Ми-14Э в полете. С этого ракурса вертолет-амфибия выглядит как самый обычный Ми-8.
Содержание
С самого начала разработки вертолёта Ми-8 конструкторы ОКБ-329 М.Л.Миля предусматривали возможность создания на его базе противолодочной модификации. В 1958 году в бригаде общих видов были проработаны 2 варианта: один с сохранение планёра Ми-8, другой — с заменой нижней части фюзеляжа лодкой с боковыми поплавками.
Вариант амфибии должен был повысить безопасность полётов над морем. Кроме того, считалось, что применение поискового оборудования в режиме приводнения будет более экономичной, чем в режиме висения. Разрабатываемый в то время в ОКБ Н.И.Камова противолодочный вертолёт Ка-25 имел ограниченные возможности приводнения, а его весовые характеристики не позволяли разместить на борту весь комплекс противолодочного оборудования. Поэтому руководство ВМФ заинтересовалось противолодочной модификацией более грузоподъёмного Ми-8.
В ноябре 1959 года председатель Госкомитета по авиационной технике П.В.Дементьев утвердил задание на разработку проекта вертолета В-8Г («Г» — гидро). Поисково-ударный комплекс должен был состоять из двух вертолётов: поискового и ударного, причём поисковый должен был быть легко переоборудован в ударный и наоборот. Предварительное проектирование началось в 1962 году, сразу после постройки двухдвигательного В-8А. Ведущим конструктором был назначен Л.Н.Бабушкин. На согласование с заказчиком, оптимизацию комплекса вооружения, макетирование оборудования ушло несколько лет.
И только 30 апреля 1965 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке базового противолодочного вертолёта-амфибии В-14 в поисковом и ударном вариантах.
Характеристики Ми-14 | |
---|---|
![]() | |
Страна: | СССР |
Тип: | Многоцелевой вертолет |
Год выпуска: | 1967 г. |
Экипаж: | 4 человека |
Двигатель: | 2х ТВ3-117М, мощностью по 1950 л.с. |
Максимальная скорость: | 250 км/ч |
Практический потолок: | 4000 м (практический потолок), 1600 м (статический потолок) |
Дальность полета: | 800 км (тактический радиус 200 км). |
Масса пустого: | 8,9 тонн |
Максимальная взлетная масса: | 14,5 тонн (нормальная взлетная 13,4 т., масса полезного груза 2 т.). |
Размах крыльев: | Диаметр несущего винта: 21,29 м |
Длина: | По фюзеляжу: 18,38 м., с винтами: 25,24 м |
Высота: | По рулевому винту: 6,93 м |
Площадь крыла: | Нет |
Вооружение: | 1х торпеда АТ-1 (АТ-2, Т-67 "Стриж", позже УМГТ-1 "Орлан", "Колибри"), либо 12х 50-кг противолодочных бомб, либо 8х 250-кг бомб, находящихся в герметичном бомбоотсеке. |
В качестве силовой установки будущего вертолета Ми-14 было решено применить новые двигатели ТВ3-117 ОКБ С.П.Изотова, имевшие большую мощность по сравнению с ТВ2-117. Новая силовая установка позволяла создать один поисково-ударный вертолёт вместо комплекса из двух.
В сентябре 1966 года руководству ВМФ были предъявлены 2 аванпроекта В-14: с ТВ2-117 в ударном и поисковом вариантах и с ТВ3-117 в едином поисково-ударном варианте. Предпочтение было отдано последнему. Его эскизный проект был утверждён в октябре и конструкторы преступили к рабочему проектированию. Была усилена трансмиссия и с помощью ОКБ Изотова создан новый главный редуктор ВР-14. Шасси впервые в отечественном вертолётостроении было выполнено убирающимся.
В декабре 1966 года на казанском филиале ОКБ был построен макет, состоявший из фюзеляжа серийного Ми-8 и металлического макета лодки. В 1967 году началось изготовление прототипа. Из-за задержек с доводкой двигателей на нём было решено установить старые ТВ2-117. 1 августа 1967 года лётчик-испытатель Ю.С.Швачко впервые поднял В-14 в небо. В 1968 году начались совместные Государственные испытания, которые проходили в Подмосковье и Феодосии.
Чертеж вертолета-амфибии Ми-14
Для ускорения испытаний решением МО СССР для переоборудования в амфибии были переданы ещё 2 Ми-8. На них впервые был установлен поисково-прицельный комплекс «Кальмар». Один из них вскоре потерпел аварию и вместо него в В-14 был переоборудован четвёртый Ми-8. На нём в 1969 году отрабатывался комплекс вооружения. В конце 1969 года на первом прототипе установили двигатели ТВ3-117М. В 1971 году в Казани были переоборудованы в В-14 ещё 2 Ми-8 и оснащены двигателями ТВ3-117М, редуктором ВР-14, ВСУ АИ-9В, усиленной трансмиссией. Из-за работ, связанных с доводкой главного редуктора, испытания затянулись до декабря 1974 года.
Серийное производство Ми-14 было организовано в конце 1973 года на заводе №387 в Казани. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 мая 1976 года вертолёт принят на вооружение под обозначением противолодочный вертолет Ми-14ПЛ (соответсвующий приказ МО СССР подписан 25 июня 1976 года). За создание Ми-14 группе работников МВЗ присуждена Государственная премия СССР.
Военный вертолет-амфибия Ми-14 с противолодочным оборудованием
В 1973-1986 годах изготовлено 273 вертолёта Ми-14 различных модификаций. С 1977 года поставлялся на экспорт в Болгарию, Вьетнам, ГДР, КНДР, Кубу, Ливию, Польшу, Сирию и Югославию. После распада СССР часть вертолётов досталась Украине. В 1995 году все Ми-14 исключены из состава флота России и выведены в резерв. Прототип В-14 хранится в музее Казанского вертолётного завода, серийный Ми-14 — в музее авиации в Киеве.
В настоящее время, есть сведения, что производство модернизированных Ми-14 будет возобновлено в ближайшее время. Подтверждений этих слухов на данный момент нет.
Вертолет Ми-14 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами (на вертолётах позднего выпуска применены тянущие винты противоположного вращения как на Ми-8МТ).
Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Лодка выполнена из трёхслойных панелей с сотовым заполнителем. По бокам лодки установлены поплавки в форме крыльев, обеспечивающие поперечную устойчивость при волнении до 4 баллов. Для улучшения путевой устойчивости вертолёта на поплавках установлены вертикальные кили.
Шасси четырёхопорное, убирающееся. Для защиты рулевого винта под хвостовой балкой установлена дополнительная опора с поплавком. Силовая установка состоит из 2 ТВД ТВ3-117М с редуктором ВР-14. Для запуска двигателей за главным редуктором установлена ВСУ АИ-9В.
Многоцелевой вертолет-амфибия Ми-14 во второй родной стихии.
В грузовой кабине оборудовано рабочее месте штурмана-оператора и размещены блоки поисково-прицельной системы 7071 «Кальмар» (на Ми-14ПЛМ — «Осьминог»), включающей прицельно-вычислительное устройство «Ландыш», аппаратуру передачи данных «Снегирь», ОГАС «Ока-2», РЛС «Инициатива-2М». В передней части кабины установлен теплопеленгатор «Сура». В задней части фюзеляжа находились кассеты с 36 сбрасываемыми гидроакустическими буями «Поплавок» или «Координата», ориентационные бомбы. Снаружи в задней части фюзеляжа установлен опускаемый магнетометр АПМ-60 «Орша».
Для обеспечения неподвижного висения вертолёта над точкой в состав оборудования включена система автоматического управления САУ-14. Под хвостовой балкой установлен доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-15.
Поисково-спасательный вертолет-амфибия Ми-14 (Польша)
Грузо-пассажирский вертолет-амфибия Ми-14ГП
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
Справочники