Сайт рекомендован для аудитории 16+

Вертолет Ка-60 «Касатка»



История создания вертолета Ка-60 «Касатка»

Разработка многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка» началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения совместно с более тяжелыми боевыми вертолетами Ка-50 или Ми-28.

Ка-60 "Касатка"

Ка-60 «Касатка»

На долю всех трех машин выпала нелегкая доля — родиться на сломе эпох, и хотя судьбы каждой из машин сложились по разному, трудности при их создании, конструкторские бюро испытывали одинаковые.

Только в 1990 году, спустя шесть лет (!) фирмой Камова был построен первый макет будущей «Касатки» в натуральную величину. Ещё спустя 7 лет был готов прототип под индексом Ка-60-1. Наконец 29 июля 1998 года, первый опытный экземпляр «нового», а по сути, отметившего уже почти пятнадцатилетие вертолета, был представлен публике, а 10 декабря 1998 года, совершил первый полет.

Особенности вертолета Ка-60 «Касатка»

Ка-60 строился как легкая машина, способная принять на борт 2-2,5 тонны груза. Необходимость в такой машине возникла давно — старые Ми-4 обеспечивающие такую грузоподъемность промышленность давно уже не производит, а заслуженные транспортные вертолеты Ми-8 все-таки предназначены для более «солидных» рейсов.

Вертолет необычен конструктивно, в первую очередь тем, что в отличие от других винтокрылых машин семейства фирмы «Камов», имеет рулевой винт (фенестрон) с 11 лопастями. Такая схема выбрана не случайно — если Ка-27, Ка-26, Ка-50 и другие машины под маркой «Ка» значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, Ка-60 ориентирован скорее на «грузовой» режим, чем на боевой. По подсчетам его доля «висения» составит примерно 1% от общего времени использования.

Малый вес (и довольно неплохая незаметность для радаров) обеспечивается для Ка-60 «Касатка» использованием большого количества композиционных материалов, их доля составляет 60% объема конструкции.

Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики, а узлы спроектированы так, чтобы гарантировать максимальную надежность — особенно много внимания уделено сохранению жизни экипажа, даже при очень жесткой посадке.



Интересно, что двигатель вертолета создан специально под Ка-60, причем его разработка началась на 5 лет позднее разработки самого вертолета, в 1989 году.

Первая опытная машина была оснащена четырехлопастным несущим винтом, на серийных вертолетах предполагается устанавливать пятилопастной воздушный винт с шумопонижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12,7 мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.

Характеристики Ка-60

Вертолет Ка-60 «Касатка»
Страна: Россия
Тип: Многоцелевой вертолет
Год выпуска: 1998 г.
Экипаж: 1 (2)
Двигатель: 2 x ГТД РД-600 Рыбинского завода мощностью по 975кВт
Максимальная скорость: 300 км/ч
Практический потолок: 5150 м
Дальность полета: 700 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 6500 кг (до 2750 кг груза)
Размах крыльев: диаметр несущего винта: 13,5 м
Длина: 13,25 м (без винта)
Высота: 4,1 м (фюзеляж)
Площадь крыла: ---
Вооружение:Модульная система, 2 подвеса

Применение вертолета Ка-60 «Касатка»

Ка-60 — машина всепогодного и круглосуточного действия. В первую очередь эту машину ждут летные училища — она отлично заменяет давно уже устаревший легкий вертолет Ми-2, и Ми-8, назвать который «учебным», трудно даже с виду.

Еще одно назначение Ка-60 — разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. В этом варианте (индекс Ка-60Р) предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами, а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами. Также ведутся работы над корабельным вертолетом (индекс Ка-60К), предназначенным для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ.

Предусмотрены и другие модификации Ка-60 — транспортно-десантный, санитарный, патрульный и т.д. К большому сожалению, на данный момент вертолет Ка-60 «Касатка» не находится в серийном производстве, хотя о его скором запуске, говорят уже не первый год. Будем ждать и надеяться, ведь тот же Ми-28 после долгих лет «висения» (термин отлично применим к вертолету) в воздухе, в конце концов пошел в серию.