История создания противолодочного самолета Ил-38

Противолодочный самолет Ил-38 дальнего радиуса действия, был самым логичным для Советского Союза решением. Имея протяженные водные границы, на защиту которых не хватит всего флота, возможность обеспечить максимальную степень защиты в сочетании с малым временем реагирования, возможна только с использованием авиации.

Разработка самолета Ил-38 началась 18 июня 1960 года. В качестве базы для создания противолодочника выбрали надежный и хорошо отработанный в производстве пассажирский лайнер Ил-18А. В марте 1969 года одновременно с завершением производства Ил-18А, на той же сборочной линии завода «Знамя Труда», началось производство Ил-38.

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж, вид сверху

Противолодочный самолет Ил-38, чертеж, вид сверху

Конструкция патрульного противолодочного самолета Ил-38

Ил-38 имеет цельнометаллический фюзеляж с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре турбовинтовые двигателя АИ-20М (как на Бе-12, Ан-10, Ан-12, Ан-32) с четырехлопастными винтами АВ-68И диаметром 4,5 м. Интересно, что в конструкции двигателя предусмотрен целый ряд противоаварийных устройств: автофлюгирование, флюгирование флюгер-насосом, установка лопастей винта на промежуточном упоре и т.п.

Топливные баки Ил-38 размещены в крыльях и по-умолчанию изолированы между собой. К каждой паре двигателей топливо подается 2-я насосами, каждый из которых обеспечивает питание обоих ТВД. Ещё по одному дополнительному топливному насосу размещено в самих двигателях.

Управление самолетом ручное, но операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы. Положение летчика, усилие передаваемое на штурвал и педали управления выверены в Ил-38 особенно тщательно, чтобы обеспечить максимальный комфорт при длительном патрулировании.



Конструкция Ил-38 по сравнению с базовым Ил-18 претерпела изменения — так, из-за габаритов штатного оборудования и вооружения, пришлось несколько (на 4 шпангоута) сместить вперед крыло. Кроме того, в носовой части самолета под кабиной экипажа разместили обтекатель РЛС, а хвосте, на выносной штанге — датчик детектора магнитных аномалий. Для поиска подводных лодок на борту имелись сбрасываемые гидроакустические буи и шумоанализатор.

Противолодочный самолет Ил-38. Хорошо видна мачта мачта магнитного датчика в хвосте

Противолодочный самолет Ил-38. Хорошо видна мачта мачта магнитного датчика в хвосте

Служба и перспективы самолета Ил-38

 

Противолодочный самолет Ил-38 производился до 1972 года, за это время было выпущено примерно 65 самолетов. Так как аналогов у него нет (если не считать ещё более «пожилой» Бе-12), Ил-38 до сих пор состоит на вооружении, правда скорее номинально — на лету не больше 5 машин, прочие законсервированы и ждут запланированной на ближайшее модернизации.

Впрочем, удивляться тут нечему — модернизация бомбардировщика Ту-95 показала, что даже такие заслуженные ветераны, имея на борту цифровое оборудование, ничем не уступают даже самым современным машинам. Тем более, если учитывать то, что Ил-38 слишком уж специфичная машина, которой не требуется ни сверхскорость ни сверманевренность.  За годы службы Ил-38 зарекомендовал себя неприхотливым, надежным и достаточно экономичным боевым средством, поэтому новости о его окончательном списании, дело далеко не ближайших лет.

Противолодочный самолет Ил-38SD

Противолодочный самолет Ил-38SD. «Нависающая» над кабиной конструкция — тот самый «Морской дракон»

Характеристики Ил-38

Противолодочный самолет Ил-38
Страна: СССР
Тип: Противолодочный самолет
Год выпуска: 1969 г.
Экипаж: 7 человек
Двигатель: 4х ТВД
Максимальная скорость: 650 км/ч
Практический потолок: 8000 м
Дальность полета: 9500 км
Масса пустого: 34 т
Максимальная взлетная масса: 68 т
Размах крыльев: 37,42 м
Длина: 40 м
Высота: 10,16 м
Площадь крыла: 140 кв.м
Вооружение:До 8400 кг (нормальная 5400 кг) во внутреннем отсеке. 450-мм торпеды, глубинные бомбы, осветительные бомбы, гидроакустические буи, морские мины.

Модификации самолета ИЛ-38

Ил-38SD — патрульный противолодочный самолёт оснащенный новым прицельно-навигационным комплексом «Морской дракон» производства НПО «Ленинец» (характерное отличие от старых моделей «тарелка» этого НК над кабиной экипажа. Модернизация до уровня Ил-38SD продлевает срок службы самолета ещё на 10-15 лет. Экспортный вариант.

Ил-38Н («Новелла») — тот же Ил-38SD, но предназначенный для авиации ВМФ России.

 

 


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет