[snip text=»Краткая справка: Боевое применение и особенности конструкции советских десантных планеров А-7 времен Второй Мировой войны»]

Десантные планеры в СССР

В 30-е годы у СССР уже был успешный опыт применения воздушного десанта. О перспективности и важности такого способа доставки солдат во вражеский тыл было понятно с самого начала, однако здорово мешала широкому применению воздушных десантов одна сугубо техническая проблема, — не было подходящего двигателя.

С началом Великой Отечественной войны вопрос встал особо остро, и вот тогда, вспомнили об таком мирном изобретении, как планер. Их преимуществами перед другими летательными аппаратами были бесшумность полета, приспособленность к посадке на самые малые аэродромы, простота и экономичность производства.

К 1939 году в Советском Союзе было создано немало первоклассных спортивных планеров. Огромный опыт, накопленный при их создании и эксплуатации здорово пригодился конструкторам при разработке десантных планеров.

В соответствии с требованиями к военно-транспортной технике того времени, планер должен был быть приспособлен для посадки на неподготовленный аэродром. Наиболее удачными безмоторными летательными аппаратами были выпускавшиеся серийно: 7-местный А-7 конструкции Олега Константиновича Антонова, 20-местный Кц-20 Д.Н.Колесникова и П.В.Цыбина, а также 11-местный Г-11 (Гр-29) В.К.Грибовского.

Десантный планер А-7. Создание и конструкция.

Всего планеров их было изготовлено более тысячи, из них наибольшее распространение в воздушно-десантных войсках СССР получил планер конструкции Антонова. Его проект под названием «Рот Фронт»-8 был отмечен первой премией на Всесоюзном конкурсе проектов многоместных десантных планеров, проводившемся Осоавиахимом в 1939 году. Тогда же было решено изготовить опытный экземпляр этого летательного аппарата.

Чертеж десантного планера А-7

Чертеж десантного планера А-7

Работы по его созданию выполнялись коллективом конструкторов в г. Каунас (Литва), но были прерваны в связи с началом войны. Проектирование и изготовление планера, получившего обозначение А-7, было закончено в Москве летом 1941 года. После успешного окончания испытаний зимой 1942 года он был запущен в серию и стал поступать на вооружение воздушно-десантных войск.



Планер А-7 представлял собой свободнонесущий моноплан деревянной конструкции с верхним расположением крыла. Для управления планером при буксировке и в свободном планировании в кабине пилота были размещены рычаги ручного и ножного управления. Приборная доска оборудовалась минимально необходимым комплектом приборов: указателями скорости и поворота, вариометром, компасом и высотомером. Буксировался планер за самолетами СБ, ДБ-3 и Ил-4. Для отцепки в кабине пилота-планериста слева на панели управления триммерами была установлена ручка замка.

Характеристики А-7

Десантный планер А-7 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Десантный планер
Год выпуска: 1941 г.
Экипаж: 1 пилот, 7 десантников
Двигатель: Нет
Максимальная скорость: скорость буксировки - до 300 км/ч
Практический потолок: Нет сведений
Дальность полета: ---
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 1875 кг
Размах крыльев: 18 м
Длина: 10,54 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение:Нет

Боевое применение планеров А-7

Десантные планеры использовались на фронтах Великой Отечественной войны в ряде операций по перевозке людей и снабжению партизан оружием, боеприпасами, провиантом и медикаментами. Такие операции, в частности, проводились в 1943 году на Калининском фронте.

С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, размещавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старой Тропы, вблизи Великих Лук, совершило 96 боевых вылетов с целью оказания помощи партизанам.

В операции принимало участие 35 планеров А-7, и 30 планеров Г-11. За 12 суток по ночам к партизанам было переброшено 50 т боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек командного состава, а также специальное оборудование для партизанской и подпольной работы, в том числе 5 типографий и 16 радиостанций.

 

 


Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.