[snip text=»Краткая справка: Легковой автомобиль ГАЗ-61 — уникальный советский вездеход, с двигателем, по мощности равным танковому. История создания, характеристики и опыт эксплуатации»]

Легковой автомобиль ГАЗ-61

ГАЗ-61 без тента

Легковой автомобиль ГАЗ-61 с колесной формулой 4х4, был уникальным в своем роде. Сочетавший в себе повышенную комфортность и исключительно высокую проходимость, развивающий скорость выше 100 километров в час, способный тащить три четверти тонны груза и имеющий двигатель, практически не уступающий по мощности двигателю танка Т-26, он использовался в годы Великой Отечественной войны высшим командным составом Красной Армии.

Работы над этим автомобилем были начаты конструктором Виталием Андреевичем Грачевым в 1938 г., ГАЗ-61 имел пятиместный четырехдверный металлический кузов типа «седан», который крепится болтами к раме шасси. Установленный на нем шестицилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения отличался высокой надежностью и топливной экономичностью.

Особенностью автомобиля является то, что оба его моста – ведущие с зависимой рессорной подвеской и гидравлическими рычажными амортизаторами. Крутящий момент от двигателя на оба моста передавался посредством четырехступенчатой коробки передач типа ГАЗ-АА через раздаточную коробку без демультипликатора.

Советский легковой автомобиль ГАЗ-61

Советский легковой автомобиль ГАЗ-61

Благодаря наличию мощного двигателя, ГАЗ-61 мог преодолевать подъемы крутизной 38° и форсировать брод глубиной до 0,72 м. При установке на колеса шин с развитыми грунтозацепами он по проходимости превосходил полугусеничные машины.

Автомобиль выпускался в трех модификациях:

  • ГАЗ-61-73 – основная модель с кузовом типа «седан», известная как ГАЗ-61.
  • ГАЗ-61-40 – модель с кузовом типа «фаэтон». Эта модель была на 30 кг легче, чем ГАЗ-61-71, хотя в дополнение к основному бензобаку на 60 л имела еще и резервный бак емкостью 50 л. Кроме того, в карманах передних крыльев были установлены два запасных колеса.
  • ГАЗ-61-417 – выпущенный в количестве нескольких сотен экземпляров полноприводный пикап с откидными сиденьями и двухместной кабиной с брезентовым верхом. Этот автомобиль использовался в качестве артиллерийского тягача для буксировки 45-мм противотанковых пушек.

Несмотря на хорошие тактико-технические характеристики, ГАЗ-61 находился в производстве лишь в течение 1941 г. Уже осенью 1941 г. на конвейерах Горьковского автозавода его сменил более технологичный и дешевый ГАЗ-64. Общее количество выпущенных вездеходов ГАЗ-61 оценивается примерно в 400 единиц.



Характеристики автомобиля ГАЗ-61

Автомобиль ГАЗ-61
Страна: СССР
Тип: Легковой автомобиль (4х4)
Дата выпуска: 1938 г.
Длинна: 4670 мм
Ширина: 1750 мм
Высота: 1905 мм
Броня, лоб: Нет
Броня, борт: Нет
Броня, башня: Нет
Экипаж: 1 человек (5 мест в кабине)
Двигатель: 85 л.с. на 3600 об./мин
Дальность хода: 375 км
Максимальная скорость: 107 км/ч
Масса:1650 кг + до 700 кг в прицепе
Вооружение:Нет

источник: ГАЗ-61