[snip text=»Краткая справка: Французский самолет времен первой мировой войны SPAD SA.1/SA.2/SA.4 отличавшийся оригинальной конструкцией — бортовой стрелок в нем размещался за несущим винтом!»]
Французский биплан SPAD SA.4 построенный для России.
Содержание
История создания самолета SPAD SA.1
Один из самых необычных самолетов первой мировой войны — французский военный самолет SPAD SA.1. Самолет разрабатывался Луи Бешеро — главным конструктором фирмы SPAD (Societe Pour l’Aviation et ses Derives) в 1914-1915 г.г., а его первый полет состоялся в мае 1915 г.
SPAD SA.1 имел оригинальную компоновку и был очень своеобразной попыткой побороть одну из основных проблем авиации начального периода — отсутствие синхронизатора винта и пулемета, из-за чего вооружение приходилось размещать либо на крыльях, либо высоко над капотом, что одинаково плохо сказывалось на точности огня.
Характеристики SPAD SA.1/SA.2/SA.4 | |
---|---|
Страна: | Франция |
Тип: | Военный самолет |
Год выпуска: | 1916 г. |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | 1х «Рон» 9С, мощностью 80 л.с. |
Максимальная скорость: | 135 км/ч |
Практический потолок: | 3500 м |
Дальность полета: | около 400 км |
Масса пустого: | 565 кг |
Максимальная взлетная масса: | 960 кг |
Размах крыльев: | 9,55 м |
Длина: | 7,85 м |
Высота: | 2,5 м |
Площадь крыла: | 25,3 кв.м. (оба крыла) |
Вооружение: | 1х 7,7-мм пулемет «Льюис» или 1х 7,62-мм пулемет «Максим» |
Характеристики приведены для SPAD SA.4
Решение предложенное на SPAD SA.1 было весьма интересным — стрелок располагался не за винтом, а перед ним. Да-да, перед самым винтом находилась специальная гондола оснащенная пулеметом. Пока пилот вел самолет, стрелок, пользуясь отличным обзором со своего места, мог спокойно поджигать вражеские самолеты и обстреливать наземные позиции врага.
На практике, благая на первый взгляд цель превратилась в проблему. SPAD SA.1 оказался не способен на равных тягаться с более маневренными и скоростными истребителями, был тяжелым и сложным в управлении, при этом сам превращался в легкую мишень из-за отсутствия защиты в задней полусфере. Вдобавок ко всему, носовая «турель» имела весьма скромный сектор обстрела, зато при неудачной посадке или «капотировании» самолета, стрелок почти неизбежно погибал.
Серийное производство самолетов семейства SPAD SA осуществлялось с 1915 г. по 1916 г. за это время было изготовлено около 100 машин всех модификаций. Во Франции неудачные SPAD SA сняли с вооружения в том же 1916 году. В России, самолеты воевали до самого конца войны.
Конструкция и модификации самолетов SPAD SA.1-SA.4
Самолет SPAD SA.1 конструктивно представляет собой одностоечный биплан с тянущим винтом и вынесенной перед ним гондолой стрелка. Фюзеляж цельнодеревянный, с фанерной обшивкой гондолы стрелка и передней части фюзеляжа. Задняя часть фюзеляжа и крылья — обшиты полотном.
Гондола стрелка первоначально крепилась к верхнему и нижнему крыльям, а затем — к стойкам шасси, чтоб не затруднять доступ к двигателю. В случае необходимости ремонта мотора, кабина просто откидывалась вперед на стойках.
Модификации:
- SPAD SA.1 — первая модель с двигателем «Рон» 9С (80 л.с.) и 1х 7,7-мм пулеметом «Льюис» в гондоле. Выпущено 11 самолетов.
- SPAD SA.2 — улучшенная модель с двигателем «Рон» 9J (110 л.с.), а также рядом доработок конструкции. Выпущено 36 самолетов (из них 6 для России). Из-за мощного двигателя, самолет имел проблемы с охлаждением двигателя, поэтому в дальнейшем не использовался.
- SPAD SA.3 — (экспериментальный) трехместный вариант, со второй кабиной стрелка, размещенной за местом пилота. Был построен опытный образец, но серийно не выпускался.
- SPAD SA.4 — SPAD SA.2, но с мотором «Рон» 9С (80 л.с.). В начале 1916 года было построено около 50 самолетов для России.
- SPAD SA.5 — (опытный) двухместный самолет с 8-цилиндровым V-образным мотором воздушного охлаждения «Рено», серийно не выпускался.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Франции
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет