[snip text=»Краткая справка: Итальянский истребитель времен второй мировой войны Fiat CR.42 «Falco». Модификации, история создания и характеристики»]
Содержание
История создания и основные модификации истребителя CR.42 «Falco»
История итальянского истребителя CR.42 «Falco» («Сокол») — довольно классическая для своего времени. Сделав целый ряд относительно неплохих истребителей-бипланов (среди которых был особенно удачный CR.32), авиаконструктор Челестино Розателли вполне справедливо полагал, что ещё один биплан, тем более с более мощным двигателем и совершенной конструкцией, общей картины не испортит. Тем более, что шедшая гражданская война в Испании, хотя и показала преимущество по скорости монопланов над бипланами, также подтвердила и их повышенную маневренность в бою — качества, весьма важного для истребителя.
Однако Розателли ошибался — век бипланов неумолимо подходил к концу, к тому же вместо запланированного срока сдачи в 1935 г., новый самолет из-за менявшихся требований ВВС, удалось довести до рабочего состояния только к 1938 году.
23 мая 1938 г. CR.42 «Falco» поднялся в небо, а на вооружение ВВС Италии начали поступать вообще в мае 1939 года, то есть, успел устареть ещё до схода с конвейера.
Почти сразу же начались попытки модернизации «нового» истребителя CR.42 «Falco». Первым делом заменили вооружение (изначально CR.42 «Falco» комплектовался всего 2-я пулеметами винтовочного калибра, новая модель с 2х 12,7-мм пулеметами в производстве называлась CR.42bis) , затем перешли к бортовому оборудованию, однако, не смотря на все старания, заставить «Сокола» летать быстрее 440 км/ч так и не удалось.
Так как самолет был достаточно прост в производстве, недорог, да и летчиками неоднократно хвалился за легкость управления, руководство ВВС Италии начало судорожные попытки срочно отыскать для CR.42 новую «профессию».
Так как конкурировать на равных в качестве линейного истребителя, со своими одногодками из других стран «Сокол» не мог, пришлось срочно изобретать такую экзотику как:
- CR.42AS — Тропический истребитель-бомбардировщик с функциями штурмовика. Вариант оснащался противопылевым фильтром на воздухозаборнике, имел вооружение из 4х 12,7-мм пулеметов, и усиленные лонжероны для крепления под крыльями 2х бомбы по 100 кг (или подвесных баков). Бортовое оборудование дополняла радиостанция увеличенного диапазона. Не оставили без внимания и бронирование кабины.
- CR.42CN — Ночной перехватчик для отражения налетов бомбардировщиков. Оснащен прожекторами на внешней подвеске крыла и ветряным генератором электричества, расположенным над верхним крылом. Выхлопные патрубки самолета оснащены пламегасителями.
- CR.42 «Эгео» — дальний истребитель для сопровождения бомбардировщиков над морем. Оснащался подвесными топливными баками и дополнительной навигационной аппаратурой.
Были также планы по созданию специальных боевых самолетов:
- ICR.42 — поплавковый гидросамолет.
- CR.42DB — «Сокол» с двигателем Даймлер-Бенц DB 601Е мощностью 1100 л.с. Скорость достигала 520 км/ч.
Но они так и не были реализованы в серийном производстве — мощные немецкие двигатели нужны были и для новых машин, а на гидросамолетов у итальянцев просто не дошли руки. Производство CR.42 «Falco» было завершено в июне 1944 года, всего было изготовлено 1782 самолетов всех модификаций.
Кроме Италии, «Сокол» состоял на вооружении Бельгии, Венгрии и Швеции, куда поставлялся на экспорт. После завершения войны и вплоть до 1950-х г., в некоторых странах (в основном в самой Италии) CR.42 «Falco» доживали свой век в качестве учебных машин.
Характеристики Fiat CR.42 | |
---|---|
Страна: | Италия |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1939 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1× Fiat A.74 RC.38, мощностью 840 л.с. |
Максимальная скорость: | 441 км/ч, крейсерская 399 км/ч |
Практический потолок: | 10200 м |
Дальность полета: | 780 км |
Масса пустого: | 1782 кг |
Максимальная взлетная масса: | 2295 кг |
Размах крыльев: | 9,7 м(верхнее) 6,5 м (нижнее) |
Длина: | 8,25 м |
Высота: | 3,06 м |
Площадь крыла: | 22,42 кв.м. (общая) |
Вооружение: | 1× 12,7 мм пулемёт Breda-SAFAT, 1× 7,7 мм пулемёт Breda-SAFAT |
Конструкция истребителя CR.42 «Falco»
Итальянский истребитель CR.42 «Falco» представлял собой биплан смешанной конструкции, с каркасом фюзеляжа из стальных труб и дюралюминиевой обшивки. Секция между кабиной пилота и килем обшивалась полотном, киль и стабилизатор были цельнометаллическими.
Шасси неубирающееся консольно-подкосной схемы, крепящееся к лонжеронам нижнего крыла. На стойки и колеса шасси одевались обтекатели.
Боевое применение истребителя CR.42 «Falco»
География боевого применения итальянского истребителя CR.42 очень широка. Началась она с действий бельгийских истребителей, которые в мае 1940 г., защищали страну от германской агрессии.
А уже 11 июля 1940 г. итальянские «Соколы» (правда действуя больше в качестве бомбардировщиков и штурмовиков) атаковали аэродромы Тулона и Безерты, другие скопления авиации в Провансе. Затем были «битва за Британию», Восточный фронт (только со стороны венгерских ВВС действовало не менее сотни CR.42), Балканы, Северная Африка, Мальта и, наконец, собственно Италия.
Причем по-настоящему удачно CR.42 «Falco» действовали только там, где либо не сталкивались с истребителями противника, либо сражались с устаревшими машинами по типу «Глостер «Гладиатор».
Будь то Восточный фронт, Европа или Африка, любое столкновение с современными монопланами союзников (даже при преимуществе CR.42 в численности), скорее всего заканчивалось проигрышем последних.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Италии
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книге Итальянские гражданские и военные самолёты, 1930-1945. - Ч. 2. - М.: ЦАГИ, 1996