Содержание
История создания истребителя И-4 (АНТ-5)
Производство боевых истребителей в Советском Союзе начиналось трудно. В 1922 г. правительство принимает решение о закупке самолетов за границей и в течение следующих пяти лет основу вооружения составляют английские F-4 «Баззерд» фирмы «Мартинсайд», самолеты А-1 «Балилла» итальянской «Ансальдо» и голландские «Фоккер» D.XI. И только начиная с 1925 г. в ВВС стали поступать первые истребители отечественной конструкции — И-1 Григоровича, затем И-2, И-3 и, наконец, И-4, речь о котором у нас и пойдет.
Осенью 1925 г. Павел Осипович Сухой, один из конструкторов, работавших в ЦАГИ под руководством Андрея Николаевича Туполева, был назначен ответственным за разработку первого в истории Центрального аэрогидродинамического института истребителя АНТ-5.
Самолет планировался как цельнометаллический полутораплан, дальнейшее развитие более ранних моделей АНТ-2 и АНТ-3. К июлю 1927 г. строительство опытного образца нового истребителя, оснащенного девятицилиндровым мотором «Юпитер»-VI фирмы «Гном-Рон», было закончено.
Уже к декабрю 1927 года, до завершения государственной испытательной программы, АНТ-5 было решено запустить в серийное производство.
Постройка первого серийного самолета была закончена 18 октября 1928 г. — сказалась нехватка двигателей, вечная проблема советского самолетостроения. На серийные И-4 устанавливался двигатель М-22 — тот же «Юпитер», выпускавшийся в СССР по лицензии. Вооружение самолета состояло из двух синхронных пулеметов, установленных в фюзеляже.
Производство и эксплуатация истребителя И-4 (АНТ-5)
Несколько истребителей И-4 модифицировали для проведения летно-испытательных и экспериментальных программ по проекту Вахмистрова «самолет-звено», в соответствии с которым этим самолетам надлежало стартовать в воздухе с борта «авиаматки» бомбардировщика ТБ-1.
С этой целью на И-4 монтировалась гораздо меньшее по размерам нижнее крыло и устанавливались замки крепления. Также построили несколько модификаций машины для испытания различных образцов вооружения: на одном устанавливались пулеметы на верхнем крыле, другой был оснащен двумя пушками ДЕП калибра 76.2 мм под нижней плоскостью (прим: нет подтверждений), существовали также варианты с динамо-реактивной пушкой Курчевского, шестью реактивными ускорителями (по три под каждым крылом), и даже с поплавками для взлета и посадки на воду. Однако все они остались экспериментальными образцами и в серию не пошли.
В 1931 г. конструктор И-4 Сухой разработал модифицированную версию, внешне заметно отличавшуюся от предшественника. И-4бис не имел нижнего крыла, у него была увеличена длина предкрылков, установлен новый капот двигателя, закрывающий цилиндры. Но, несмотря на все новшества, дальше испытаний в НИИ ВВС дело не пошло — авиапромышленность СССР начала вставать на ноги, и появились новые, более совершенные и удачные проекты.
Так закончилась короткая история первого серийного истребителя П.О.Сухого. Всего построили 371 самолет (включая прототипы) типа И-4. Этими истребителями были укомплектованы 18 истребительных авиаэскадрилий.
Говорить о И-4, как о «первом блине» выдающегося конструктора, конечно нельзя — И-4 сыграл положительную роль в развитии советского самолетостроения, да и для своего времени имела весьма передовые характеристики (в т.ч. лучшее в мире время боевого разворота на момент создания). Однако угнаться за бешеным темпом с которыми развивалась в то время отрасль, машина, фактически не имевшая задела к модернизации (ах, моторы, моторы…), конечно не могла.
Как и большинство самолетов того времени, И-4 (АНТ-5) пробыл на вооружении в строевых авиачастях недолго — всего четыре с половиной года, после чего в конце 1933 г. был переведен в категорию учебно-тренировочных самолетов.
Конструкция истребителя И-4 (АНТ-5)
Истребитель И-4 — представитель подкосных полуторапланов с очень малым свободнонесущим нижним крылом. Обшивка истребителя гофрированная алюминиевая, да и вообще — в отличие от многих «одноклассников», И-4 отличался очень малым количеством деталей изготовленных из дерева.
Под тяжёлый и мощный звездообразный двигатель «Юпитер-IV» Павел Сухой лично спроектировал облегчённую раму, изготавливаемую методом штамповки. Комиссия, принимавшая в 1927 году прототип самолёта И-4 отмечала необычайную «лёгкость, изящность и простоту изготовления» подмоторной рамы.
С заданием П.Сухой справился — маневренный легкий истребитель получился не хуже западных образцов, и к тому же заметно выделялся живучестью и неприхотливостью в обслуживании. Вместе с тем, в производстве И-4 был довольно сложной и дорогой машиной, чем и был обусловлен последующий «шаг назад» советского авиапрома, вновь вернувшегося к полотняной обшивке и деревянным деталям конструкции фюзеляжа. Тем не менее, как уже отмечалось — сам факт существования в то время И-4, стал для авиапрома СССР хорошим шагом вперед.
Шасси И-4, как и у предшественников было спицованным, неубирающемся в полёте, в хвостовой части фюзеляж оснащался костылем, заменявшим заднее колесо. Колеса жёстко смонтированы на раме крепящейся к фюзеляжу, за счет чего эксплуатация И-4 была возможна только с аэродромов имеющих твёрдое грунтовое покрытие.
Винт двухлопостной, деревянный, фиксированного шага (ВФШ), кабина одноместная, открытая.
Характеристики истребителя И-4
Страна: | СССР |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1927 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х М-22 мощностью 480 л.с. |
Максимальная скорость: | 257 км/ч |
Практический потолок: | 7600 м |
Дальность полета: | 840 км |
Масса пустого: | 978 кг |
Максимальная взлетная масса: | 1430 кг |
Размах крыльев: | 11,42 м |
Длина: | 7,27 м |
Высота: | 2,82 м |
Площадь крыла: | 23,8 кв.м. |
Вооружение: | 2x 7,62-мм пулемёта ПВ-1, до 50 кг бомбовой нагрузки |
Модификации истребителя И-4 (АНТ-5)
- АНТ-5 — прототип с другой формой руля поворота и капотом, не закрывающим цилиндры, 1927 год.
- И-4 — базовая модель, 1928 год.
- И-4(Z) модификация для проекта «Звено» Вахмистрова. Отличался сильно укороченным нижним крылом (до 50 см с каждого бока), 1930 год.
- И-4 в варианте гидросамолета — версия поплавкового истребителя, изготовленная, испытанная, но, как оказалось, ненужная армии и флоту. Серийно не производился, 1931 год.
- И-4 бис — моноплан (нижнее крыло убрано). Оставшееся крыло снабжено с предкрылками на половине размаха крыла, изменен капот двигателя. Экспериментальный самолет был переделан из серийного, показал чуть лучшую скорость (+10 км/ч), но худшую маневренность. Серийно не производился, 1931 год.
- И-4 опытный с пулемётами в верхнем крыле, 1931 год.
- И-4 опытный с динамо-реактивными безоткатными 67-мм пушками Леонида Курчевского, 1931-1932 г.г.. Фактически представляла собой попытку сделать из устаревающего истребителя легкий штурмовик. Опыты продолжались с переменным успехом до снятия И-4 с вооружения.
- И-4 опытный с пороховми реактивными ускорителями, 1935−1936 г.г.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет