[snip text=»Краткая справка: Советский фронтовой истребитель И-110 конструкции Д. Толмашевича. История создания и конструкция самолета»]

История создания  истребителя И-110

Дмитрий Людвигович Томашевич работал в ОКБ Николая Николаевича Поликарпова и был его заместителем. В 1938 году Томашевич был арестован по делу «конструкторов-вредителей» и помещен в специальное тюремное КБ № 29 (были и такие, не удивляйтесь), отдел «сто». Здесь он начал работу над новым истребителем – хорошо защищенным, с мощным вооружением и способным действовать на значительном расстоянии от баз.  Проекту присвоили индекс «110».

Работы над И-110 велись весь 1941 год, а в начале 1942, опытный образец нового дальнего истребителя уже был построен.

Для получения запланированных параметров КБ пришлось использовать самый мощный из строящихся на тот момент двигателей – М-107П (ВК-107П). Двигатель обладал мощностью 1400 л.с. и считался перспективным, однако был еще в стадии доработки. Очень напряженный тепловой режим работы мотора требовал эффективной системы охлаждения. Поэтому с учетом особенностей двигателя, водомаслорадиаторы большой площади разместили спереди под мотором, из-за чего самолет «оброс» солидной «бородой». Конструкция самолета была смешанной, с минимальным использованием дефицитного дюралюминия.

Характеристики И-110

Фронтовой истребитель И-110 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Фронтовой истребитель
Год выпуска: 1943 г.
Экипаж: 1 чел.
Двигатель: 1 х ВК-107П мощностью 1400 л.с.
Максимальная скорость: 610 км/ч
Практический потолок: 10000 м
Дальность полета: 1050 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 3980 кг
Размах крыльев: 10,2 м
Длина: 9,91 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение:1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулеметы УБС, 2 х 7,62-мм пулеметы ШКАС + до 500 кг бомб

Истребитель «110» отличался от уже серийно выпускавшихся самолетов того периода исключительно высокой технологичностью конструкции, приспособленной к поточному выпуску на конвейере. Для упрощения процесса сборки самолет еще при проектировании был разделен на узлы и агрегаты. В результате собираемые блоки и части соединились между собой без подгонки. Например, вся винтомоторная группа вместе с установленными радиаторами системы охлаждения должна была собираться как единый агрегат, поступать на конвейер и крепилась к ферме фюзеляжа всего на четырех болтах. Приборное оборудование и пульты управления, целиком собранные, крепятся в кабине на трех точках и т.д. Многие соединения были фланцевыми. Технологический процесс сборки был разбит на операции, каждая из которых занимала не более трех минут.

На истребителях установили мощное ударное вооружение, отвечавшее требованиям фронтовиков: 20-мм мотор-пушка, два крупнокалиберных пулемета УБС и два ШКАС над двигателем. Вес секундного залпа достигал почти 3,5 кг. Выброс стреляных гильз происходил через специальные лючки в бортовых панелях капота двигателя. Помимо стрелкового вооружения предусматривалась возможность подвешивания до 500 кг бомб на подкрыльевых замках. Кресло пилота защищалось 15-мм бронеспинкой. Размещенные в центроплане и консолях крыла 8 бензобаков были протектированными, что позволило защитить их от повреждения крупнокалиберным стрелковым оружием.

Испытания истребителя И-110

Самолет был закончен в начале 1943 г. Проведенные испытания показали достаточно высокие летные характеристики. К сожалению, стремление к упрощению технологии производства, мощное вооружение и массивная радиаторная система привели к увеличению массы машины. Мощный тоннель радиатора большой площади увеличивал лобовое сопротивление, из-за этого скороподъемность была недостаточной. Для того чтобы подняться на высоту 5000 м, требовалось почти 7 мин. Кроме того, двигатель ВК-107П еще не был доведен.

И-110 прошел испытания, но в серийное производство передавать его не стали, поскольку даже после устранения замечаний испытателей он не имел преимуществ перед серийными истребителями. Создание истребителя «110» позволило конструкторам всесторонне испытать перспективный двигатель ВК-107, доработать его для запуска в серию.



В дальнейшем, с доведенным мотором ВК-107, самолеты Як-3 (1944 г.) развивали скорость более 700 км/ч. Рассматривалась возможность создания на базе истребителя «110» высотного перехватчика, оснащенного турбокомпрессором и герметичной кабиной. Но ввиду прекращения работ по самолету этот проект остался нереализованным.

 

 

Источники: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.