 31 декабря 1964 г. Причислена к Тихоокеанскому Флоту, в 1977 г. переименована в Б-270. Сдана на слом 1991 г.

K-120. Красное Сормово (заводской номер 534), заложена 25 марта 1967 г, спущена на воду 11 июля 1968 г, вступила в с строй 26 декабря 1968 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, с 1987 переименована в Б-120. Сдана на слом в 1991 г.

K-73. Красное Сормово (заводской номер 523), заложена 11 августа 1964 г, спущена на воду 31 мая 1966 г, вступила в с строй 15 декабря 1966 г. Причислена к Тихоокеанскому флоту, в 1977 переименована в Б-73. Сдана на слом в 1991 г.

Северный/Балтийский флот

К-156. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 552), заложена 16 ноября 1960 г, спущена на воду 31 июля 1962 г, вступила в с строй 10 декабря 1963 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-156. Сдана на слом 1988 г.

К-85. Балтийский судостроительный завод (заводской номер 553), заложена 25 октября 1961 г, спущена на воду 31 января 1964 г, вступила в с строй 30 декабря 1964 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-124. Сдана на слом 1988 г.

К-24. Красное Сормово (заводской номер 511), заложена 15 октября 1961 г, спущена на воду 15 июля 1962 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-24. В 1994 г. в небоеспособном состоянии продана в Германию, в настоящее время переоборудована в плавучий ресторан (с несуществующим обозначением U-461).

К-68. Красное Сормово (заводской номер 512), заложена 25 января 1962 г, спущена на воду 30 апреля 1963 г, вступила в с строй 28 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-68. В 1985 г. переоборудована по проекту 651Э, пройдя дооснащение малогабаритной атомной энергоустановкой. С 1992 передана в резерв, в 2005 г. передана на утилизацию (Мурманская область).

К-77. Красное Сормово (заводской номер 515), заложена 11 марта 1965 г, спущена на воду 31 октября 1965 г, вступила в с строй 31 октября 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-77. В начале 1990-х г.г. в небоеспособном состоянии продана в Финляндию (под ресторан), затем в США, где снялась в роли подводной лодки К-19 в одноименном фильме, затем была переделана под музей, но в 2007 году затонула. В 2008 году поднята и в связи с нецелесообразностью восстановления — сдана на слом.

К-81. Красное Сормово (заводской номер 522), заложена 20 ноября 1963 г, спущена на воду 7 августа 1964 г, вступила в с строй 14 декабря 1965 г. Причислена к Северному Флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-81. В 1971 году модифицирована по проекту 651К. В 1991 году выведена из боевого состава флота, фактически оказавшись брошенной в бухте г.Лиепая. Разграблена охотниками за цветным металлом, в конце 1991 г. затонула, поднята латвийцами в середине 1990-х и разделана на метал.

K-78. Красное Сормово (заводской номер 525), заложена 25 июля 1965 г, спущена на воду 30 марта 1967 г, вступила в с строй 11 января 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-478. Выведена из боевого состава в 1994 г., брошена в Латвии, впоследствии разделана на металл.

K-203. Красное Сормово (заводской номер 531), заложена 25 декабря 1965 г, спущена на воду 30 июня 1967 г, вступила в с строй 2 декабря 1967 г. Причислена к Северному флоту, в 1977 г. переведена на Балтийский флот и переименована в Б-203. Сдана на слом в 1994 г.

K-304. Красное Сормово (заводской номер 532), заложена 6 августа 1966 г, спущена на воду 24 января 1967 г, вступила в с строй 21 сентября 1968 г. Причислена к Северному флоту, с 1977 — переименована в Б-304 сдана на слом в 1994 г.

Черноморский флот

K-58. Красное Сормово (заводской номер 521), заложена 15 июля 1963 г, спущена на воду 15 декабря 1966 г, вступила в с строй 23 сентября 1966 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-58. Затонула во время стоянки в 1992 г., сдана на слом.

K-67. Красное Сормово (заводской номер 524), заложена 31 января 1965 г, спущена на воду 29 октября 1966 г, вступила в с строй 30 сентября 1967 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 переименована в Б-67. Сдана на слом в 1994 г.

K-318. Красное Сормово (заводской номер 533), заложена 29 марта 1966 г, спущена на воду 29 марта 1968 г, вступила в с строй 29 сентября 1968 г. Причислена к Черноморскому флоту, в 1977 г. переименована в Б-318. Сдана на слом в 1994 г.

Подводная лодка проекта 651 в гавани, носовые пусковые установки крылатых ракет открыты

Подводная лодка проекта 651 в гавани, носовые пусковые установки крылатых ракет открыты.

 


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет