История создания противолодочного самолета Ил-38
Противолодочный самолет Ил-38 дальнего радиуса действия, был самым логичным для Советского Союза решением. Имея протяженные водные границы, на защиту которых не хватит всего флота, возможность обеспечить максимальную степень защиты в сочетании с малым временем реагирования, возможна только с использованием авиации.
Разработка самолета Ил-38 началась 18 июня 1960 года. В качестве базы для создания противолодочника выбрали надежный и хорошо отработанный в производстве пассажирский лайнер Ил-18А. В марте 1969 года одновременно с завершением производства Ил-18А, на той же сборочной линии завода «Знамя Труда», началось производство Ил-38.
Содержание
Конструкция патрульного противолодочного самолета Ил-38
Ил-38 имеет цельнометаллический фюзеляж с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовые двигателя АИ-20М (как на Бе-12, Ан-10, Ан-12, Ан-32) с четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 м. Интересно, что в конструкции двигателя предусмотрен целый ряд противоаварийных устройств: автофлюгирование, флюгирование флюгер-насосом, установка лопастей винта на промежуточном упоре и т.п.
Топливные баки Ил-38 размещены в крыльях и по-умолчанию изолированы между собой. К каждой паре двигателей топливо подается 2-я насосами, каждый из которых обеспечивает питание обоих ТВД. Ещё по одному дополнительному топливному насосу размещено в самих двигателях.
Управление самолетом ручное, но операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы. Положение летчика, усилие передаваемое на штурвал и педали управления выверены в Ил-38 особенно тщательно, чтобы обеспечить максимальный комфорт при длительном патрулировании.
Конструкция Ил-38 по сравнению с базовым Ил-18 претерпела изменения — так, из-за габаритов штатного оборудования и вооружения, пришлось несколько (на 4 шпангоута) сместить вперед крыло. Кроме того, в носовой части самолета под кабиной экипажа разместили обтекатель РЛС, а хвосте, на выносной штанге — датчик детектора магнитных аномалий. Для поиска подводных лодок на борту имелись сбрасываемые гидроакустические буи и шумоанализатор.
Служба и перспективы самолета Ил-38
Противолодочный самолет Ил-38 производился до 1972 года, за это время было выпущено примерно 65 самолетов. Так как аналогов у него нет (если не считать ещё более «пожилой» Бе-12), Ил-38 до сих пор состоит на вооружении, правда скорее номинально — на лету не больше 5 машин, прочие законсервированы и ждут запланированной на ближайшее модернизации.
Впрочем, удивляться тут нечему — модернизация бомбардировщика Ту-95 показала, что даже такие заслуженные ветераны, имея на борту цифровое оборудование, ничем не уступают даже самым современным машинам. Тем более, если учитывать то, что Ил-38 слишком уж специфичная машина, которой не требуется ни сверхскорость ни сверманевренность. За годы службы Ил-38 зарекомендовал себя неприхотливым, надежным и достаточно экономичным боевым средством, поэтому новости о его окончательном списании, дело далеко не ближайших лет.
Характеристики Ил-38 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Противолодочный самолет |
Год выпуска: | 1969 г. |
Экипаж: | 7 человек |
Двигатель: | 4х ТВД |
Максимальная скорость: | 650 км/ч |
Практический потолок: | 8000 м |
Дальность полета: | 9500 км |
Масса пустого: | 34 т |
Максимальная взлетная масса: | 68 т |
Размах крыльев: | 37,42 м |
Длина: | 40 м |
Высота: | 10,16 м |
Площадь крыла: | 140 кв.м |
Вооружение: | До 8400 кг (нормальная 5400 кг) во внутреннем отсеке. 450-мм торпеды, глубинные бомбы, осветительные бомбы, гидроакустические буи, морские мины. |
Модификации самолета ИЛ-38
Ил-38SD — патрульный противолодочный самолёт оснащенный новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец» (характерное отличие от старых моделей «тарелка» этого НК над кабиной экипажа. Модернизация до уровня Ил-38SD продлевает срок службы самолета ещё на 10-15 лет. Экспортный вариант.
Ил-38Н («Новелла») — тот же Ил-38SD, но предназначенный для авиации ВМФ России.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет