[snip text=»Краткая справка: Советский полугусеничный грузовик ЗИС-42 времен Великой Отечественной войны. История создания, характеристики и опыт эксплуатации»]
Характеристики полугусеничного грузовика ЗИС-42 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Грузовой автомобиль |
Дата выпуска: | 1942 год |
Длинна: | 6097 мм |
Ширина: | 2360 мм |
Высота: | 2175 мм (с тентом 2950 мм) |
Броня, лоб: | Нет |
Броня, борт: | Нет |
Броня, башня: | Нет |
Экипаж: | 1 человек (мест в кабине - 2 в кузове для сидения - 14) |
Двигатель: | 76 л.с. при 2400 об./мин |
Дальность хода: | 390 км (с прицепом) |
Максимальная скорость: | 35,9 км/ч по шоссе |
Масса: | 5252 кг + до 1500 тонн при движении с прицепом (2250 без него) + прицеп массой до 4750 (2750 кг норма). |
Вооружение: |
В 1940 году автозаводом ЗИС была выпущена небольшая партия полугусеничных грузовиков ЗИС-22. В связи с началом войны и эвакуацией автозавода работы в этом направлении были приостановлены, однако уже осенью 1942 года, когда ЗИС снова начал выпускать автомобили, в серийное производство был запущен и полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-42, представлявший собой усовершенствованный вариант ЗИС-22.
В принципе ЗИС-42 представлял собой обычный грузовик ЗИС-5В, у которого вместо задних ведущих колес были установлены тележки гусеничной ходовой части. Рамка каждой гусеничной тележки состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами.
На концах тележки между боковинами спереди размещалось ведущее колесо, а сзади – направляющее (ленивец). Между ними была балансирно подвешена система из четырех катков, закрытая кожухом. Весь движитель был подвешен балансирно на полуосях заднего моста. Привод ведущего колеса осуществлялся цепью Галля от звездочки на полуоси. Гусеничный ход был снабжен резинотканевой лентой с резиновыми башмаками и металлическими накладками для зацепления со звездочкой ведущего колеса.
По сравнению с грузовиком ЗИС-5В тягач имел более мощный двигатель ЗИС-5М, усиленный радиатор и три дополнительных бензобака общей емкостью 240 л. Для повышения проходимости тягача по снегу была предусмотрена установка лыж на его передние колеса. С лыжами на передних колесах тягача и на колесах буксируемого артиллерийского орудия обеспечивалась возможность движения по снегу глубиной до 1 м. При движении по пересеченной местности тягач мог преодолеть ров шириной 6,8 м и глубиной 1 м, подъем до 28° и брод глубиной до 0,6 м.
Автомобиль ЗИС-42 и его улучшенная модификация ЗИС-42М находились в производстве до 1944 года.
Всего был изготовлен 5931 автомобиль этого типа.
Источник: полугусеничный грузовик ЗИС-42