Сайт рекомендован для аудитории 16+

Прототанк Василия Менделеева



Характеристики прототанка Василия Менделеева

Прототанк Василия Менделеева
Страна: Российская Империя
Тип: Прототанк
Дата выпуска: 1911 г.
Длинна: 13 м. (с пушкой)
Ширина: 4,4 м
Высота: 4,5 м
Броня, лоб: 150 мм
Броня, борт: 101,4 мм
Броня, башня: На крыше корпуса 76,2 мм
Экипаж: 8 человек (по проекту)
Двигатель: 250 л.с.
Дальность хода: 50 км (по проекту)
Максимальная скорость: 24,8 км/ч (по проекту)
Масса:173 тонны
Вооружение:1 х 120 мм пушка и 1 х 7,62 мм пулемет

В период c 1911 по 1915 гг. в свободное от работы время, по собственной инициативе, ведущий конструктор Невского судостроительного завода Василий Менделеев (сын известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева), занимавшийся в то время проектированием подводных лодок, выполнил проект бронированной вездеходной машины большой массы. Танка, а вернее «прототанка», говоря сегодняшним языком.

За 4 года Менделеев разработал полноценный проект боевой машины, детально проработанный и просчитанный. Проект вдобавок, был вполне реализуем на любом кораблестроительном предприятии того времени. Хочется особо отметить, что «прототанк» Менделеева был не только воплощением мощи, но и передовых идей, многие из которых будут впоследствии применены в танкостроении, только спустя десятилетия.

Устройство и конструкция прототанка Василия Менделеева

«Прототанк» Менделеева представлял бронированную гусеничную машину громадной массы в 173 тонны, силовой установкой которой являлся бензиновый двигатель от подводной лодки (разумеется) мощностью 250 л.с. Компоновочно машина тоже напоминала скорее не танк, а подводную лодку, положенную на гусеницы. Несла вооружение в носовой части, моторно-силовое отделение — в корме, а отделение управления и экипажа — в середине корпуса.

Корпус машины должен был изготавливаться с помощью клепки и сварки бронеплит (снова «корабельная» тема) толщиной около 150 мм в лобовой части, 100 мм в бортах и корме, а также 76,2 мм на крыше и 8 мм на дне. Все это делало машину практически неуязвимой для всех видов вооружения сухопутной армии того времени.

Внутреннее устройство танка Василия Менделеева

Внутреннее устройство танка Василия Менделеева

 

Бензомотор вместе с топливными баками размещенными в герметичных пазухах занимал практически всю корму танка. Для передачи крутящего момента на ведущие колеса предполагалось изготовить механическую коробку передач с четырьмя передачами вперед и одной задней скоростью. Однако для быстрого вывода машины из боя предусматривалась возможность переключения в течение 20—30 минут направления вращения коленчатого вала двигателя с передачей управления на «пост заднего хода».

Рядом с двигателем располагался воздушный компрессор с баллонами сжатого воздуха, предназначенными для механизации и автоматизации практически всех работ в танке. В частности, приводы переключения скоростей в главных постах управления, а также приводы заряжания пушки были пневматическими.



Изобретатель предполагал применение в танке также пневматической подвески, которая была особо привлекательной для машины такой массы ввиду ее «двойного действия». Ведь в случае медленных колебаний благодаря единому объему пневмосистемы по бортам подвеска работала на манер блокированной, а в случае быстрых колебаний как индивидуальная. Наличие пневматической подвески позволяло изобретателю регулировать клиренс машины, в случае необходимости даже опуская корпус на грунт. Это предполагалось производить в случае сильного огня противника для защиты ходовой части, а также при производстве выстрела, чтобы разгрузить ходовую часть от сильной отдачи.

Вспомогательное вооружение танка предполагалось в виде станкового пулемета «максим», установленного во вращающейся башенке, расположенной посередине корпуса, которая могла убираться при сильном обстреле внутрь танка при помощи пневматического привода.

Особенности танка Менделеева

Для переброски на большие расстояния машина, имевшая, по расчетам, максимальную скорость на дорогах 24,8 км/ч и запас хода около 50 км, должна была устанавливаться на «железнодорожные скаты» (специальные тележки с железнодорожными колесами), на которых ее передвижение могло осуществляться своим ходом или при помощи тягового паровоза.

Причем на такой форме транспортирования изобретатель настаивал особо, написав в пояснительной записке: «Приспособленность машины перемещаться вдоль железнодорожного пути существенно необходима для нее потому, что если имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса, то остаются железнодорожные, которые ее вес вполне выдерживают и габарит которых больше габаритов машины».

Интересной особенностью танка было то, что в нем помимо двух основных постов управления (для движения вперед и назад) были предусмотрены также два резервных, которые могли использоваться при порче механизмов основных постов управления, а также их разрушении при обстреле.

Недостатки проекта прототанка Менделеева

К большому сожалению, эти самые «инновации» (как и громадный вес и размеры машины), фактически подписали ей смертный приговор — стоимость одного «танка» такого типа немногим уступала стоимости той же подводной лодки.

Кроме того, в расчетах изобретателя были обнаружены ошибки с определением тяговых характеристик и скорости движения, которая, как написал автомобильный инженер Дорофеев, «при такой значительной тяжести и небольшой мощности мотора… не может превышать 3 верст в час».

Осенью 1916 г., В. Менделеев с учетом поправок и ознакомления с английским опытом танкостроения, предложил военному ведомству проект новой боевой машины, отличавшейся от предыдущей значительно меньшей массой (не свыше 100 т), меньшей толщиной брони (2-3 дюйма — 50-76 мм), но усиленным вооружением из 127-мм английской пушки и двух пулеметов «максим» во вращающихся башенках. Несмотря на попытку удешевления конструкции, сложность ее все-таки оставалась «весьма и весьма значительной», и потому к изготовлению и этот вариант принят не был.

Источник: компиляция по книге М.Свирина «История советского танка»