[snip text=»Краткая справка: Корабельные противолодочные вертолеты Ка-25 в роли спасательных средств советского военно-морского флота»]
Содержание
Вертолеты Ка-25 в военном флоте
Вертолеты фирмы Камов на флоте служат давно, выполняя на кораблях широкий перечень задач. Чего в этом списке только нет — выполняют труженики Ка-25 и Ка-27 и транспортные, и разведывательные, и боевые задания. Что ни говори, без современных вертолетов флот как без рук. Но особенно это проявляется, когда дело касается задач особенной важности, спасательных.
Первый из линейки камовских вертолетов соосной схемы, в полной мере примеривших на себя морскую службу, стали вертолеты Ка-25. Существовала даже специальная модификация Ка-25ПН (Ка-25ПС) на базе Ка-25ПЛ, с той же РЛС, но без вооружения, и лебедкой ЛПГ-300 грузоподъемностью 300 кг. В бомбоотсеке вертолета находился радиокомпас-приемник сигналов аварийных радиостанций АРК-У2, а по бортам навешивались два поисковых прожектора. Дополнительно Ка-25ПН снабжался спасательными надувными лодками, жилетами и подъёмным сидением. Однако службу эти вертолеты несли на судах обеспечения и на боевых кораблях никогда не базировался.
Судьба же распорядилась так, что самые известные и опасные спасательные миссии в советском ВМФ, пришлось выполнять обычным противолодочным модификациям вертолета — Ка-25Ц и Ка-25ПЛ, базировавшихся на противолодочных кораблях проектов 1134А, 1134Б и 1155.
Вертолеты Ка-25 спасают подводные лодки
Особо выделяется история по спасению атомной подводной лодки «К-19» проекта 658. 24 февраля 1972 г. находясь на боевой службе в Северной Атлантике, на глубине 120 м в 9-м отсеке ракетоносца возник пожар. В огне погибли 28 моряков, К-19 удалось всплыть и подать сигнал бедствия. К терпящему бедствие судну устремились не только советские корабли, но и силы НАТО — обстановка накалилась до предела, а спасательные работы начать не представлялось возможным — на поверхности моря бушевал семибалльный шторм.
Первым к К-19 подошел БПК «Вице-адмирал Дрозд» с вертолетом Ка-25Ц майора А.А.Крайнова. Несмотря на то, что правила запрещали взлет в таких условиях, экипажи майора Крайнова, а затем старшего лейтенанта В.С.Молодкина приступили к полетам, ведь речь шла о жизнях людей. Для облегчения с вертолета сняли 600 кг аппаратуры, быстро установили блоки для подъема людей и грузов — на «боевом» Ка-25 не было лебедки и подъем предстояло осуществлять вручную.
Вода заливала не только вертолетную площадку, но и ангар, посты обеспечения полетов. Матросы удерживали вертолет руками во время запуска и отпускали после перехода в нормальный взлетный режим. На руки его и принимали при посадке.
Всего в ходе спасательной операции с лодки было перевезено 70 человек, а также грузы. Вся авиагруппа майора А.А.Крайнова была награждена орденами и медалями.
Кроме БПК «Вице-адмирал Дрозд», работали над спасением экипажа К-19 и вертолетчики БПК «Кронштадт», из экипажа капитана В.Г.Семкина. Они так же приступили к полетам в запредельных погодных условиях и перевезли 15 человек, а также доставили на терпящую бедствие подводную лодку 6 тонн груза и 9 тонн топлива.
Этот же вертолет затем обеспечивал буксировку и сопровождение К-19 до самого Североморска.
Ещё были задействованы вертолеты противолодочного крейсера «Ленинград», в сумме доставившие 44 тонны грузов, и перебросившие с лодки и на лодку 77 человек.
Капитаны В.Г.Семкин, Н.В.Гладнев и лейтенант В.В.Поляков были награждены правительственными наградами, а майор И.В.Попов, капитан Л.М.Лисовский, лейтенанты В.И.Пушкарь, А.И.Стецовский, Ю.Д.Азаренков поощрены командованием.
Другой заметный случай, произошел в начале восьмидесятых годов. Терпящей бедствие подводной лодке пришел на помощь БПК «Удалой» проекта 1155 с одним вертолетом Ка-25ПЛ на борту. Как и в случае с К-19 на море бушевал шторм в 6-7 баллов, но ситуация усугублялась тем, что вертолет на борту «противолодочника» был неисправен — как раз намедни, техник обнаружил трещину в силовой конструкции корпуса.
Тем не менее, экипаж майора М.В.Фирова принял решение взлетать не смотря на опасность авиакатастрофы. В итоге, за 5 полетов, удалось снять с лодки 28 человек нуждавшихся в помощи. За мужество и отвагу при выполнении задания майор М.В.Фиров был награжден орденом Красной Звезды.
Вертолеты Ка-25 спасают самолеты
Чаще всего на море спасать приходится не моряков, а летчиков. Особое место занимает спасение вертолетчиками экипажей потерпевших аварию самолетов и вертолетов. Наиболее аварийными самолетами в авиачастях ВМФ были Ту-22 и Як-38.
Летчиков с утонувших самолетов поднимали командиры корабельных вертолетов Ка-25: на Севере — майор А.А.Селехов, на Черном море — подполковник Е.А.Галанин, на Тихом океане — капитаны А.И.Юшин и С.А.Федоров, борттехники: И.И.Заика, Е.А.Елисеев, С.Кушнаренко и В.Грабкин.
Неоднократно выполняли «боевые» Ка-25ПЛ и санитарные рейсы, очень часто в тяжелых погодных условиях.
Экипаж подполковника А.М.Ковалькова (штурман А.Д.Гутовенко, борттехник В.А.Фоминов) в шторм успешно перевезли больного матроса с атомной подводной лодки на ракетный крейсер «Маршал Устинов» для операции.
В шторм довелось перевозить больного офицера и майору Г.П.Колякову (штурман — майор Д.Скарга). Количество подобных полетов в нормальную погоду велико, и за каждым — жизнь или здоровье наших моряков.
Не будет грехом сказать, что боевые вертолеты советского ВМФ спасли намного больше жизней, чем отняли. С корабля на корабль, на подводные лодки, на гражданские и военные суда — без санитарных и транспортных рейсов не обходилась для них ни одна боевая служба.
• Справочник флота • Справочник авиации • Вертолеты СССР и России •
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет