Характеристики линейных крейсеров типа «Фон дер Танн» |
|
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Линейный крейсер |
Дата выпуска: | Заложен 25.03.1908 г. , спущен на воду 20.03.1909 г., вступил в строй 1.09.1910 г. |
Водоизмещение: | 21300 тонн |
Длинна: | 171,78 м. |
Ширина: | 26,63 м. |
Осадка: | 7,64 м. |
Бронирование: | главный броневой пояс - 248,9 мм главный боевой пояс на уровне ватерлинии - 99 мм противоторпедная переборка - 25,4 мм главная броневая палуба - 50,8 мм казематы - 150 мм цитадель - 226 мм башни: 30,5-228,6 мм барбеты - 231,1 мм боевая рубка (носовая): 80-248,9 мм боевая рубка (кормовая): 50,8-200,6 мм |
Экипаж: | 1140 человек |
Силовая установка: | 2 паровые турбины системы Парсонса общей мощностью 42000 л.с. (после модернизации - 79000 л.с.) ,18 водотрубных котлов, 4 винта |
Дальность хода: | 4400 миль (14 узловым ходом) |
Максимальная скорость: | 24,8 узла (после модернизации 27,4 узла) |
Вооружение: | 4х 2х 280-мм длинной 45 калибров 10х 1х 150-мм длинной 45 калибров 16х 1х 88-мм длинной 45 калибров (все позже сняты) 4х 1х подводных 500-мм торпедных аппарата |
Авиагруппа: | Нет |
Линейный крейсер «Фон дер Танн» — первый полноценный линейный крейсер немецкого Флота Открытого моря, является развитием проекта броненосного крейсера «Блюхер«. Строившийся как ответ на британские однотипные «Инвинсибл«, «Фон дер Танн» превосходил их по бронированию, но номинально уступал по главному калибру, имея 280-мм орудия против 305-мм.
В действительности, лучшая баллистика германских пушек, более качественные снаряды и более основательная подготовка артиллеристов сводили разницу в калибрах до минимума. Водоизмещение «Фон дер Танн» превосходило не только его английских «коллег», но даже некоторые более ранние линкоры — его увеличение было прямым следствием роста толщины и веса брони.
Эта мера была вынужденной — если англичане, располагавшие громадным военным флотом могли для каждого класса вводить узкую специализацию — линкоры борются с линкорами, линейные крейсеры — с линейными крейсерами, то немцам, флот которых в половину уступал британскому, приходилось совмещать функции кораблей разных классов.
Как показала практика — германский путь развития линейного крейсера был более прогрессивным. 31 мая 1916 года в Ютландском сражении, в ходе артиллерийской дуэли между «Фон дер Танн» и «Индефэтигеблом» (однотипный с «Инвинсибл»), немецкому крейсеру хватило 15 минут, чтобы уничтожить противника (процент попаданий — 9% — отличный показатель), при этом не получив ни царапины.
С другой стороны, Ютланд показал и ошибки германского командования — даже очень хорошо бронированный линейный крейсер не мог на равных бороться с «настоящим» линкором — огонь 381-мм орудий британских дредноутов и 343-мм орудий новейшего британского линейного крейсера «Тайгер» (который вообще трудно назвать «крейсером») оказался для «Фон дер Танн» губителен и едва не отправил корабль на дно.
Всего 2х 380-мм и 2х 343-мм попадания снарядами начисто лишили немецкий крейсер всех башенных орудий и до базы он шел уже практически беззащитным перед серьезным противником.
После Ютландского сражения «Фон дер Танн» надолго встал на ремонт, а когда тот был наконец завершен, практически была завершена и война. 24 ноября 1918 года крейсер был интернирован на британскую базу ВМФ Скапа-Флоу, где был затоплен экипажем 21 июня 1919 года.
Поднят британской стороной 7 декабря 1930 года, после чего разобран на металл в 1931-1934 гг.
Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФ • Военные корабли того же периода • ВМФ Германии