[snip text=»Японский бомбардировщик Ki-49 «Донрю» (Тип 100). Несостоявшийся универсальный боевой самолет от Тамуры Кояма. Чертежи, характеристики, модификации, боевое применение»]

Бомбардировщик Ki-49 на аэродроме

Бомбардировщик Ki-49 на аэродроме

История создания бомбардировщика Ki-49 «Донрю»

Разработка японского бомбардировщика Ki-49 («Тип 100») началась летом 1938 года на фирме «Накадзима». Новая машина должна была заменить в войсках устаревший Ki-21 («тип 97»). Ведущим конструктором проекта был назначен Тамура Кояма.
Согласно техзаданию, бомбардировщик Ki-49 должен был иметь очень мощное оборонительное вооружение и солидную скорость, чтобы действовать даже без истребительного прикрытия. Маневренность и хорошую управляемость на малых и средних высотах самолету обеспечивало крыло малого удлинения, места экипажа были бронированы, топливные баки в отличие от более ранних японских машин были протектированы.
Первый прототип бомбардировщика Ki-49 (номер 4901) поднялся в небо в августе 1939 года. В 1940-м году по итогам испытаний 7-и предсерийных бомбардировщиков в конструкцию самолета были внесены изменения, в частности, была изменено расположение мест членов экипажа и улучшено бронирование кабины.
Бомбардировщик Накадзима Ki-49 «Донрю»

Бомбардировщик Накадзима Ki-49 «Донрю»

В марте 1941 года бомбардировщик Ki-49 под обозначением «тяжелый бомбардировщик армейский тип 100 модель 1» (Кi-49-I «Донрю») был принят на вооружение японской армии.
Всего с 1941 г. по декабрь 1944 года было изготовлено 819 самолётов Ki-49, в том числе 50 на заводе фирмы «Тачикава». Были планы организации производства на заводе «Мансю хикоки сейдзо» в Харбине, но они не были осуществлены.
Стоит отметит, что всех возложенных на него задач Кi-49 выполнить не смог — по бомбовой нагрузке он уступал предшественнику Ki-21, по скорости не мог даже сравниться с современными американскими истребителями, да и управляемость была вовсе не такой как задумано.
Самая большая проблема бомбардировщика состояла в двигателях — они были явно слабоваты для достаточно тяжелой машины. Однако оборонительное вооружение из пяти 5,5-мм пулеметов также вызывало вопросы — серьезно рассчитывать сбивать таким оружием вражеские истребители к 1941 году рассчитывать было уже нельзя. Попытки заменить «мелкашки» на 12,7-мм пулеметы были (Ki-49-IIb), однако они не были массовыми и исправить ситуацию не могли.
Чертеж японского бомбардировщика Ki-49 «Донрю»

Чертеж японского бомбардировщика Ki-49 «Донрю» Тип-100

Особенности конструкции бомбардировщика Ki-49 «Донрю»

Бомбардировщик Ki-49 представляет собой цельнометаллический среднеплан с прямым, трапецевидным в плане крылом. Механизация крыла состояла из закрылков Фаулера и элеронов. Бомбоотсек располагался по всей длине центроплана. Запас топлива размещался в 6 протектированных баках в центроплане и по 3 бака в консолях.

Шасси убирающееся, трёхопороное с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Ha-41 (позже Ha-109, Ha-117) с трёхлопастными воздушными винтами.

Оборонительное вооружение включало 20-мм пушка Ho-1 в верхней башне, 5 пулемётов Ho-103 в носу, в бортах, под фюзеляжем и кормовой башне. Именно Кi-49-I «Донрю» представлял собой первый японский бомбардировщик с  частично башенным расположением вооружения.

Бомбардировщик Ki-49

Бомбардировщик Ki-49 выглядит удивительно современно для японских машин периода Второй Мировой войны



Модификации Кi-49 «Донрю»

  • Ki-49 — прототип бомбардировщика. Первый полёт в августе 1939 года.
  • Ki-49-I — первый серийный вариант с двигателями Ha-41 мощностью 1250 л.с. Выпускался с августа 1941 по август 1942 года. Изготовлено 129 самолётов.
  • Ki-49-II — опытный с двигателями Ha-109, весной 1942 года были изготовлены 2 самолёта.
  • Ki-49-IIa — серийный с двигателями Ha-109. Выпускался с августа 1942 года.
  • Ki-49-IIb — доработанный, где пулемёты винтовочного калибра заменены на 3х 12,7-мм.
  • Ki-49-III — модернизированный, с двигателями Ha-117 мощностью 2420 л.с. В 1943 году изготовлены 6 самолётов.
  • Ki-58 — опытный тяжёлый истребитель сопровождения с усиленной защитой экипажа и гондолой стрелка на месте бомбоотсека. Вооружение состояло из 5 подвижных 20-мм пушек Ho-1 и 2х 12,7-мм пулемётов Ho-103. Изготовлено 3 самолёта.
  • Ki-80 — опытный самолёт наведения. В октябре 1941 года построены 2 самолёта. Использовались для доводки двигателя Накадзима Ha-117.

Характеристики Накадзима Ki-49 Донрю (Тип 100)

Бомбардировщик Накадзима Ki-49 «Донрю» (Япония)
Страна: Япония
Тип: Бомбардировщик
Год выпуска: 1939 г.
Экипаж: 8 человек
Двигатель: 2х Ha-109 по 1500 л.с.
Максимальная скорость: 492 км/ч
Практический потолок: 9300 м
Дальность полета: 2950 км
Масса пустого: 6530 кг
Максимальная взлетная масса: 11400 кг (10680 кг нормальная взлетная)
Размах крыльев: 20,42 м
Длина: 16,5 м
Высота: 4,5 м
Площадь крыла: 69,05 кв.м.
Вооружение:1x 20-мм пушка, 5x 7,7-мм пулеметов, до 1000 кг бомбовой нагрузки

Боевое применение Кi-49 «Донрю»

В боевых условиях Кi-49 «Донрю» впервые применён в 1942 году в Китае, а затем применялся в боях над Hовой Британией, Hовой Гвинеей, северной Австралией. После высадки американцев на Филиппинах, активно применялся против них, неся при этом существенные потери.

Широко использовался как ночной истребитель, как носитель десанта, а также для поиска подводных лодок.

К концу войны некоторые уцелевшие машины использовались лётчиками-камикадзе, при этом с самолёта снималось вооружение, экипаж сокращался до 2 человек, а бомбовая нагрузка увеличивалась до 1600 кг.

 

 


Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.