Вроде бы велосипед — сугубо мирное изобретение. Однако уже более полутора веков, велосипед с той или иной долей успеха можно увидеть не только в парках, но и на военных дорогах.
Содержание
Использование велосипедов на войне
Первое «боевое» применение велосипеда пришлось на Франко-Прусскую войну 1870-1871 г.г. Французы тогда первыми применили новшество — велосипед типа «пенни-фартинг» (с большим передним колесом) для разведки и оперативной доставки донесений. Почему «военный велик» в то время все-таки не нашел массового применения? «Пенни-фартинг» все-таки был не слишком то приспособлен для бездорожья — машина была довольно громоздкой, к тому же склонной к «кувыркам». Тем не менее — начало было положено.
Первой страной официально принявшей велосипед на вооружение (1870 г.), была как не странно Италия. Велосипедами были оснащены части берсальеров. В то время так называли высокомобильных легковооруженных стрелков, выполнявших «специальные военные операции» в авангарде наступления. Первые же серьезные опыты показали — пехота на велосипедах (гордо именуемая «самокатчиками») способна перемещаться со скоростью 20 км/ч где это позволяет условия, а где не позволяют — легко преодолевать их, просто взвалив свое транспортное средство на себя. Военные прочих стран с интересом стали присматриваться к новинке.
В 1885 году англичанин Джон Кемп Старли изобрел т.н. «безопасный велосипед» — уже вполне привычное нам транспортное средство с колесами одинакового диаметра и цепным приводом на заднее колесо. В том же 1885 году велосипеды были приняты на вооружение британской полиции и милиции. Французы шли следом, но внесли в конструкцию велосипеда важное усовершенствование сделав складную раму. В 1888 году были созданы пневматические велошины, значительно улучшившие мобильность и, наконец, появился велосипед в современном виде.
По сравнению с лошадьми велосипеды были гораздо дешевле, «самокатчиков» (или уже велосипедистов) можно было легко обучить езде, велосипед не надо было кормить, он не требовал особого ухода и к тому же был бесшумным! Где ещё найдешь сразу столько качеств, так радующих сердце военного?
Очень быстро велосипеды оседлали голландская, бельгийская и швейцарская армия. Национальная гвардия США села на велосипеды в 1891 году, тогда же велосипед был внедрен в полицейскую службы Российской Империи.
Велосипеды в англо-бурской войне
Первым применением велосипеда современного типа в боевых условиях — был т.н. «рейд Джеймсона» (нападение Британии на Трансваальскую республику) в 1895 году. Противники англичан — буры, быстро оценили новое изобретение и в ходе второй англо-бурской войны с успехом применяли велосипеды для разведки, связи и рейдовых операций.
Именно буры, кстати говоря, наглядно доказали и чисто теоретический до этого тезис о превосходстве велосипеда перед лошадью. «Вело-налетчики» под командованием Дэниела Терона (за его голову была назначена награда в 1000 фунтов стерлингов — но, этого его не волновало особо, ведь он был на велосипеде!) безжалостно травили водопои, использовавшиеся англичанами для своей кавалерии и потом могли безнаказанно наносить противнику удары там, где вздумается. Внесли свою лепту в «борьбу копыт и педалей» и сами англичане — так отряд велосипедистов сформированный из новозеландцев, ввязался в преследование группы буров на лошадях, и в конечном итоге пленил его.
В той же войне велосипед впервые поставили на рельсы — странноватая конструкция из двух пар колес и «экипажа» аж из 8 человек, могла на одной мускульной тяге, двигаясь по рельсам очень быстро находить и устранять дефекты полотна или подрывные заряды.
В итоге, если до второй англо-бурской войны к велосипеду военные все ещё присматривались (в основном он был принят на вооружение в полицейских и второстепенных армейских подразделениях), то теперь, в течение всего лишь года Франция, Германия, Италия, Бельгия, Россия, Швейцария, США и Япония приняли складной велосипед в качестве стандартного военного снаряжения.
Велосипеды в Первой Мировой войне
В Первой мировой войне велосипедная пехота использовалась очень широко. Немецкие и англо-французские войска на 1914 год имели в составе по 250 000 велосипедов. Основными задачами велосипедных войск были разведка, перемещение войск (как конная пехота в прошлые столетия), связь и эвакуация раненых. Но, итальянские берсальеры и немецкие егеря были самыми что ни на есть войсками переднего края — именно немецкие велосипедисты, например, обеспечивали быстрый захват мостов, железных дорог и станций, а также прокладку телефонных линий перед основными силами наступления.
Некоторые будут весьма удивлены этому факту, но Адольф Гитлер заработал как минимум один из своих железных крестов именно как полковой велосипедист-посыльный. Немецкая армия Восточной Африки во главе с генералом Леттоу Форбеком на одних только велосипедах, развязала против англичан настоящую партизанскую войну, бельгийские и французские велосипедные подразделения, использовались для проникновения в тыл немецких войск, чтобы взрывать мосты, разрывать линии связи и атаковать линии снабжения.
В подразделениях британской армии были роты велосипедистов, а позже были сформированы 1-я и 2-я дивизии велосипедистов. Неоднократно велосипедисты пользуясь бесшумностью своего перемещения устраивали засады на кавалеристов, успев спешится и занять выгодную позицию. Солдаты английских велодивизий использовали винтовки Lee Enfield (SMLE) с укороченным магазином и имели на вооружении аж два типа велосипедов: Mark I-III и Mark IV (с задним тормозом с ручным приводом).
Во время «Стодневного наступления» (1918 г.) велосипедисты сопровождали танки, а канадские велосипедисты сыграли важную роль в битве при Амьене. Даже первым солдатом союзников, переправившимся через реку Бонн в Германию, был канадский велосипедист.
В российской армии попытки широкого внедрения велосипедов предпринимались с 1913 года, но до такого размаха как у англичан, французов или немцев дело не дошло. С одной стороны — у нас была традиционно сильная кавалерия и не было проблем с конезаводами. С другой — зима-с, знаете ли не предполагает рейды велосипедистов, да и наладить масштабное производство все никак не удавалось. Союзники по Антанте не слишком горели желанием продавать патенты и сборочные линии на производство своих моделей, а собственные велосипеды в достаточном количестве делать не могли — хватало у промышленности и других задач. А когда наконец удалось наладить массовое производство велосипедов для нужд армии (армейская модель называлась мощно — «Дукс боевой»), выпуск шел всего несколько месяцев — с февраля по ноябрь 1917 года, дальше все карты спутала революция.
Французы, к концу войны расформировали свои велокорпуса, переведя личный состав в обычную полевую пехоту — до осмысления тактики «блицкрига» им было далеко, а как будет видно позже: велосипед — орудие наступления!
Напротив, немцы, действующие более решительно, все время только увеличивали штатную численность велосипедистов в армии, используя их в качестве мобильного резерва. Средний пехотный батальон в 1914 году мог проходить 30 км за день, или даже 40 км — но на пределе сил. А пехота на велосипедах легко делала до 100 км в день, так ещё и сохраняя возможность вступить в бой к концу марша.
Как не странно, в России и США, армейские велосипеды такого применения не нашли. Казалось бы — с большими расстояниями обоих стран, пехотинец способный делать по 100 км в день — это то что нужно. Но, до «велосипедных корпусов» дело не дошло: во-первых расстояния эти были велики даже для велосипедистов, во-вторых американцы больше полагались на моторы и централизованную перевозку войск, а у нас — начавшаяся гражданская война сперва не дала развернуть нужные производства, а потом уже и сама необходимость в мобильной «велопехоте» отпала — вместо неё появилась мотопехота.
Велосипеды во Второй Мировой войне
Во время вторжения в Китай в 1937 году японцы задействовали 50 000 военнослужащих на велосипедах. Японская кампания в Малайе вообще сделала ставку на велосипеды за счет их скрытности и мобильности. Да и тратится на них не пришлось — велосипеды японцы просто отобрали у населения.
Используя велосипеды, японские войска смогли опередить отступающие войска союзников, что стало для них полной неожиданностью. Японцы не только оказывались в нужном месте раньше британцев, но вдобавок ещё и ухитрялись перевозить на них в два раза больше веса — 36 кг, против 18 кг. Эту же тактику японцы затем успешно применяли в Индокитае, на Филиппинах и в Голландской Ост-Индии. Филиппины, как и Малайя, вообще были захвачены в основном не пехотинцами, а «самокатчиками» — пехоте посаженной на велосипеды.
Что на счет поляков в 1939 году или финнов в 1940 г.г.? Велосипедисты в армии были и у них, но они себя никак проявить не успели… как и советские велочасти в начале Великой Отечественной войны — просто потому, что я снова скажу: велосипед — наступательное снаряжение.
И вновь хорошей иллюстрацией будут немцы. Продвижение немецкого “блицкрига” во Второй мировой войне зависело от двух вещей: грузовиков и велосипедов. Многие почему-то думают, что все дело было в танках, но это неправильный ответ. Как я уже не раз писал, поголовная механизация немецкой армии — миф. Большинство немецкой артиллерии или обозов были на самой обычной конной тяге. Да и как могло быть иначе, если Германия своими нефтяными месторождениями не обладает, а 80% всей нефти которая была, вообще синтезировалось из угля?
Таких образом, «решали» у немцев именно лошади и велосипеды — ведь и тем и другим, нефть не нужна. Вот тут то и пригодились возможности «бесплатно» перемещать массы пехоты на большие расстояния. Немецкие передовые части пользуясь своими средствами «малой механизации» преодолевали непроходимое бездорожье, вносили хаос, выходили в тылы противника — в общем создавали основу для «молниеносной войны». Совсем не погрешив против истины, можно констатировать: именно использование велосипедов позволило немцам сосредоточить танки и грузовики в бронетанковых дивизиях, что облегчило механизированную часть блицкрига.
Но немцы вообще, подошли к вопросу широко. К примеру — немецкие десантники тоже были оснащены складными велосипедами. Что толку сбросить маломобильную и малочисленную группу даже в глубоком тылу противника? Её быстро нейтрализуют. Совсем другое дело, если у этой группы есть транспортное средства позволяющее за пару часов передислоцироваться на полсотни километров, причем бесшумно и без необходимости дозаправки.
Англичане тоже оснащали десантников складными велосипедами, но не у них, ни в США и не в СССР количество «самокатных» десантников не было таким как у немцев.
В СССР вообще дела с военными-самокатчиками не сложились. Велосипеды достаточно широко применялись на западной границе перед началом Великой Отечественной войны, затем эпизодически то здесь то там есть упоминания о самокатно-мотоциклетных бригадах, но после 1942 года все они становятся уже чисто «мотоциклетными». Кроме того попадаются и советские разведсамокатные роты, но и там по-видимому после 1941-1942 г.г. собственно велосипедов уже не было.
Зато точно известно вот что: в самые трудные дни 1941 года, во время обороны Москвы, в городе был создан самокатный полк в помощь местной противовоздушной обороне (МПВО). «Самокатчики» (в основном городские мальчишки) на велосипедах несли вахту на улицах, высматривая нарушителей режима светомаскировки во время налетов вражеской авиации, высматривая подозрительных личностей и диверсантов и гася зажигательные авиабомбы при возможности. Всего в этом полку было задействовано до 800 человек.
Интересно, что в Бельгии и Франции, движение сопротивления во время войны так широко использовало велосипеды, что одно появление на этом транспортном средстве где-нибудь за городом, могло стать поводом для обыска и допроса его владельца.
Велосипеды в конфликтах послевоенного периода
Во время войны во Вьетнаме, вьетконговцы и армия Северного Вьетнама использовали велосипеды для перевозки припасов по «тропе “Хо Ши Мина». Эффективны против них были воздушные налеты, но пока самолет подойдет достаточно близко для того, чтобы заметить велосипеды, они уже как правило исчезнут в подлеске.
Вьетнамцы активно использовали «фокус», который уже показывали японцы за 20 лет до этого. Французы, заварившие вьетнамскую кашу, считали, что грузоподъемность велосипеда — самое большее в 2,5 раза выше, чем вес велосипедиста. То есть за один рейс велосипедист способен перевезти примерно 120 кг веса. Но вьетнамцы усиливали свои велосипеды бамбуковыми жердями умудрялись перевозить самым увеличив грузоподъемность так, что в конечном итоге возили за раз по полтонны груза!
Велосипеды было нелегко обнаружить с воздуха, поскольку им не хватало тепловых и шумовых характеристик, которые выдавали автоколонны, и прервать поток грузов по «тропе Хо Ши Мина» не удалось в итоге не французам, не американцам пришедшим им на смену. Сдались и ушли в итоге и те и другие — их техника и боевые возможности ничего не смогли противопоставить силе цепного привода и, конечно же, силе воли людей сидящих за рулем велосипеда.
Наиболее широко велосипеды использовались в армиях нейтральных стран: Швеции и Швейцарии. Шведский 27-й Готландский пехотный полк сменил лошадей на велосипеды ещё в 1901 году и к 1942 году в Швеции было шесть велосипедных пехотных полков, а велосипедные стрелковые батальоны продолжали существовать в конце 1980-х годов.
Швейцария ввела велосипедную пехоту в 1905 г. и расформировала ее в 2001 году. Только чтобы снова ввести ее в 2015 году.
Во время гражданской войны в Шри-Ланке (1983-2009) тамильские части использовали велосипеды для быстрой переброски войск на поле боя и обратно. Британские войска использовали велосипеды в Ираке в 2003 году и позже.
Велосипеды в современных армиях и перспективы боевого применения велосипедов
Сейчас, вроде бы не время для велосипедов в армии — ведь существует огромное количество всевозможной легкой техники — багги, мотоциклов и т.п. Но, преимущества велосипеда за 150 лет его применения никуда не делись.
Велосипедист в любом случае гораздо более мобилен чем простой пехотинец, при этом велосипед все ещё гораздо проще и дешевле чем любой мотоцикл, конь и т.п., вдобавок позволяет перевозить на себе достаточно тяжелый груз.
Мобильность велосипедной пехоты во многих отношениях даже превосходит мобильность мотопехоты. Хотя велосипеды и медленнее на дороге, но они и сами компактнее, весят пару десятков килограмм, и пройдут там, где не могут двигаться автомобили и даже тяжелые мотоциклы.
Велосипеды незаметны. Они меньше, чем автомобили и почти полностью бесшумны. Конечно велосипедист по прежнему излучает тепло и различим в инфракрасном диапазоне, но одежда с ИК-камуфляжем все-таки меньше и дешевле, чем машина в габаритах грузовика с ИК-рассеивающим покрытием.
Отсутствие необходимости в топливе также означает значительно меньшую логистическую заметность, что делает велосипедные подразделения почти не обнаружимыми на марше или на базе (особенно если база замаскирована).
Небольшой размер и низкая ИК-сигнатура означают, что велосипеды идеально подходят для разведчиков и специальных операций. А если велосипед оснащен электродвигателем и динамо-машиной, он может при движении экономить силы своего седока. Немаловажным является и достаточно простое переоборудование велосипеда в мопед (попробуйте проделать обратный трюк, к примеру с мотоциклом), путем нехитрых манипуляций с любым маломощным двигателем внутреннего сгорания, хоть даже от бензопилы. И — этот транспорт все ещё будет достаточно легок, чтобы без проблем перенести его через препятствие.
При марше на 30-50 км, велосипеды передвигаются быстрее и тише, чем бронетехника, механизированная пехота или пехота (при этом их можно очень быстро замаскировать при малейшем признаке опасности). На расстоянии от 50-120 км, войска на велосипедах прибудут примерно в то же время, что и тяжелая техника. Средняя возимая нагрузка велосипеда составляет от 30 до 50 кг, в зависимости от задачи.
Естественно есть у велотранспорта и существенные недостатки — для действительно больших расстояний, он все же не годится и уж конечно не дает велосипедисту даже символической защиты. Тем не менее, никто и не предлагает в 21-ом веке лобовой атаки велосипедной лавы. Но как средство для специальных военных операций, для десанта, для операций по рейдам в тылу или разведки — велосипед показал себя с самой лучшей стороны.
Современные модели горных велосипедов обеспечивают этому несложному механизму проходимость, о которой не так давно можно было и мечтать. Композитные материалы делают раму очень легкой, а шины с вспененным наполнителем невосприимчивы к проколам и при достаточной ширине не вязнут даже в песке. Маскировочные сети и костюмы, которыми пользуются снайперы, позволяют «вело-пехоте» сделаться невидимой (в том числе в ИК-спектре), стоит лишь остановиться.
К сожалению, самой большой проблемой велосипедов (если рассматривать их как чисто военное снаряжение) оказываются не те недостатки о которых мы говорили выше, а «гордость и предубеждение» высшего командного состава большинства армий мира. Велосипед в их понимании приравнивается к детской игрушке или какой-то старомодной технологии, недостойной внимания («в ту пору как наши корабли бороздят просторы…»).
Так уж повелось, что когда кто-то говорит о современной военной технике, то подразумевается нечто чрезвычайно сложное и высокотехнологичное (меткое определение здесь — технологическое порно) и за этой ширмой часто остаются незаслуженно незамеченными вещи которые одновременно остаются и очень эффективными и чрезвычайно простыми (ну да, как велосипед).
Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов, для сайта armedman.ru, перевод статьи «Bicycle at war» сайта https://historyandwar.org/, с дополнениями из статьи «Военное применение велосипедов в царской России» из газеты «Красная Звезда», N от 28 февраля 2007 г., также добавлен ряд дополнений из сведений находящихся в открытом доступе сети интернет