Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель Fiat CR.42 «Falco» (Италия)



«Краткая справка: Итальянский истребитель времен второй мировой войны Fiat CR.42 «Falco». Модификации, история создания и характеристики»

Fiat CR.42 «Сокол»

Fiat CR.42 «Сокол»

История создания и основные модификации истребителя CR.42 «Falco»

История итальянского истребителя CR.42 «Falco» («Сокол») — довольно классическая для своего времени. Сделав целый ряд относительно неплохих истребителей-бипланов (среди которых был особенно удачный CR.32), авиаконструктор Челестино Розателли вполне справедливо полагал, что ещё один биплан, тем более с более мощным двигателем и совершенной конструкцией, общей картины не испортит. Тем более, что шедшая гражданская война в Испании, хотя и показала преимущество по скорости монопланов над бипланами, также подтвердила и их повышенную маневренность в бою — качества, весьма важного для истребителя.

Однако Розателли ошибался — век бипланов неумолимо подходил к концу, к тому же вместо запланированного срока сдачи в 1935 г., новый самолет из-за менявшихся требований ВВС, удалось довести до рабочего состояния только к 1938 году.

23 мая 1938 г. CR.42 «Falco» поднялся в небо, а на вооружение ВВС Италии начали поступать вообще в мае 1939 года, то есть, успел устареть ещё до схода с конвейера.

Почти сразу же начались попытки модернизации «нового» истребителя CR.42 «Falco». Первым делом заменили вооружение (изначально CR.42 «Falco» комплектовался всего 2-я пулеметами винтовочного калибра, новая модель с 2х 12,7-мм пулеметами в производстве называлась CR.42bis) , затем перешли к бортовому оборудованию, однако, не смотря на все старания, заставить «Сокола» летать быстрее 440 км/ч так и не удалось.

Чертеж истребителя Fiat CR.42 «Falco»

Чертеж истребителя Fiat CR.42 «Falco»

Так как самолет был достаточно прост в производстве, недорог, да и летчиками неоднократно хвалился за легкость управления, руководство ВВС Италии начало судорожные попытки срочно отыскать для CR.42 новую «профессию».

Так как конкурировать на равных в качестве линейного истребителя, со своими одногодками из других стран «Сокол» не мог, пришлось срочно изобретать такую экзотику как:



  • CR.42AS — Тропический истребитель-бомбардировщик с функциями штурмовика. Вариант оснащался противопылевым фильтром на воздухозаборнике, имел вооружение из 4х 12,7-мм пулеметов, и усиленные лонжероны для крепления под крыльями 2х бомбы по 100 кг (или подвесных баков). Бортовое оборудование дополняла радиостанция увеличенного диапазона. Не оставили без внимания и бронирование кабины.
  • CR.42CN — Ночной перехватчик для отражения налетов бомбардировщиков. Оснащен прожекторами на внешней подвеске крыла и ветряным генератором электричества, расположенным над верхним крылом. Выхлопные патрубки самолета оснащены пламегасителями.
  • CR.42 «Эгео» — дальний истребитель для сопровождения бомбардировщиков над морем. Оснащался подвесными топливными баками и дополнительной навигационной аппаратурой.
Истребитель Fiat CR.42 «Falco»

Истребитель Fiat CR.42 «Falco»

Были также планы по созданию специальных боевых самолетов:

  • ICR.42 — поплавковый гидросамолет.
  • CR.42DB — «Сокол» с двигателем Даймлер-Бенц DB 601Е мощностью 1100 л.с. Скорость достигала 520 км/ч.

Но они так и не были реализованы в серийном производстве — мощные немецкие двигатели нужны были и для новых машин, а на гидросамолетов у итальянцев просто не дошли руки. Производство CR.42 «Falco» было завершено в июне 1944 года, всего было изготовлено 1782 самолетов всех модификаций.

Кроме Италии, «Сокол» состоял на вооружении Бельгии, Венгрии и Швеции, куда поставлялся на экспорт. После завершения войны и вплоть до 1950-х г., в некоторых странах (в основном в самой Италии) CR.42 «Falco» доживали свой век в качестве учебных машин.

Характеристики Fiat CR.42

Истребитель Fiat CR.42 «Falco» (Италия)
Страна: Италия
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1939 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1× Fiat A.74 RC.38, мощностью 840 л.с.
Максимальная скорость: 441 км/ч, крейсерская 399 км/ч
Практический потолок: 10200 м
Дальность полета: 780 км
Масса пустого: 1782 кг
Максимальная взлетная масса: 2295 кг
Размах крыльев: 9,7 м(верхнее) 6,5 м (нижнее)
Длина: 8,25 м
Высота: 3,06 м
Площадь крыла: 22,42 кв.м. (общая)
Вооружение:1× 12,7 мм пулемёт Breda-SAFAT, 1× 7,7 мм пулемёт Breda-SAFAT

Конструкция истребителя CR.42 «Falco»

Итальянский истребитель CR.42 «Falco» представлял собой биплан смешанной конструкции, с каркасом фюзеляжа из стальных труб и дюралюминиевой обшивки. Секция между кабиной пилота и килем обшивалась полотном, киль и стабилизатор были цельнометаллическими.

Шасси неубирающееся консольно-подкосной схемы, крепящееся к лонжеронам нижнего крыла. На стойки и колеса шасси одевались обтекатели.

Итальянский истребитель начала второй мировой войны Fiat CR.42 «Сокол»

Итальянский истребитель начала второй мировой войны Fiat CR.42 «Сокол»

Боевое применение истребителя CR.42 «Falco»

География боевого применения итальянского истребителя CR.42 очень широка. Началась она с действий бельгийских истребителей, которые в мае 1940 г., защищали страну от германской агрессии.

А уже 11 июля 1940 г. итальянские «Соколы» (правда действуя больше в качестве бомбардировщиков и штурмовиков) атаковали аэродромы Тулона и Безерты, другие скопления авиации в Провансе. Затем были «битва за Британию», Восточный фронт (только со стороны венгерских ВВС действовало не менее сотни CR.42), Балканы, Северная Африка, Мальта и, наконец, собственно Италия.

Причем по-настоящему удачно CR.42 «Falco» действовали только там, где либо не сталкивались с истребителями противника, либо сражались с устаревшими машинами по типу «Глостер «Гладиатор».

Будь то Восточный фронт, Европа или Африка, любое столкновение с современными монопланами союзников (даже при преимуществе CR.42 в численности), скорее всего заканчивалось проигрышем последних.

«Соколы» CR-42 в Африке

«Соколы» CR-42 в Африке

 

 

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книге Итальянские гражданские и военные самолёты, 1930-1945. - Ч. 2. - М.: ЦАГИ, 1996

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии