Первый опыт воздушного десанта в Красной Армии состоялся ещё в 1929 году, в Средней Азии, при борьбе с отрядами басмачей. Однако эти десанты были т.н. «посадочными» — десантники спускались не на парашютах, а непосредственно в самолетах.

А вот первый в истории парашютный десант был применен 2 августа 1930 г. на опытно-показательном учении военно-воздушных сил Московского военного округа. Руководили им военные летчики Леонид Григорьевич Минов и Яков Давидович Мошковский. Тогда, во «вражеском» тылу приземлились 12 парашютистов, а их вооружение — винтовки, пулеметы и боеприпасы — было сброшено с самолетов Р-1 в грузовых парашютных мешках.

Этот день и стал днем рождения советских воздушно-десантных войск.

Тот самый "Фарман-Голиаф"

Тот самый «Фарман-Голиаф»

Для выброски первого парашютного десанта был приспособлен один двухмоторный самолет «Фарман-Голиаф», с которого во время воронежских парашютных занятий совершались показательные и тренировочные прыжки, хотя уже в то время на вооружении военно-воздушных сил были первоклассные бомбардировщики ТБ-1, вполне подходящие для тех же целей.

Для участия в десанте из числа уже совершивших тренировочные прыжки были отобраны десять добровольцев. Они были разбиты на два отряда. Первый отряд возглавил Л. Г. Минов, второй — его ближайший помощник и друг, военный летчик Я. Д- Мошковский. Такая разбивка воздушного десанта диктовалась грузоподъемностью самолета, который мог поднять не более шести-семи человек.

Поскольку это был единственный самолет, приспособленный для выброски парашютистов, воздушный десант мог быть десантирован только в два рейса. В период между ними была запланирована выброска с трех самолетов Р-1 шести грузовых парашютных мешков с оружием и боеприпасами.

Основная задача воздушного десанта состояла в проверке техники выброски парашютистов, вооружения и боеприпасов, а не в показе их тактических действий. Однако необходимо было получить и отправные данные для последующего применения воздушных десантов, в частности определить величину рассеивания группы парашютистов: с каких расстояний (в зависимости от высоты выброски) видны снижающиеся десантники, сколько времени нужно на сбор выброшенного с парашютами груза и на приведение десантников в полную боевую готовность. В этих целях было решено выбросить первую группу с высоты 500 м, оружие-со 150 м, а вторую группу — с высоты 300 м.

Наконец настал день выброски первого экспериментального парашютного десанта. Первой в воздух ушла группа Минова. Вместе с ней был Мошковский, который уточнял расчет для выброски второй группы. Вслед за парашютистами взлетели три Р-1, у которых под крыльями на бомбодержателях имелись по два грузовых парашютных контейнера.



Десантирование с бомбардировщика ТБ-3.

Десантирование с бомбардировщика ТБ-3. Просто, чтобы передать ощущения, испытываемые первыми десантниками

Сделав круг над аэродромом, «Фарман-Голиаф» направился к месту выброски десанта. Площадка приземления была размером всего 800 х 600 м. Пунктом сбора был назначен небольшой хутор, расположенный за границей площадки. Группа Минова из шести человек оставила самолет за пять секунд и приземлилась почти в центре площадки. Самолет раз вернулся и лег на обратный курс.

Быстро собрав парашюты, десантники сосредоточились возле командира группы. Тем временем над площадкой на высоте 150 м прошло звено самолетов Р-1 и сбросило шесть грузовых парашютов с оружием и боеприпасами. Приземлились они на границе площадки недалеко от хутора. Подбежав к ним, парашютисты приступили к распаковке грузовых мешков.

Вскоре вновь появился транспорт «Фарман-Голиаф» со второй группой десанта. Как и было запланировано, Мошковский выбросил свою группу с высоты 300 м. Это следует признать смелым экспериментом, если учесть, что прыгали недостаточно опытные парашютисты, причем с парашютами ручного раскрытия.

Приземление второй группы произошло вблизи грузовых парашютов. Разобрав оружие и боеприпасы, десантники обеих групп направились к хутору. Прошло еще несколько минут, и парашютный десант в составе 12 человек, вооруженных двумя ручными пулеметами, винтовками, револьверами и ручными гранатами, находился уже на исходном пункте в полной боевой готовности к боевым действиям на территории противника.

План первою эксперимента был выполнен, последовал отбой, и участники десанта на грузовой автомашине возвратились на свой аэродром.

Историческое фото - первые в мире десантники. Крайний слева - Яков Мошковский.

Историческое фото — первые в мире десантники. Крайний слева — Яков Мошковский.

Так был выброшен первый в мире парашютный десант. Однако на этом воронежский эксперимент не закончился. Уже в сентябре этого же года на маневрах Московского военного округа с борта самолета АНТ-9 прыгнули 11 вооруженных десантников. Командовал ими все тот же Мошковский. Если При выброске парашютного десанта под Воронежем основной целью ставилось определить возможность групповой выброски парашютистов, оружия и боеприпасов, то перед вторым парашютным десантом была поставлена конкретная тактическая задача.

Приземлившись на рассвете, десантники спрятали парашюты в лесу и совершили внезапный налет на штаб дивизии. Захватив оперативные документы, они благополучно вернулись через линию фронта в расположение своих войск.


источник: компиляция по материалам militarism.ru