[snip text=»Краткая справка: Советский десантный планер Г-11 (Гр-29) конструкции В. Грибовского. История создания, конструкция и применение.»]
Содержание
Мирный планер в военных целях
Отсутствие в нужном количестве мощных авиадвигателей с одной стороны, и большой опыт создания многоместных планеров с другой стороны, делали очень заманчивой идею их военного применения. Успехи СССР в этом деле и правда были значительными: большинство мировых рекордов для малых планеров в 30-е годы принадлежали советским пилотам, да и многоместные модели уже не только летали, но и находились в серийном производстве.
Наиболее распространенными в воздушно-десантных войсках Красной Армии в 1941 году, были планеры А-7 (Антонов) и Г-11 (Гр-29) конструкции Владислава Константиновича Грибовского. И тех и других было построено до нескольких сотен единиц, и те и другие хорошо зарекомендовали себя в транспортно-десантных операциях по снабжению партизан оружием, боеприпасами, провиантом и медикаментами. Например, только за одну ночь 23 мая 1943 года на 18 планерах, в ходе выполнения спецоперации, было переброшено 119 человек и 2100 кг различных грузов.
Десантный планер Г-11 (Гр-29). История создания и конструкция.
Планер Г-11 (Гр-29) был создан в 1941 году. Он имел простую и дешевую конструкцию и представлял собой свободнонесущий высокоплан, изготовленный в основном из дерева. Приборное оборудование включало указатель скорости, вариометр, высотомер и часы. Г-11 обладал высокой весовой отдачей — масса полезной нагрузки была равна массе конструкции. В воздух он мог поднять 10 бойцов в полном снаряжении. Кабина пилота ничем не отделялась от салона. Вдоль каждого борта было укреплено 5 скамеек, которые складывались при перевозке грузов.
Полет на буксире за самолетом СБ, Ил-4 или Ли-2 за линию фронта осуществлялся со скоростью не более 280 км/ч. После отцепки от самолета в заданном районе Г-11 бесшумно планировал со скоростью 146 км/ч. Применение щитков, отклоняемых на 60°, позволяло уменьшить посадочную скорость планера до 82,5 км/ч.
Полеты в тыл противника обычно осуществлялись ночью. Их выполняли специально подготовленные пилоты-планеристы. Для ночной посадки слева под центропланом на специальном кронштейне крепилась фара.
Обычно десантные планеры имели одноразовое боевое применение. На них партизанам доставлялись грузы с посадкой на такие небольшие по размерам площадки, что взлет с них буксирного авиапоезда был невозможен, и планер после разгрузки приходилось уничтожать, за редким исключением.
Характеристики Г-11 (Гр-29) | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Десантный планер |
Год выпуска: | 1941 г. |
Экипаж: | 1 пилот + 10 десантников |
Двигатель: | Нет |
Максимальная скорость: | планирования: 146 км/ч, буксировки: до 300 км/ч |
Практический потолок: | Нет сведений |
Дальность полета: | --- |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 2400 кг |
Размах крыльев: | 18 м |
Длина: | 9,8 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | Нет |
Модификации планера Г-11 (Гр-29).
В 1942 году на основе десантного планера Г-11 (Гр-29) был создан мотопланер Г-30 (Г-11М). На нем устанавливался двигатель М-11 с тянущим винтом. В отличие от безмоторных летательных аппаратов, Г-30 можно было использовать многократно. Но по различным причинам его испытания не проводились.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.