Сайт рекомендован для аудитории 16+

Основной танк Chieftain (Великобритания)



Характеристики основного танка Chieftain

Основной танк Chieftain (Великобритания)
Страна: Великобритания
Тип: Основной танк
Дата выпуска: 1963 г.
Длинна: 10,8 м
Ширина: 3,5 м
Высота: 2,64 м
Броня, лоб: 120 мм
Броня, борт: 38 мм
Броня, башня: до 195 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: Дизель Leyland L60 №4 Mk 7А, мощностью 750 л.с.
Дальность хода: 300 км
Максимальная скорость: 48 км/ч
Масса:55 тонн
Вооружение:1х 120-мм пушка L11A5 (64 выстрела), 1х 7,62-мм спаренный пулемет L8A1, 1х 7,62-мм зенитный пулемет L37A1 (6000 патронов калибра 7,62-мм), 12х 66-мм установок пуска дымовых гранат. Если танк без лазерного дальномера, то + 1х 12,7-мм пристрелочный пулемет L21A1 (600 патронов)

Характеристики приведены для «Чифтен» Mk 5

История создания танка Chieftain

«Тяжелый пушечный танк» для усиления и поддержки средних танков «Центурион» начал проектироваться британцами в 1956 году на базе научно-исследовательского института FVRDE при поддержке фирмы Vickers. К 1963 году проект был допущен к полигонным и войсковым испытаниям, а после их успешного прохождения принят к серийному производству под обозначением основной боевой танк «Чифтен» («Вождь»).

«Центурионы» к этому времени уже устарели, поэтому «Чифтен» в итоге должен был не оказывать им поддержку на поле боя, а обеспечить их полную замену в войсках. Танк серийно производился с 1965 по 1983 год, всего за это время было изготовлено 2260 машин, 837 из которых поступили  непосредственно на службу Великобритании, а прочие были поставлены на экспорт в Иран (707+187), Иорданию (350), Кувейт (153) и Оман (29).

Собственно британские танки так никогда и не вступили в бой.

«На старте», по сравнению со своим немецким «однокашником» Леопард-1,»Чифтен» лучше защищен и вооружен. Однако у танка практически не было потенциала модернизации, он был довольно малоподвижен и имел в системе управления огнем ряд серьезных ограничений. Все это не позволило британской машине в дальнейшем на равных тягаться ни с «Леопардом», ни с американским M60, конструкция которых, как раз таки предполагала широкие возможности к дальнейшей доработке и улучшению.

Конструкция танка «Чифтен»

Компоновка классическая, отделение управления в передней части танка, боевое — в средней, моторно-трансмиссионное — в кормовой. Корпус танка сварной, собран из литых и катаных деталей, при этом броня составляет 53% массы танка. Листы расположены под углом, профиль танка максимально уменьшен.

Рабочее место механика-водителя расположено по оси танка, причем оно выполнено в полу-лежачем виде, что позволило значительно уменьшить высоту передней части танка. Сиденье механика-водителя крепится не к днищу, а к бронеплите, установленной на расстоянии 50 мм от днища, что позволяет более эффективно защитить его от мин. Три другие члена экипажа размещаются в башне. Места командира и наводчика находятся справа от орудия, заряжающего — слева. При ведении стрельбы заряжающий работает стоя.

Башня танка «Чифтен» имеет сложную форму — конструкторы, вместо того, чтобы «втискивать» оборудование в её объем пошли по другому пути и спроектировали её профиль «вокруг» оборудования и мест экипажа, что также дало экономию веса и пространства.



Основным вооружением является 120-мм нарезная пушка L11, установленная в приливе лобовой части башни без броневой маски (конструкция башни позволила создать амбразуру орудия шириной всего 225 мм, что позволяет обходится и без маски). На пушке установлены теплозащитный кожух и эжектор для продувки канала ствола после выстрела.

Чертеж танка «Чифтен» Mk 3

Чертеж танка «Чифтен» Mk 3

Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразъемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления.
120-мм пушка L11 имеет раздельное заряжание. Пороховые заряды находятся в полностью сгорающих при выстрелах шелковых мешках, а контейнеры пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, подаваемых автоматически из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи — десять трубок. Заряжание пушки производится вручную, с помощью гидромеханического досылателя.

Пушка и спаренные с ней пулеметы стабилизированы в двух плоскостях. Система стабилизации разработана на базе аналогичной системы танка «Центурион». Несмотря на стабилизацию орудия, основным режимом ведения огня является стрельба с места. Система управления огнем позволяет наводчику до подхода к рубежу открытия огня наводить орудие на цель, остановка нужна только для произведения выстрела из пушки.

Расстояние до цели на дистанциях до 2000 м определяется с помощью пристрелочного 12,7-мм пулемета. При стрельбе фугасными снарядами с закрытых позиций необходима подготовка данных, как и при ведении огня из обычных буксируемых пушек.

Посредством оптического канала командир может отметить выбранную цель в поле зрения прицела наводчика. Прицеливание орудия возможно как наводчиком, так и командиром, причем действия последнего считаются приоритетными. Стрельба ночью ведется с помощью ИК-прицелов AVL1A1, которые устанавливаются вместо дневных прицелов командира и наводчика. Для подсветки целей на левой стороне башни установлен ксеноновый прожектор №2 Mk 3.

Командирская башенка для лучшего удержания цели в прицеле и удобства наблюдения при развороте башни вращается в сторону, противоположную направлению разворота, сохраняя неизменной линию визирования; время полного разворота — 16 с. В башенке установлено девять неподвижных перископических наблюдательных приборов AFV № 49 с суммарным полем зрения 360°. Командирский люк — двустворчатый. Обзор заряжающему обеспечивается через перископический наблюдательный прибор кругового вращения AFV №30Mk 1.
По бортам в передней части башни смонтированы два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомета. В кормовой нише башни установлены две радиостанции: УКВ-диапазона и коротковолновая. Танк оснащен системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.

Ходовая часть «Чифтена» практически идентична ходовой части танка «Центурион» и включает шесть опорных катков на борт, с задним расположение ведущих колес. Ходовая часть для защиты от легких кумулятивных противотанковых средств прикрыта стальными четырехсекционными экранами толщиной 10 — 15 мм.

Модификации британского танка «Чифтен»

Mk 1 (1965 г.) — предсерийный вариант с двигателем мощностью 585 л.с. Изготовлено 40 единиц.

Mk 2 (1966 г.) — первая серийная модификация с литой башней, 120-мм нарезной пушкой L11A2 с боеприпасами раздельного заряжания и длиной ствола 55 калибров. Двигатель L60 Mk 4 мощностью 650 л.с. Боевая масса 51,6 т. Экипаж 4 человека. Изготовлено 532 единицы.

Mk 3 (1969 г.) — двигатель L60 №4 Mk 6 мощностью 720 л.с., командирская башенка №15 Mk 2 с одностворчатым люком, оснащенная усовершенствованной оптикой и зенитным пулеметом L37A1. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Прицеливание пулемета в вертикальной плоскости синхронизировано с оптической осью бинокулярного прицела командира. Для ведения огня из пулемета по воздушным целям предусмотрена установка зенитного прицела. Боевая масса 54,1 т. Изготовлено 199 единиц.

Mk 3/3 (1970 г.) — «Чифтен» с лазерным дальномером Barr & Stroud №1 Mk 2, интегрированным в основной прицел наводчика; двигатель L60 №4 Мk 6А мощностью 730 л.с., 120-мм пушка L11A3;, улучшенный вытяжной вентилятор в боевом отделении. Изготовлено 29 единиц.

Mk З/ЗР (1970 г.) — экспортный вариант Mk 3 для Ирана.

Mk 4 (1970 г.) — опытный вариант с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета. Изготовлено 2 единицы.

Mk 5 (1971 г.) — Mk 3/3 с двигателем L60 №4 Mk 7А, модернизированная пушка L11A5 с коллиматором для выверки прицела наводчика, модернизированный пристрелочный пулемет, СУО 1FCS, командирская башенка №21 с теплопеленгатором XL 161. Усовершенствованная система ПАЗ. Повышена живучесть ствола пушки. Изготовлено 97 единиц.

Устройство основного танка Chieftain, обратите внимание на положение механика-водителя

Устройство основного танка «Челленджер» (переработки проекта «Чифтен»), обратите внимание на положение механика-водителя

Mk 5/5Р (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Ирана. Двигатель L60 №4 Mk 8А мощностью 750 л.с. Изготовлено 785 единиц.

«Чифтен» Mk 5/5К (1971 г.) — экспортный вариант Mk 5 для Кувейта. Изготовлено 165 единиц.

«Чифтен» Mk 6 (1976 г.) — Mk 2, модернизированный до уровня Mk 5.

«Чифтен» Mk 7 (1976 г.) — Mk 3 модернизированный до уровня Mk 6.

«Чифтен» Mk 8 (1976 г.) — Mk 3/3 модернизированный до уровня Mk 6.

«Чифтен» Mk 9 (1981 г.) — Mk 6, оснащенный системой управления огнем FFCS.

«Чифтен» Mk 10 (1981 г.) — Mk 7, оснащенный системой управления огнем 1FCS.

Mk 11 (1981 г.) — Mk 8, оснащенный системой управления огнем IFCS, тепловизионным прицелом наводчика, новой системой ПАЗ и блоками пассивной броневой защиты Stillbrew, установленными на передней части башни и корпуса.

Mk 15 — экспортная модификация для Омана. Изготовлено 15 единиц.

FV 4030/1 — усовершенствованный экспортный вариант для Ирана с модернизированной подвеской, увеличенной емкостью топливных баков и усиленной броневой защитой. Изготовлено 187 единиц.

Также на базе танка «Чифтен» создано семейство вспомогательных машин:

Мостоукладчик (саперный танк) Chieftain AVLB. В передней части корпуса танка навешивался бульдозерный отвал или минный трал. Экипаж машины — три человека. С 1989 по 1994 г. фирма «Виккерс» переоборудовал в эту машину 48 базовых танков разных модификаций.

БРЭМ Chieftain ARV производились фирмой Vickers с 1974 года и базировалась на шасси танка Chieftain Mk 5. В передней части корпуса установлены две гидравлические лебедки с приводом от основного дизеля. Тяговое усилие основной лебедки — 30 т, вспомогательной — 3,5 т. Длина троса основной лебедки — 122 м, вспомогательной — 260 м. В передней части корпуса смонтирован бульдозерный отвал, а с правой стороны корпуса — кран ATLAS АК 6000М грузоподъемностью 5,8 т. Экипаж 4 человека, масса БРЭМ — 56 т. Вооружение состоит из 7,62-мм пулемета с дистанционным управлением и 66-мм дымового гранатомета. 41 машину приобрел Иран, ещё 30 БРЭМ — Иордания.

БРЭМ ARRV — та же БРЭМ ARV, но оборудованная гидравлическим краном большей грузоподъемности, для полевого ремонта танка (замены двигателя). Переоборудована из части БРЭМ ARV.

Кроме этого, танк «Чифтен» послужил основой для Иранского танка Shir 1.

Британский основной танк Chieftain

Британский основной танк Chieftain

Боевое применение танков «Чифтен»

Как уже было сказано в начале, британские «Чифтены» войны так и не увидели, однако их иранские «коллеги» войны хлебнули так, что показалось горько. 6 января 1981 года в долине Хархи 16-ая танковая дивизия включавшая до 300 танков (кроме «Чифтенов» ещё и американские M60 — точное число тех и других не известно) практически во встречном бою сошлись с аналогичной по численному составу иракской танковой дивизией состоявшей из советских Т-62. К 8 января 1981 года иранская дивизия перестала существовать — как оказалось впоследствии, снаряды Т-62 со всех оптимальных дистанций танкового боя  пробивали лобовую броню британских машин.

Больше иранцы не рисковали и свои «чифтены» в бой с современными танками противника лоб-в-лоб не водили.

Война в Кувейте в 1990 г. эту тенденцию не подтвердила, но и не опровергла — практически все «Чифтены» армии Кувейта были оставлены её без боя и достались Ирау в качестве трофеев.

В настоящее время танк повсеместно либо снят с вооружения, либо находится в резерве. Однако вспомогательные машины на его основе продолжают состоять на вооружении Великобритании.