[snip=»Краткая справка: Советские истребители И-1 и И-2 конструкции Поликарпова и Григоровича. Конструкция, история создания»]

Примечание: характеристики И-2 примерно совпадают с характеристиками И-1, с тенденцией к ухудшению (скорость меньше на 20 км/ч, потолок на 200 м.). Обратите внимание — приведены характеристики серийного И-1, его прототип ИЛ-4006 обладал явно более высокими характеристиками.

Первые советские истребители разрабатывались под руководством Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича в начале 20-х годов 20 века.

В авиации так принято – самолет по существу создается «вокруг» имеющегося двигателя, и как раз в этой области, у Поликарпова альтернатив практически не было – промышленность на этот момент освоила только один двигатель, по характеристикам подходящий под авиационный — лицензионный мотор водяного охлаждения «Либерти» мощностью 400 л. с.

Характеристики И-1

Первые советские истребители И-1, И-2, И-2бис
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1923 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х М-5, мощностью 400 л.с.
Максимальная скорость: 246 км/ч
Практический потолок: 5800 м
Дальность полета: Нет сведений
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 1580 кг
Размах крыльев: Нет сведений
Длина: Нет сведений
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: 20 кв.м.
Вооружение:2х 7,62-мм пулемета

Истребитель ИЛ-400, первый полет

Название мотора нашло отражение и в обозначении первого истреби­теля Н. Н. Поликарпова — ИЛ-400 (истребитель с «Либерти» в 400 л. с.), разработка которого началась в марте 1923 г.

Подавляющее большинство зарубежных истребителей того времени все ещё имели бипланную схему, однако Н. Н. Поликарпов пошел другим путем — его ИЛ-400 был выполнен по классической схеме свободнонесущего моноплана.

Чертеж истребителя И-1

Чертеж истребителя И-1

Трапециевидное крыло самолета не имело под­косов или других поддерживающих элементов, вся силовая конструкция находилась внутри крыла. К сожалению, основным конструкционным материалом явля­лось дерево, поэтому относительная толщина свободнонесущего крыла получилась довольно большой, что увеличило профильное сопротивление крыла.



Несмотря на это, ИЛ-400, из-за меньшего, чем у биплана лобового сопротивления имел расчетную скорость 260 км/ч и явно превосходил двукрылых «собратьев» по манёвренности. В теории.

К лету 1923 г. самолет был построен. Испытывать его должен был К. К, Арцеулов — известный летчик, впервые в России выполнивший преднамеренный штопор. В первом же полете 15 августа 1923 г. произошла авария: сразу после отрыва от земли самолет круто пошел вверх не­смотря на то, что летчик с максимальным усилием отжимал ручку управ­ления от себя (на пикирование), скорость стала снижаться, летчик выклю­чил мотор, самолет, потеряв скорость, завис и с небольшой высоты (по разным источникам от 15 до 50 м) упал на землю.

Летчик был жив, но самолет полностью разрушился. Причиной аварии стала неверная центровка планера, как показали детальные обследования в аэродинамической трубе ЦАГИ. Продолжать работы над ИЛ-400 без радикальных переработок конструкции не имело смысла.

Истребитель ИЛ-4006, прототип И-1

Впрочем, неудача не изменила мнения конструкторов о его перспективности. Новый проект, под индексом ИЛ-4006 был рассмотрен Научно-Техническом Комитете Управления Военно-Воздушных Сил 27 марта 1924 г. и получил одобрение.

ИЛ-4006 существенно отличался от прототипа. Центровка была близка к идеалу (30% при норме 20-30% против 52% у ИЛ-400), а в конструкции был использован только появившийся кольчугалюминий отечественной выплавки, что позволило почти в два раза уменьшить толщину крыла.

Истребитель И-1

Истребитель И-1

Нервюры крыла, каркас оперения, некоторые узлы фюзеляжа были выполнены из кольчугалюминия, а обшивка крыла и оперения — из гофрированного кольчугалюминия. Большой лобовой ра­диатор был заменен радиаторами под двигателем и между стойками шасси. Были немного изменены и геометрические параметры самолета.

18 июля 1924 г. К. К. Арцеулов совершил первый полет на ИЛ-4006, затем к испытаниям подключились летчики А. И. Жуков и А. Н. Екатов, которые в октябре 1924 г. завершили заводские испытания.

На самолете выполнялись почти все фигуры высшего пилотажа, в том числе, глубокие виражи, спирали, петли Нестерова, штопор. Летчики отмечали, что само­лет выполняет высший пилотаж чисто и весьма послушен в управлении. На государственных испытаниях ИЛ-4006 подтвердились его высокие характеристики, превосходившие требования ВВС.

Были и недостатки — отмечалось, что для управления самолетом при выполнении фигур высшего пилотажа от летчика требуются слишком большие физические усилия, довольно мала грузоподъемность, да и доступ к мотору затруднен, однако в целом машину рекомендовали к производству. Первой партией было заказано 33 самолета ИЛ-4006, которые начали выходить из сборочных цехов в начале 1926 года.

Серийные истребители И-1

Серийные машины получили новый индекс: И1-М5 (истребитель первый с мотором М5 (тот же «либерти», только советский вариант). Они отличались от ИЛ-4006 формой оперения и… деревянной конструкцией. Кольчугалюминия было мало, а самолеты нужны были «вчера», к тому же в больших количествах. Надо ли говорить, что на пользу самолету это не пошло: пришлось удлинять крылья, а, следовательно, и вес машины увеличился на 60 кг. Но главное, вновь была нарушена центровка и из «идеальных» 30%, она плавно перекочевала в 44%, что сделало машину почти не управляемой во время вывода из штопора.

Испытания «серийного» И-1 едва не закончились трагедией – летчик чудом успел покинуть свалившуюся в штопор машину, и заключение комиссии о принятии И-1 на вооружение (в 1927) было категоричным: самолет опасен для полетов. Всего И-1 М-5 успели построить 18 штук.

Истребитель И-2бис

Истребитель И-2бис

Истребитель И-2

Был и второй «И-1», на этот раз биплан, разрабатывавшийся под руко­водством Д. П. Григоровича с 1923 года, с тем же двигателем «Либерти» на борту. Второй вариант этого истребителя, получивший название И-2, был создан осенью 1924 г.

На испы­таниях, которые проводил летчик А.И. Жуков, истребитель достиг ско­рости 250 км/ч, и после доводки в 1925 г. самолет был принят для серийного производства. Этот вариант истребителя – классический биплан с индексом И-2 и стал первым советским истребителем, состоящим на вооружении ВВС.

Чертеж истребителя И-2бис

Чертеж истребителя И-2бис

Конечно И-2 был не идеален, имел малую скорость, плохую маневренность и даже модификация И-2бис, выпущенная в 1927 году не спасла положение. Однако до тех пор, пока промышленность не освоила выпуск моторов мощнее «Либерти», с этим оставалось только мирится. И-2бис был меньшим злом, по сравнению с использованием устаревших машин зарубежных марок, остававшихся в строю чуть ли не с Гражданской войны или закупок новых, ставящих СССР в зависимость от поставок запчастей и оборудования.

 

 

Автор: Фролов А., компиляция по книге «Самолётостроение в СССР. 1917-1945 гг»