[snip text=»Краткая справка: Экспортная модификация российского боевого вертолета Ми-24, вертолеты Ми-25/Ми-35. История создания, модификации, боевое применение»]
Содержание
История создания вертолетов Ми-24 и Ми-35
Есть такая шутка — «что такое вертолеты? это души погибших танков». Наверняка, её вспоминает каждый, кто хоть раз увидит боевой вертолет Ми-24. Однако, за рубежом «крокодил» (прозвище Ми-24 за характерный внешний вид) больше известен под экспортными обозначениями: Ми-25 и Ми-35. Ми-25 представляет собой экспортный вариант модификации Ми-24Д, а Ми-35 — модификации Ми-24В.
Оба варианта от «российской» версии отличаются комплексами бортового оборудования, и теоретически представляют её полную копию. Так ли это на самом деле, сказать трудно, но технические характеристики Ми-24 соответствующих модификаций и экспортных аналогов практически совпадают.
- Вертолеты типа Ми-25 экспортировались в: Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Индию, Ирак, Йемен, Камбоджу, Кубу, Ливию, Никарагуа, Перу, Северную Корею, Сирию, Эфиопию.
- Вертолеты типа Ми-35 экспортировались в: Анголу, Афганистан, Буркина-Фасо, Зимбабве, Индию, Индонезию, Кипр, Мьянму, Намибию, Перу, Сенегал, Судан, Узбекистан, Чехию, Шри-Ланка, Эритрею, Эфиопию.
Конструкция вертолетов Ми-24 и Ми-35
См. статью о боевом вертолете Ми-24.
Вертолет Ми-25 (Ми-35) построен по классической одновинтовой схеме с 5-и лопастным несущим и 3-х лопастным рулевым винтами.
Фюзеляж полумонокок, цельнометаллический. На фюзеляже установлено небольшое крыло, консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора.
Силовая установка состоит из 2х ТВД ТВ3-117 (на Ми-35 ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Воздухозаборники двигателей оборудуются пылезащитными устройствами. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска 2(4) ПТБ по 450 л под крылом.
Кабины членов экипажа раздельные, размещены уступом. В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении и служат трапами. Окна могут окрываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия.
Основные модификации вертолётов Ми-25 и Ми-35
- Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д.
- Ми-25У — экспортный вариант Ми-24ДУ с полноценным двойным управлением, но без пулемёта.
- Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
- Ми-35М1 — модернизированный, с двигателями ТВ3-117ВМА, Х-образным рулевым винтом, французской авионикой, укороченным крылом, топливными баками с пенополиуретаном. Состав вооружения аналогичен Ми-24ВП. Разработан в 1995 году.
- Ми-35М2 — высотный, с двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ, измененным составом радиооборудования. В состав вооружения включена ракета «Игла-В», пушка ГШ-23В с водяным охлаждением. Первый полёт 30 мая 2000 года.
- Ми-35М3 — экспортный вариант Ми-24ВМ.
- Ми-35МО — ночной, с оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году переоборудовано 2 вертолёта.
- Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П. Поставлялся в Индию, Мексику.
- Ми-35ПН — ночной вариант Ми-35П. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
- «Mission-24» — модернизированный израильской фирмой IAI. Отличается составом БРЭО.
Характеристики Ми-25, Ми-35 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Боевой вертолет |
Год выпуска: | Как у Ми-24Д и Ми-24В |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | 2х ТВ3-117 мощностью 2200 л.с. / 2х ТВ3-117В мощностью 2225 л.с. |
Максимальная скорость: | 320 км/ч |
Практический потолок: | Статический: 1300 м / 2000 м, динамический: 4500 м / 4600 м |
Дальность полета: | 595 км (боевая), 1000 км (перегоночная с подвесными баками). |
Масса пустого: | 8340 кг / 8500 кг |
Максимальная взлетная масса: | 11500 кг (нормальная взлетная 11200 кг). |
Размах крыльев: | Диаметр несущего винта: 17,3 м, размах крыла: 6,66 м. |
Длина: | По фюзеляжу: 17,506 м, с учетом винтов: 21,35 м. |
Высота: | До втулки несущего винта: 4,39 м, по рулевому винту: 5,47 м. |
Площадь крыла: | 6,75 кв.м. |
Вооружение: | Пушка, управляемые ракеты, НУРС (как у Ми-24 соответствующих моделей, но штатное вооружение заменено экспортными аналогами). |
Характеристики приведены для моделей Ми-25/Ми-35, там где они различаются, данные даны через дробь
Боевое применение Ми-25 и Ми-35
Вертолёты Ми-25 и Ми-25 принимали участие в боевых действиях:
- гражданская войны в Республике Чад (1980-1987)
- ирано-иракская война (1980-1988)
- 5-ая арабо-израильская война в Ливане (1982)
- гражданская война в Никарагуа (1983-1990)
- гражданская война в Анголе (с 1985 года)
- индо-пакистанский конфликт (1987)
- гражданская война в ЭФиопии (1988-1991)
- война в Кувейте (1990 г). Л
Также вертолеты успешно работали:
- Операции против сепаратистов на юге Ливана (Ливия)
- Операции против ТОТИ в Шри-Ланке (Индия)
- Операции против «красных кхмеров» в Камбодже (Вьетнам)
- Операции против наркомафии (Перу)
- Против мятежников и пиратов в Эфиопии (правительство Эфиопии)
На «совести» «экспортников» есть также два любопытных эпизода:
- Первый в мире бой между боевыми вертолетами (иракский Ми-25 против иранского AH-1J «Си Кобра», 1980 г.).
- Первая победа боевого вертолета над боевым самолетом (иракский Ми-25 сбил иранский истребитель F-4 «Фантом II», 24 октября 1982 г.).
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет