Характеристики противолодочных крейсеров проекта 1123 «Кондор»

Противолодочные крейсера проекта 1123 «Кондор»
Страна: СССР
Тип: Противолодочный крейсер
Дата выпуска: Головной корабль заложен 15 декабря 1962 г., поднят флаг 16 апреля 1967 г.
Водоизмещение:Полное 15 280, стандартное 11 100 тонн
Длинна: 189 м
Ширина: 34 м
Осадка: 7,5 м
Бронирование: Нет
Экипаж: 850 человек
Силовая установка: Паротурбинная, 90 000 л.с.
Дальность хода: 8000 миль
Максимальная скорость: 29 узлов
Вооружение:ПВО: 2 х УЗРК М-11 "Шторм" , Противолодочное: 1 х ПЛРК РПК-1 "Вихрь", 2 х РБУ-6000, Торпедное: 2х пятитрубных 533 мм ПТА-53 (позднее демонтированы), Артиллерийское: 2х 57-мм АК-725
Авиагруппа:14 вертолетов Ка-25

С появлением в составе военно-морских сил США в конце 50-х годов атомных подводных лодок, вооруженных стратегическими ракетами «Поларис», коренным образом изменилась концепция оперативного использования военно-морского флота.

Теперь флот из вида вооруженных сил, только лишь обеспечивающего успешные боевые действия сухопутных войск, превратился в составную часть ядерной триады. Причем часть, способную самостоятельно решать любые стратегические задачи. Само-собой, одновременно этим возросло и значение противолодочной обороны. Но проблема сильно усугублялась тем, что атомные подводные лодки не были привязаны к морским базам, и теоретически, их позиции могли располагаться в любой точке мира. Значит и охотник за подводными ракетоносцами должен был быть особенным — способным одновременно контролировать очень большой район акватории и способный «достать» противника в любой точке земного шара.

Вид с кормы на вертолетную площадку крейсера "Москва"

Вид с кормы на вертолетную площадку крейсера «Москва»

В 1957 г. Главный Штаб ВМФ СССР предложил научно-исследовательским коллективам, работающими в области проектирования боевых кораблей, разработать эффективное средство обнаружения и уничтожения атомных ракетоносцев противника. Руководство ЦКБ-17 (ныне Невское проектно-конструкторское бюро г. Санкт-Петербург) предложило создать специализированный противолодочный корабль-вертолетоносец дальней зоны с мощным бортовым противолодочным и зенитным вооружением.

Для строительства серии таких кораблей предлагалось использовать семь недостроенных законсервированных на предприятиях крейсеров проекта 68-бис-ЗИФ. Руководство ВМФ идею корабля-вертолетоносца в общем одобрило, однако от переоборудования недостроенных крейсеров отказалось.

В 1958 г. в совместном постановлении ЦК КПСС и СМ СССР создание противолодочного корабля дальней зоны признавалось основной задачей советского судостроения. В том же году руководство ВМФ утвердило техническое задание на разработку проекта противолодочного корабля — вертолетоносца, обозначенного как «проект 1123».

Предэскизный проект представленный коллективом ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А.В. Савичева предполагал создание корабля общим водоизмещением до 8000 т, несущего авиагруппу в составе 14 противолодочных вертолетов Ка-25. Несмотря на то, что требования заказчика предусматривали общее водоизмещение противолодочного корабля в пределах 4000 — 5000 т, руководство ВМФ остановилось именно на этом проекте.

Технический проект корабля был выполнен уже к декабрю 1961 г., причем его общее водоизмещение увеличивалось по разным причинам до 9830 т. Однако, коррекции технического проекта и даже плазовой документации продолжались чуть ли не до спуска судна на воду.



Надо сказать, что оба корабля созданных по этому проекту — вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград«, были совершенно новым явлением в кораблестроении СССР, да и общемировом тоже. Многие технологии и идеи технических решений были спроектированы специально для этих кораблей. Немудрено, что создать боевое судно способное идеально решать все возложенные на него задачи, в проекте «Кондор» воплотить не удалось.

Чертеж противолодочного вертолетоносного крейсера "Москва"

Чертеж противолодочного вертолетоносного крейсера «Москва»

Мореходность «Кондоров» была прямо скажем не ахти, вертолетов Ка-25 на борту было мало, да и вооружение крейсеров явно было недостаточно эффективно для условий выполнения задач решаемых ими. В бассейнах Средиземного и Черного морей эти корабли были вполне уместны, но в условиях автономного плавания в открытом океане вряд ли могли действовать эффективно.

Противолодочный корабль «Москва»

Закладка головного корабля проекта 1123 (в 1965 г. проект приобрел и имя «Кондор») состоялась 15 декабря 1962 г. на нулевом стапеле Николаевского судостроительного завода № 444 имени И.И. Носенко. Сразу после закладки кораблю было присвоено название «Москва».

14 января 1965 г. корабль был спущен на воду и направлен на стоянку к достроечной стенке. 16 апреля 1967 г. на корабле был поднят военно-морской флаг и в августе «Москва» была представлена на государственные испытания, которые проходили очень непросто и закончились в декабре 1967 г. подписанием приемного акта.

Корабль ждала долгая жизнь — тридцать лет он выполнял боевые задачи в Средиземном и Черном морях и представлял советский флаг в странах средиземноморского бассейна. На нем проходили испытания самолетов вертикального взлета Як-38, а его узнаваемый характерный силуэт стал одним из символов советского ВМФ.

7 ноября 1996 г. на корабле был спущен военно-морской флаг, а 27 мая 1997 г. судно начало свой последний путь — на буксире в Индию, для разделки на металл. За время службы ПКР «Москва» имел следующие бортовые номера: 857, 851, 848, 841, 854, 843, 853, 846, 850, 847, 104, 100, 106, 110, 108.

Противолодочный крейсер "Москва"

Противолодочный крейсер «Москва»

Противолодочный корабль «Ленинград»

Закладка второго корабля проекта 1123 «Кондор» состоялась 15 января 1965 г. на Николаевском судостроительном заводе № 444. Кораблю было присвоено имя «Ленинград». 31 июля 1966 г. корабль был спущен на воду, 15 декабря 1968 г. на корабле был поднят военно-морской флаг.

Служба вертолетоносца проходила в основном в Средиземном море и Атлантическом океане. В 1972 году «Ленинград» принял участие в спасательной операции при крушении подводного ракетоносца «К-19».

В 1991 г. крейсер был выведен из боевого состава КЧФ, 5 декабря 1992 на корабле был торжественно спущен военно-морской флаг, 24 августа 1995 г. «Ленинград» отбуксирован в Индию для разделки на металл. За время службы ПКР «Ленинград» имел следующие бортовые номера: 848, 845, 844, 853, 854, 847, 858, 103, 107, 113, 428, 109, 106, 702, 857.

Противолодочный корабль «Киев»

Был заложен на Николаевской верфи 20 февраля 1968 года. Однако дальше закладки, дела по третьему крейсеру проекта 1123 «Кондор» не продвинулись.

 


источник: компиляция по материалам cris9.narod.ru