Содержание Характеристики БПК проекта 1134Б |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Большой противолодочный корабль |
Дата выпуска: | Головной заложен в 1968 г., последний сдан в 1976 г. |
Водоизмещение: | Стандартное: 6670- 7010 тонн, нормальное: 7605 - 7950 тонн, наибольшее: 8870 - 8900 тонн |
Длинна: | 161,9 - 162 м (по ватерлинии), 173,2 - 173,4 м (наибольшая) |
Ширина: | 16,78 м (по ватерлинии), 18,54 м (наибольшая). |
Осадка: | 5,29-5,5 м (нормальное водоизмещение), 5,7-5,9 м (полное водоизмещение) |
Бронирование: | Нет |
Экипаж: | 422 (433) человек, из них офицеров 49 (52) |
Силовая установка: | Газотурбинная, включающая 4 форсажных и 2 маршевых двигателя (см. текст), мощностью 92000 - 107000 л. с. |
Дальность хода: | 7100—7890 миль экономичным (18 узлов) ходом |
Максимальная скорость: | 32-33 узла |
Вооружение: | |
Авиагруппа: | 1х вертолет Ка-25ПЛ |
[snip text=»Большие противолодочные корабли проекта 1134Б. История создания, характеристики и внутреннее устройство»]
Характеристики даны усредненные для всей серии 1134Б «Беркут-Б»
История создания кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»
В апреле 1966 г. совместным решением МСП и ВМФ были утверждены основные элементы нового корабля ПВО-ПЛО проекта 1134Б на базе проекта большого противолодочного корабля 1134А, но с усиленным зенитным ракетным и артиллерийском вооружением. Минуя стадию эскизного проекта, разработка технического проекта 1134Б была поручена Северному Проектному Бюро.
Главным конструктором был назначен В.Ф.Аникиев, его заместителем — А.Н.Кожевников. В ноябре 1967 г. главным конструктором пр. 1134Б был назначен А.К.Перьков — главный конструктор Северного ПКБ. Ему в помощь были назначены два заместителя — М.Г.Гольберг и В.А.Ивойлов.
Новый большой противолодочный корабль имел увеличенные размеры корпуса по сравнению с 1134А, улучшенные условия обитаемости экипажа, обновленный и расширенный комплекс вооружения (в том числе перспективные зенитные управляемые ракеты «Шторм» Б-192), и дополненный буксируемой станцией МГ-325 «Вега» гидроакустический комплекс.
Естественно были обновлены и усилены средства радиоэлектронной борьбы, средства связи, а также значительно понижена шумовая заметность корабля.
Маршевые двигатели и газотурбогенераторы разместили на подвесных фундаментах с двухкаскадной амортизацией, что должно было повысить живучесть при динамических сотрясениях корпуса от взрывов и снизить структурный шум. Часть корпуса и некоторые фундаменты механизмов оклеили пластмассой типа «Агат». Кроме того, были предусмотрены противошумные коффердамы со стальными звукоизолирующими зашивками, глушение шума в газоходах и приемниках воздуха. Форма и размеры дымовой трубы были выбраны из соображений обеспечения низких уровней тепловых полей.
Внешне большие противолодочные корабли проекта 1134Б отличались от 1134А увеличенной на 12 м длинной и на 0,6 м шириной, удлиненным баком, более развитыми надстройками, башенноподобной грот-мачтой и массивной дымовой трубой. Внутренние помещения также претерпели существенные изменения и сильно отличались от изначального проекта.
Именно для кораблей проекта 1134Б был впервые разработан проект архитектурно-художественного оформления жилых и общественных помещений для создания комфортных условий обитания, и, также впервые, была проведена разработка согласованных чертежей для исключения переделок на корабле, неизменно возникавшие ранее при монтаже судового оборудования, из-за отсутствия детальных установочных размеров в рабочих чертежах.
Строительство «Беркутов» было развернуто на ордена Ленина заводе им.61 Коммунара Министерства судостроительной промышленности СССР в Николаеве. Выбор завода-строителя был обусловлен наличием у предприятия опыта строительства первых в мире серийных кораблей с газотурбинной установкой — больших противолодочных кораблей проекта 61. Немаловажным обстоятельством являлось и соседство завода-изготовителя газотурбинных двигателей — Южного турбинного завода.
Всего в период с 1968-1976 г.г. было построено 7 кораблей проекта 1134Б («Беркут-Б»): «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент, «Таллин».
Корабли имели неограниченную мореходность и гарантированную непотопляемость при затоплении любых трех смежных отсеков. До введения в строй больших противолодочных кораблей проекта 1155, «Беркуты» 1134Б были сильнейшими надводными кораблями СССР в классе, а на момент ввода в строй, пожалуй, сильнейшими в мире.
Конструкция кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»
Корпус кораблей проекта 1134Б стальной, полностью сварной. Набор корпуса — 326 шпангоута, разделен 14 главными водонепроницаемыми переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. У корабля три палубы (нижняя, верхняя и палуба бака) и три платформы — I, II и III (снизу вверх).
В носовой части снизу (под водой) — бульбовый обтекатель гидроакустической станции «Титан-2», с диаметром акустической антенны 2 м. Под палубой бака размещались два якорных клюза. Около них — датчики контактной станции обнаружения ПА в подводном положении по радиационному контрасту кильватерного следа МИ-1 ЮР и инфракрасная станция обнаружения подводных лодок по тепловому контрасту кильватерного следа МИ- 110К. За ними на верхней палубе находились такелажная кладовая, боцманская и шпилевая. В носовой части корпуса, перпендикулярно диаметральной плоскости корабля, на палубе бака — пара реактивных бомбометных установок РБУ-6000, разделенных специальным вертикальным экраном для обеспечения взаимной защиты от факелов реактивных бомб при стрельбе. ПУ ЗИФ-121 были установлены на передней части надстройки перед носовой ПУ Б-192 УЗРК «Шторм».
В надстройке находились боевые посты различного назначения, секретная канцелярия, пост носовой аварийной партии, шахты газоходов НМО и КМО. Рубка дежурного по кораблю находилась в кормовой части надстройки по правому борту, рядом с ней — помещение РГБ и каюты офицеров. Столовая команды (клуб) размещалась между 149 и 175 шп. Под крыльями мостика ходовой рубки, побортно, находились две четырехтрубные ПУ КТ-М-1134А (КТ-100) УРПК-3 «Метель».
Начиная с заказа № 204, на палубе надстроек, перед ходовой рубкой, стали устанавливать рубку системы космической связи «Цунами-БМ» и корабельного навигационного комплекса «Штырь-2М». В дальнейшем система «Цунами-БМ» была установлена еще и на БПК «Керчь». Над этой рубкой разместили салютные орудия 21-КМ — 45 мм.
Над ходовой рубкой, линейно-возвышенно, были расположены АП РЛС «Дон» и «Волга». АП второй РЛС «Волга» устанавливался в верхней части грот- мачты сзади. Над ходовой рубкой, на специальном фундаменте, был смонтирован носовой АП РЛС СУ «Гром-М». Побортно от носового АП «Гром-М» были установлены по одному стабилизированному посту телевизионной системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45Н и оптические перископические визиры ГКП и ходовой рубки. Далее, в корму, шла небольшая надстройка боевых постов МР-310А из АМГ-сплава с четырехногой решетчатой фок-мачтой и антенной трехкоординатной РЛС МР-310А в верхней ее части (а также АП радиопеленгатора АРП-50Р). Под этой надстройкой размещались каюта командира и каюта флагмана на одной палубе с ходовой и штурманской рубками.
Побортно от фок-мачты — антенны РЛС МР-105 «Турель» для управления огнем артиллерийских установок АК-726. На палубе надстроек (108-124 шп.) — кают-компания офицеров, а рядом с ней — каюта старшего помощника командира корабля. За кают-компанией — шахта воздухопроводов носового МО, за ней — помещение газоходов, по бокам от него устанавливались АУ АК-726, спереди основания грот-мачты.
Далее, в корму, в башенноподобной грот-мачте на шести ярусах размещались боевые посты радиотехнического вооружения БПК. На четвертом ярусе, начиная с заказа С-2003, была установлена специальная площадка под АП станции радиолокационной обстановки и управления средствами радиопротиводействия «Кольцо», но сама РЛС и её АП были установлены только на заказе С-2003. На боковых стенках грот-мачты находились характерные сдвоенные шарообразные антенны станций РЭБ МП-150 «Гурзуф-А» и «Гурзуф-Б», а, на заказах С-2001 и С-2002, ещё и станции радиотехнической разведки МРП-15-16М «Залив» и МРП-11-12, МРП-13-14.
Верхушку мачты венчала антенна РЛС МР-600 «Восход». Оригинальное подкрепление под АП РЛС МР-600 обеспечивало создание интенсивного воздушного потока в верхней части расположенной рядом газоотводной трубы. Кроме дополнительного охлаждения отводимых газов, это создавало благоприятные температурные условия для работы рядом расположенных АП. Газоходы ГТУ были выведены в единую дымовую трубу, отделенную от грот-мачты. По бокам дымовой трубы размещались две батареи по два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 и РЛС МР-123 для управления стрельбой. Далее в корму находился кормовой АП РЛС «Гром-М» и кормовая ПУ Б-192 УЗРК «Шторм», а на палубе бака, побортно — два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-1134Б.
В корме надстройка заканчивалась вертолетным ангаром полуутопленной конструкции (261-286 шпангоуты), с двумя открывающимися вбок створками ворот и поднимающейся вверх крышей, стартовым командным пунктом вертолета и вертолетной ВПП. На палубе бака, побортно от ангара, устанавливались РБУ-1000.
На верхней палубе, за шпилевой, располагались: кубрик на 45 мест, рубка гидроакустики, командный пост связи и комплекс постов ГКП-КПКС, носовая электростанция, кубрик на 23 человека, посты РТВ, четырехместная каюта мичманов, 14- местный кубрик, вертолетные кладовые, ангар, кают-компания мичманов и, непосредственно под ВПП, помещение буксируемой ГАС «Вега» с подъемно-опускным устройством, закрывающимся с кормы специальной крышкой с гидравлическим приводом (300-326 шп.). Там же был размещен буксируемый акустический охранитель корабля с устройством для спуска и подъема. В румпельном отделении, под помещением буксируемой ГАС МГ-325 — рулевая машина, а в ахтерпике — боцманская кладовая.
На нижней палубе расположены различные кладовые, посты ГАС и СУ УЗРК, посты АСУ и стабилизации, погреб №5 авиационного боезапаса с торпедами АТ-1, керосинохранилище. На второй платформе — форпик, цепной ящик, посты гидроакустики, погреба РГБ-60 и ЗУР В-611, кладовые, рефрижераторные машины, отделения холодильных машин, посты РТВ. На первой платформе — посты ГАС и фундаменты двигателей ГТУ М5 носового машинного отделения с двумя маршевыми двигателями и двумя ГТГ-12,5А (124-147 шп.) и кормового машинного отделения с четырьмя основными двигателями и одним ГТГ-6А (178-205 шп.). Между ними — отделение успокоителей качки, а за КМО — кормовое отделение газотурбогенера- торов с двумя ГТГ-12,5А.
Офицеры корабля размещались в пяти одноместных блоках-каютах (в т.ч. двух «адмиральских» со всеми удобствами), в 21 двухместной каюте, в 1 трехместной и 1 четырехместной каютах. Имелась офицерская кают-компания на 44 посадочных места и кают-компания мичманов на 32 места. Мичманы и главстаршины размещались в двух двухместных, четырех четырехместных, двух пятиместных и в одной шестиместной каютах, а также в девяти- и десятиместных кубриках. Количество спальных мест: 54 офицерских, 64 мичманских. Старшинский и рядовой состав размещались в 12 кубриках на 320 мест (от 15 до 54 человек). Питание осуществлялось в две смены в столовой команды на 150 посадочных мест.
Оборудование кораблей проекта 1134Б «Беркут-Б»
Двигательная установка проекта 1134Б включала две газотурбинных установки М5 или М5Е. В М5 в качестве основных, в то время форсажных, использовались газотурбинные нереверсивные двигатели Д054, мощностью около 18000 л.с., а в качестве маршевого — Д061 реверсивный, мощностью до 6000 л.с. В М5Е основными двигателями были нереверсивные ДЕ59, мощностью до 22500 л.с каждый, а в качестве маршевого — Д063 реверсивный, мощностью до 9000 л.с.
В 80-е годы намечалась замена основных и маршевых двигателей в ГТУ кораблей на новые, более экономичные и малошумные. Основные — ДН59 нереверсивные, мощностью до 22500 л.с., температурой выходящих газов до 345°С и частотой вращения силовой турбины до 5300 об/мин. Маршевые — ДС71, реверсивные, мощностью свыше 8500 л.с., ТВГ — 430°С, частотой вращения силовой турбины — 4750 об/мин. Модернизацию прошли не все из построенных кораблей.
Электроэнергетика кораблей включала четыре газотурбогенератора ГТГ-12,5А, 1 газотурбогенератор ГТГ-6А или ГТГ-6И (для обеспечения работы ГАС в импульсном режиме) и генератора МСК-750/1500 мощностью 750 кВт. Все агрегаты вырабатывали переменный трехфазный ток напряжением 400 В, 50 Гц. Управление электроэнергетикой осуществлялось системой дистанционного автоматизированного управления электроэнергетической установкой «Ангара-Б».
Для обеспечения корабля паром на стояночных режимах были предусмотрены два вспомогательных котла КВВА-6/5. Их паропроизводительность — 6 тонн пара в час, при давлении 5 кг/см2. В зависимости от готовности корабля к бою и походу расход топлива на якоре составлял 14,0-29,0 т/сут, котельной воды — 4,0 т/сут, питьевой и мытьевой воды — 12-15 т/сут.
Впервые на флоте, на проекте 1134Б были установлены бромисто-литиевые холодильные установки БМ-600 для системы кондиционирования воздуха. Две рефрижераторные камеры МАК-15 объемом 28,8 м обеспечивали поддержание четырех режимов температур для хранения различных видов провизии от +Г до -12°С. Отделение носовых холодильных машин размещалось в районе 87-101-го шпангоута. Кроме того, в составе оборудования имелось две опреснительные установки марки П-3 с производительностью 25 т/сут.
В междудонном пространстве между 27 и 311 шп. размещались 36 топливных цистерн, масляная цистерна на 22 т и цистерна котельной воды на 15 т. В кормовой части — хранилище керосина для вертолета на 21000 л. Также предусматривались три цистерны пресной воды — №1 (20-24 шп.) на 22,6 т; №2 и №3 (233-255 шп.) на 47,5 и 75,4 т, соответственно.
Штурманское вооружение пр.1134Б в целом не изменилось с предыдущих серий кораблей.
Корабль отличался высокой насыщенностью радиотехнического вооружения, имел 22 основных антенных поста, а объем систем радиотехнического вооружения и систем управления оружием занимал 59% всего объема вооружения установленного на нем.
В палубном кормовом ангаре (12,5×4,8×5,5 м) обеспечивалось постоянное базирование 1-го вертолета Ка-25ПЛ, а на самой корме была оборудована взлетно-посадочная площадка (11,5×10 м) со светотехническим оборудованием.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе, использованы фрагменты книги С.Н. Машенского, «Великолепная семерка. Крылья Беркутов»