[snip text=»Краткая справка: Боевое применение и особенности конструкции советских десантных планеров А-7 времен Второй Мировой войны»]
Содержание
Десантные планеры в СССР
В 30-е годы у СССР уже был успешный опыт применения воздушного десанта. О перспективности и важности такого способа доставки солдат во вражеский тыл было понятно с самого начала, однако здорово мешала широкому применению воздушных десантов одна сугубо техническая проблема, — не было подходящего двигателя.
С началом Великой Отечественной войны вопрос встал особо остро, и вот тогда, вспомнили об таком мирном изобретении, как планер. Их преимуществами перед другими летательными аппаратами были бесшумность полета, приспособленность к посадке на самые малые аэродромы, простота и экономичность производства.
К 1939 году в Советском Союзе было создано немало первоклассных спортивных планеров. Огромный опыт, накопленный при их создании и эксплуатации здорово пригодился конструкторам при разработке десантных планеров.
В соответствии с требованиями к военно-транспортной технике того времени, планер должен был быть приспособлен для посадки на неподготовленный аэродром. Наиболее удачными безмоторными летательными аппаратами были выпускавшиеся серийно: 7-местный А-7 конструкции Олега Константиновича Антонова, 20-местный Кц-20 Д.Н.Колесникова и П.В.Цыбина, а также 11-местный Г-11 (Гр-29) В.К.Грибовского.
Десантный планер А-7. Создание и конструкция.
Всего планеров их было изготовлено более тысячи, из них наибольшее распространение в воздушно-десантных войсках СССР получил планер конструкции Антонова. Его проект под названием «Рот Фронт»-8 был отмечен первой премией на Всесоюзном конкурсе проектов многоместных десантных планеров, проводившемся Осоавиахимом в 1939 году. Тогда же было решено изготовить опытный экземпляр этого летательного аппарата.
Работы по его созданию выполнялись коллективом конструкторов в г. Каунас (Литва), но были прерваны в связи с началом войны. Проектирование и изготовление планера, получившего обозначение А-7, было закончено в Москве летом 1941 года. После успешного окончания испытаний зимой 1942 года он был запущен в серию и стал поступать на вооружение воздушно-десантных войск.
Планер А-7 представлял собой свободнонесущий моноплан деревянной конструкции с верхним расположением крыла. Для управления планером при буксировке и в свободном планировании в кабине пилота были размещены рычаги ручного и ножного управления. Приборная доска оборудовалась минимально необходимым комплектом приборов: указателями скорости и поворота, вариометром, компасом и высотомером. Буксировался планер за самолетами СБ, ДБ-3 и Ил-4. Для отцепки в кабине пилота-планериста слева на панели управления триммерами была установлена ручка замка.
Характеристики А-7 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Десантный планер |
Год выпуска: | 1941 г. |
Экипаж: | 1 пилот, 7 десантников |
Двигатель: | Нет |
Максимальная скорость: | скорость буксировки - до 300 км/ч |
Практический потолок: | Нет сведений |
Дальность полета: | --- |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 1875 кг |
Размах крыльев: | 18 м |
Длина: | 10,54 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | Нет |
Боевое применение планеров А-7
Десантные планеры использовались на фронтах Великой Отечественной войны в ряде операций по перевозке людей и снабжению партизан оружием, боеприпасами, провиантом и медикаментами. Такие операции, в частности, проводились в 1943 году на Калининском фронте.
С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, размещавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старой Тропы, вблизи Великих Лук, совершило 96 боевых вылетов с целью оказания помощи партизанам.
В операции принимало участие 35 планеров А-7, и 30 планеров Г-11. За 12 суток по ночам к партизанам было переброшено 50 т боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек командного состава, а также специальное оборудование для партизанской и подпольной работы, в том числе 5 типографий и 16 радиостанций.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.