[snip text=»Краткая справка: Советский десантный планер Г-11 (Гр-29) конструкции В. Грибовского. История создания,  конструкция и применение.»]

Мирный планер в военных целях

Отсутствие в нужном количестве мощных авиадвигателей с одной стороны, и большой опыт создания многоместных планеров с другой стороны, делали очень заманчивой идею их военного применения. Успехи СССР в этом деле и правда были значительными: большинство мировых рекордов для малых планеров в 30-е годы принадлежали советским пилотам, да и многоместные модели уже не только летали, но и находились в серийном производстве.

Наиболее распространенными в воздушно-десантных войсках Красной Армии в 1941 году, были планеры А-7 (Антонов) и Г-11 (Гр-29) конструкции Владислава Константиновича Грибовского. И тех и других было построено до нескольких сотен единиц, и те и другие хорошо зарекомендовали себя в транспортно-десантных операциях по снабжению партизан оружием, боеприпасами, провиантом и медикаментами. Например, только за одну ночь 23 мая 1943 года на 18 планерах, в ходе выполнения спецоперации, было переброшено 119 человек и 2100 кг различных грузов.

Десантный планер Г-11 (Гр-29). История создания и конструкция.

Планер Г-11 (Гр-29) был создан в 1941 году. Он имел простую и дешевую конструкцию и представлял собой свободнонесущий высокоплан, изготовленный в основном из дерева. Приборное оборудование включало указатель скорости, вариометр, высотомер и часы. Г-11 обладал высокой весовой отдачей — масса полезной нагрузки была равна массе конструкции. В воздух он мог поднять 10 бойцов в полном снаряжении. Кабина пилота ничем не отделялась от салона. Вдоль каждого борта было укреплено 5 скамеек, которые складывались при перевозке грузов.

Схема десантного планера Г-11 (Гр-29)

Схема десантного планера Г-11 (Гр-29)

Полет на буксире за самолетом СБ, Ил-4 или Ли-2 за линию фронта осуществлялся со скоростью не более 280 км/ч. После отцепки от самолета в заданном районе Г-11 бесшумно планировал со скоростью 146 км/ч. Применение щитков, отклоняемых на 60°, позволяло уменьшить посадочную скорость планера до 82,5 км/ч.

Полеты в тыл противника обычно осуществлялись ночью. Их выполняли специально подготовленные пилоты-планеристы. Для ночной посадки слева под центропланом на специальном кронштейне крепилась фара.

Обычно десантные планеры имели одноразовое боевое применение. На них партизанам доставлялись грузы с посадкой на такие небольшие по размерам площадки, что взлет с них буксирного авиапоезда был невозможен, и планер после разгрузки приходилось уничтожать, за редким исключением.



Характеристики Г-11 (Гр-29)

Десантный планер Г-11 (Гр-29) (СССР)
Страна: СССР
Тип: Десантный планер
Год выпуска: 1941 г.
Экипаж: 1 пилот + 10 десантников
Двигатель: Нет
Максимальная скорость: планирования: 146 км/ч, буксировки: до 300 км/ч
Практический потолок: Нет сведений
Дальность полета: ---
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 2400 кг
Размах крыльев: 18 м
Длина: 9,8 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение:Нет

Модификации планера Г-11 (Гр-29).

В 1942 году на основе десантного планера Г-11 (Гр-29) был создан мотопланер Г-30 (Г-11М). На нем устанавливался двигатель М-11 с тянущим винтом. В отличие от безмоторных летательных аппаратов, Г-30 можно было использовать многократно. Но по различным причинам его испытания не проводились.

 

 


Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.