Сайт рекомендован для аудитории 16+

Военный самолет SPAD SA.1/SA.2/SA.4 (Франция)



«Краткая справка: Французский самолет времен первой мировой войны SPAD SA.1/SA.2/SA.4 отличавшийся оригинальной конструкцией - бортовой стрелок в нем размещался за несущим винтом!»

Французский биплан SPAD SA.4 построенный для РоссииФранцузский биплан SPAD SA.4 построенный для России.

История создания самолета SPAD SA.1

Один из самых необычных самолетов первой мировой войны — французский военный самолет SPAD SA.1. Самолет разрабатывался Луи Бешеро — главным конструктором фирмы SPAD (Societe Pour l’Aviation et ses Derives) в 1914-1915 г.г., а его первый полет состоялся в мае 1915 г.

SPAD SA.1 имел оригинальную компоновку и был очень своеобразной попыткой побороть одну из основных проблем авиации начального периода — отсутствие синхронизатора винта и пулемета, из-за чего вооружение приходилось размещать либо на крыльях, либо высоко над капотом, что одинаково плохо сказывалось на точности огня.

Характеристики SPAD SA.1/SA.2/SA.4

Военный самолет SPAD SA.1/SA.2/SA.4 (Франция)
Страна: Франция
Тип: Военный самолет
Год выпуска: 1916 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х «Рон» 9С, мощностью 80 л.с.
Максимальная скорость: 135 км/ч
Практический потолок: 3500 м
Дальность полета: около 400 км
Масса пустого: 565 кг
Максимальная взлетная масса: 960 кг
Размах крыльев: 9,55 м
Длина: 7,85 м
Высота: 2,5 м
Площадь крыла: 25,3 кв.м. (оба крыла)
Вооружение:1х 7,7-мм пулемет «Льюис» или 1х 7,62-мм пулемет «Максим»

Характеристики приведены для SPAD SA.4

Решение предложенное на SPAD SA.1 было весьма интересным — стрелок располагался не за винтом, а перед ним. Да-да, перед самым винтом находилась специальная гондола оснащенная пулеметом. Пока пилот вел самолет, стрелок, пользуясь отличным обзором со своего места, мог спокойно поджигать вражеские самолеты и обстреливать наземные позиции врага.

На практике, благая на первый взгляд цель превратилась в проблему. SPAD SA.1 оказался не способен на равных тягаться с более маневренными и скоростными истребителями, был тяжелым и сложным в управлении, при этом сам превращался в легкую мишень из-за отсутствия защиты в задней полусфере. Вдобавок ко всему, носовая «турель» имела весьма скромный сектор обстрела, зато при неудачной посадке или «капотировании» самолета, стрелок почти неизбежно погибал.

Серийное производство самолетов семейства SPAD SA осуществлялось с 1915 г. по 1916 г. за это время было изготовлено около 100 машин всех модификаций. Во Франции неудачные SPAD SA сняли с вооружения в том же 1916 году. В России, самолеты воевали до самого конца войны.



Французский биплан SPAD SA.2.

Французский биплан SPAD SA.2. На рисунке хорошо видно как «гондола» стрелка стыкуется с корпусом самолета

Конструкция и модификации самолетов SPAD SA.1-SA.4

Самолет SPAD SA.1 конструктивно представляет собой одностоечный биплан с тянущим винтом и вынесенной перед ним гондолой стрелка. Фюзеляж цельнодеревянный, с фанерной обшивкой гондолы стрелка и передней части фюзеляжа. Задняя часть фюзеляжа и крылья — обшиты полотном.

Гондола стрелка первоначально крепилась к верхнему и нижнему крыльям, а затем — к стойкам шасси, чтоб не затруднять доступ к двигателю. В случае необходимости ремонта мотора, кабина просто откидывалась вперед на стойках.

Модификации:

  • SPAD SA.1 — первая модель с двигателем «Рон» 9С (80 л.с.) и 1х 7,7-мм пулеметом «Льюис» в гондоле. Выпущено 11 самолетов.
  • SPAD SA.2 — улучшенная модель с двигателем «Рон» 9J (110 л.с.), а также рядом доработок конструкции. Выпущено 36 самолетов (из них 6 для России). Из-за мощного двигателя, самолет имел проблемы с охлаждением двигателя, поэтому в дальнейшем не использовался.
  • SPAD SA.3 — (экспериментальный) трехместный вариант, со второй кабиной стрелка, размещенной за местом пилота. Был построен опытный образец, но серийно не выпускался.
  • SPAD SA.4 — SPAD SA.2, но с мотором «Рон» 9С (80 л.с.). В начале 1916 года было построено около 50 самолетов для России.
  • SPAD SA.5 — (опытный) двухместный самолет с 8-цилиндровым V-образным мотором воздушного охлаждения «Рено», серийно не выпускался.
Ещё один французский биплан SPAD для русской армии. Первая Мировая война

Ещё один французский биплан SPAD для русской армии. Первая Мировая война

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет