«Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами Проекта 644. История создания, боевая служба и характеристики»

Характеристики дизельных подводных лодок с крылатыми ракетами Проекта 644 (НАТО: «Whiskey Twin Cylinder»)

Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами Проекта 644
Страна: СССР
Тип: Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами (ДПЛКР)
Дата выпуска: 1951 г.
Водоизмещение: Надводное — 1160 тонн, подводное — 1430 тонн.
Длинна: 76 м
Ширина: 6,6 м
Осадка: 4,7 м
Бронирование: Нет.
Экипаж: 55 человек
Силовая установка: 2х дизельных двигателя 37Д (мощностью по 2000 л.с.), 2х гребных электродвигателей ПГ-101 (мощностью по 1350 л.с.), 2х электродвигателя экономичного хода ПГ-103 (мощностью по 50 л.с.).
Дальность хода: 5000 миль в надводном положении (на скорости 6 узлов), 260 миль в подводном (на скорости 2 узла), автономность: 35 суток. Глубина погружения: 170 м .(рабочая), 230 м. (предельная).
Максимальная скорость: Надводная — 16 узлов, подводная — 10 узлов, экономичная — 2 узла.
Вооружение: 2х установки крылатых ракет П-5, 4х носовых 533-мм торпедных аппарата (боезапас — 4-10 торпед)
Авиагруппа: Нет

История создания дизельных подводных лодок Проекта 644

Первые крылатые ракеты для первых ракетных подводных лодок

К началу 1950-х г.г. в СССР, как и в США велись активные работы по созданию крылатых ракет для вооружения подводных лодок. Общий недостаток и советских и американских ракет того периода заключался в большом количестве предстартовых операций.

Ракету перед стартом надо было тщательно подготовить — выкатить из ангара, разложить крылья, и только после этого запускать — притом, строго из надводного положения. Учитывая, что дальнобойность ракет того времени редко достигала даже полутысячи километров, подводная лодка с подобным вооружением становилась фактически «одноразовой»: если бы её не утопила авиация ещё в момент подготовки к стрельбе, то уж точно не дали бы уйти эсминцы противника.

Как раз в то же время в Советском Союзе был совершен качественный прорыв в деле конструирования ракетного вооружения. Конструкторское бюро Владимира Николаевича Челомея предложило совершенно новую идею. Ракета прямо на заводе «упаковывалась» в специальный контейнер и в дальнейшем не извлекалась из него ни на хранении, ни в боевом походе. Контейнер был для неё и защитным «чехлом» и «ангаром» и стартовой площадкой.

Советская крылатая ракета комплекса П-5

Советская крылатая ракета комплекса П-5

Старт ракеты происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически раскрывались уже в полёте. В качестве носителя ракеты должны были использоваться переоборудованные торпедные дизельные подводные лодки проекта 613.

Так появилась первая в истории отечественного ракетостроения крылатая ракета П-5.

Подводные ракетоносцы проекта 644

Несмотря на новый принцип, крылатая ракета П-5 сохранила и ряд «плохих» черт предшественников, в частности, её запуск был возможен только из надводного положения, а дальность стрельбы составляла около 300 км. Однако, такие преимущества как компактность ракетного комплекса П-5 и выигрыш во времени подготовки запуска ракеты, явно перевешивали все недостатки.



Дизельная подводная лодка проекта 644, поворотные контейнеры крылатых ракет П-5 хорошо видны за рубкой

Дизельная подводная лодка проекта 644, поворотные контейнеры крылатых ракет П-5 хорошо видны за рубкой

Испытания крылатой ракеты П-5 проводились на опытовой подводной лодки проекта 613 с индексом С-146 и были успешно завершены к 1959 году. А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР таких лодок было шесть. Все они были переоборудованы из лодок проекта 613, и получили новый шифр: Проект 644.

Эксплуатация и боевая службы дизельных подводных лодок Проекта 644

Все 6 дизельных подводных лодок Проекта 644 с крылатыми ракетами на борту вступили в строй до конца 1953 года и успешно несли службу на море, оставаясь в боевом составе флота вплоть до 1966 года, когда их «главный калибр» — ракетный комплекс П-5 не был снят с вооружения.

Конечно эти корабли не отличались совершенством (впрочем, как и заокеанские подводные лодки того же периода): маленькие боекомплект, низкая точность и небольшая дистанция стрельбы крылатыми ракетами — все это не способствовало долгой службе на флоте. Кроме того, если по проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4-6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов, то на практике все это сводилось к волнению моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов.

Дизельная подводная лодка проекта 644, вид сверху-сзади. Учитывая непростую задачу по модернизции Проекта 613 до Проекта 644, контейнеры вписаны в силуэт корабля почти идеально

Дизельная подводная лодка проекта 644, вид сверху-сзади. Учитывая непростую задачу по модернизции Проекта 613 до Проекта 644, контейнеры крылатых ракет вписаны в силуэт корабля почти идеально

Тем не менее, проект модернизации «613» до «644» был успешным и оказал положительное влияние на развитие как советского подводного флота, так и дальнейшего развития ракетного вооружения морского базирования.

С середины 1960-х годов задачи отечественных подводных лодок по поражению наземных объектов были возложены на лодки с баллистическими ракетами. К этому времени они уже стали превосходить крылатые ракеты и по дальности стрельбы и по защищенности от средств ПРО, а их подводный старт обеспечивал лодке лучшую защиту от сил противолодочных кораблей и авиации противника.

Подводные лодки Проекта 644

  • Наименование: «С-80», заводской номер: 801, заложена: 13.05.1950 г., спущена на воду: 21.10.1950 г., вступила в строй: 02.12.1951 г.
  • Наименование: «С-44», заводской номер: 803, заложена: 21.10.1950 г., спущена на воду: 19.05.1951 г., вступила в строй: 31.12.1955 г.
  • Наименование: «С-46», заводской номер: 805, заложена: 27.03.1951 г., спущена на воду: 09.08.1951 г., вступила в строй: 30.12.1952 г.
  • Наименование: «С-158», заводской номер: 504, заложена: 32.12.1952 г., спущена на воду: 16.05.1953 г., вступила в строй: 31.12.1953 г.
  • Наименование: «С-162», заводской номер: 603, заложена: 25.03.1953 г., спущена на воду: 08.07.1953 г., вступила в строй: 28.04.1954 г.
  • Наименование: «С-69», заводской номер: 407, заложена: 15.01.1952 г., спущена на воду: 16.11.1952 г., вступила в строй: 10.04.1953 г.

Подводная лодка Проекта 644. Поворот контейнера с ракетой П-5 в боевое положение.

Подводная лодка Проекта 644. Поворот контейнера с ракетой П-5 в боевое положение.

Конструкция дизельных подводных лодок Проекта 644

Дизельные подводные лодки Проекта 644 с крылатыми ракетами на борту, представляли собой модернизацию подводных лодок более раннего Проекта 613, проведенную без изменения прочного корпуса лодки.

Из корпусов кораблей убрали кормовые торпедные аппараты, сняли запасные торпеды носовых торпедных аппаратов и перекомпоновали помещения в носовых отсеках. Новое оружие кораблей — крылатые ракеты П-5 размещалось в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу. Столь странное место для ракет определялось не военными соображениями, а весьма малыми размерами лодок-«доноров» проекта 613.

Целеуказание ракетам на лодках проекта 644 осуществлялось при помощи навигационного комплекса «Север-Н-644» и астронавигационного перископа «Лира.» Остальное РЭВ осталось таким же как на кораблях проекта 613.

Помимо на «644-ых» лодках установили систему управления ракетной стрельбой «Север-А644У» и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс, а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна, обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной подводной лодки с одним затопленным ракетным контейнером.

Чертеж дизельной подводной лодки Проекта 644.

Чертеж дизельной подводной лодки Проекта 644.

Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны системы воздуха высокого давления (ВВД), а твердый балласт размещен в доковом киле.

В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка.

Энергетическая установка подводных лодок Проекта 644 состояла из двух дизелей 37Д (мощностью по 2000 л.с. каждый), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (мощностью по 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (мощностью по 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцов-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой.

Вооружение корабля включало 2х установки крылатых ракет П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и 4х носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 4-10 торпед. Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.

Стрельба крылатыми ракетами осуществлялась из надводного положения, при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился против движения (к корме). Стрельба залпом не предусматривалась.

Модификации и дальнейшие работы по дизельным подводным лодкам Проекта 644 (Проект 644Д, Проект 644-7)

Ракетный комплекс П-5 имел сравнительно неважную точность стрельбы, поэтому работы по его совершенствованию велись фактически с момента приемки на вооружение. Результатом этих работ стала крылатая ракета П-5Д, оснащенная радиолокационной доплеровской системой измерения угла сноса и путевой скорости, а также более точными гироскопами в автопилоте.

Кроме того в бортовой системе управления ведением огня был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать полет на меньшей высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее уязвимой для средств ПРО противника.

Чертеж «главного калибра» дизельной подводной лодки Проекта 644, крылатой ракеты П-5.

Чертеж «главного калибра» дизельной подводной лодки Проекта 644, крылатой ракеты П-5.

Для испытаний ракетного комплекса П-5Д была использована подводная лодка проекта 644 с индексом «С-162». Она была дооборудована до проекта 644Д на заводе «Красное Сормово» и на северодвинском заводе №402. Испытания проводились в конце 1961 года на Белом море. Они потвердили повышенную, по сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.

В начале 60-х годов была создана ещё одна крылатая ракета — П-7 с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью.
Итоговые испытания новой ракеты проводились в 1962-1964 в Белом море на подводной лодке «С-158» переоборудованной по проекту 644-7 (предусматривавшем стрельбы ракетами обоих типов П-5Д и П-7) на заводе «Красное Сормово». Проект 644-7 отличался измененными ракетными контейнерами, установленными унифицированными пультами предстартовой подготовки и новой системой управления ракетной стрельбой.

Потребовалось также перебалансировать корабль для возможности использования комплекса П-7, отличавшегося от предшественников большей массой. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли — их носители «644-ки» к этому времени, уже устарели морально и доживали последние дни в составе флота.

 

 


источник: компиляция по материалам находящимся в свободном доступе сети интернет