Сайт рекомендован для аудитории 16+

Атомные подводные лодки проекта 627 («Кит»)



«Первые советские атомные подводные лодки проекта 627 «Кит». История создания, боевая служба и характеристики»

Характеристики атомных подводных лодок проекта 627 «Кит»

Атомные подводные лодки проекта 627 («Кит»)
Страна: СССР
Тип: Атомная подводная лодка
Дата выпуска: 1958 г.
Водоизмещение: Надводное — 3065 тонн, подводное — 4750 тонн.
Длинна: 107,4 м
Ширина: 7,9 м
Осадка: 5,65 м
Бронирование: Нет, материал прочного (внешнего) корпуса: маломагнитная сталь.
Экипаж: 104 человека (из низ 30 офицеров)
Силовая установка: Атомная установка типа ВМА с двумя водо-водяными реакторами, суммарной мощностью 2 х 17500 л.с.
Дальность хода: Не ограничена, автономность: 50 суток. Глубина погружения: 300 м.
Максимальная скорость: Надводная — 15,2 узла, подводная — до 30 узлов.
Вооружение: 8 х 533 мм торпедных аппаратов (боезапас — 20 торпед)
Авиагруппа: Нет

История создания атомных подводных лодок проекта 627 («Кит»)

Почему подводная лодка должна быть атомной?

Вторая Мировая война наглядно продемонстрировала как сильные, так и слабые стороны подводных лодок. Во всю мощь раскрыть боевой потенциал, они могли лишь при выполнении трех условий:

  • действуя из подводного положения, чтобы не быть раньше времени обнаруженными радарами противника.
  • обладая высокой скоростью, чтобы удачно встать на угол атаки, а в случае необходимости уйти от преследования.
  • обладая высокой автономностью, чтобы в полной мере иметь возможность выполнять крейсерские задачи.

Однако, все вместе эти условия были совершенно невыполнимы. Традиционные электромоторы не обеспечивали требуемой мощности, а при попытке увеличить её, приобретали совершенно не подходящие для подводной лодки габариты. Попытки использовать передовой немецкий опыт («двигатель Вальтера») в виде парогазотурбинных установок, работающих на концентрированной перекиси водорода, также не дали нужного результата — слишком капризной получалась техника.

Выход, тем не менее был, им оказалась атомная энергетическая установка. При сравнительно небольших габаритах, она позволяла получить на выходе очень значительную мощность, при этом не требуя не только дополнительных компонентов (таких, как солидный запас перекиси водорода), но даже доступа к кислороду.

Первыми к реализации программы создания атомных подводных лодок приступили в США. Уже в декабре 1945 года начались работы над проектом энергетической установки, однако завершены они были только в 1948 году, а первого корабля с её использованием, пришлось ждать ещё дольше. Спустя 7 лет после начала работ, 14 июня 1952 года на верфи «Электрик Боут Дивижн» фирмы «Дженерал Дайнэмикс Корпорейшн» в г. Гротон (штат Коннектикут) состоялась закладка первой в мире атомной подводной лодки «Наутилус». В сентябре 1955 года она вошла в состав ВМС США.

Чертеж корпуса советской атомной подводной лодки проекта 627 («Кит»)

Чертеж корпуса советской атомной подводной лодки проекта 627 («Кит») в двух модификациях: проект 627 и проект П-627А

Создание советской атомной подводной лодки

9 сентября 1952 года к проектированию аналогичного подводного корабля приступил и Советский Союз. В этот день вышло постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым в Москве сформировали две группы специалистов:

  • для выполнения проектных проработок атомной подводной лодки (руководитель — Владимир Николаевич Перегудов, замдиректора
    ЦНИИ-45 судостроительной промышленности по научной работе, главный конструктор подводных лодок проектов 608 и 613).
  • для проработок ее энергетической установки (руководитель — Николай Антонович Доллежаль, академик Академии наук СССР).

Научным руководителем работ по обоим направлениям назначили директора Института атомной энергии АН СССР академика Анатолия Петровича Александрова, общее руководство проектом возложили на заместителя председателя Совета Министров СССР Вячеслава Александровича Малышева.



Работы обеих групп велись параллельно, учитывая особую секретность работ, круг привлекаемых специалистов был весьма ограничен. Что и говорить, если к выработке требований к тактико-техническим элементам нового корабля, запрещалось привлекать даже штатных специалистов ВМФ!

К марту 1953 года рабочая группа В. Н. Перегудова завершила проработки советской атомной подводной лодки, в объеме предэскизного проекта. По замыслу разработчиков, подводная лодка такого класса предназначалась для нанесения удара в «глубоком тылу» противника — по прибрежным районам, военно-морским базам, портам и т.д. Так как баллистических ракет на вооружении к тому времени не имела ещё ни одна страна в мире, основным наступательным вооружением атомной подводнойлодки были сверхмощные торпеды Т-15 (калибр 1550 мм, длина около 24 м) с ядерной боевой частью.

Традиционное оружие — торпеды калибра 533 мм — включалось в состав вооружения как средство самообороны.

Атомная подводная лодка — оружие нового типа

По своему облику и тактико-техническим элементам разработанный вариант атомной подводной лодки существенно отличался от состоявших тогда на вооружении дизель-электрических. Способность погружаться на глубину в 1,5 раза превышающую «традиционную», способность двигаться с постоянной скоростью до 25 узлов в течение длительного времени, и оставаться подводой до 50—60 суток — все это были недосягаемые ранее качества.

Одна из атомных подводных лодок проекта 627 («Кит») на стапеле.

Одна из атомных подводных лодок проекта 627 («Кит») на стапеле. Хорошо видны крышки торпедных аппаратов в носовой части корабля, и выступающий снизу обтекатель антенны.

Необычной была и сигарообразная форма корпуса с эллипсовидной носовой частью, что диктовалось требованием размещения носового торпедного аппарата для торпеды Т-15, а также обеспечивало снижение сопротивления при движении в подводном положении.

Вместе с тем, атомная подводная лодка сохранила и большинство черт дизельной: не отличалась ни внутренняя компоновка отсеков, ни электроэнергетическая система корабля, рассчитанная на применении постоянного тока, ни приборы и оборудование. Все это проект 627 (так окрестили новую субмарину), унаследовал от экспериментального прототипа — дизельных лодок проекта 611.

В создании первенца отечественного атомного флота приняли участие около 135 предприятий и организаций всей страны, в том числе 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских институтов и около 80 заводов — поставщиков оборудования. Всего за шесть лет удалось решить сложнейшую инженерную задачу, сопоставимую по своей новизне разве что с созданием первых космических кораблей.

Разработка атомной подводной лодки проекта 627

С марта 1953-го по май 1954 года коллектив СКБ-143 разработал эскизный и технический проекты опытной атомной подводной лодки. Однако работы шли неспешно — требовалось привлечение десятков производств и конструкторских бюро из самых разных отраслей народного хозяйства СССР, слишком сложен и амбициозен был проект.

  • Проектирование энергетической установки велось под руководством Института атомной энергии АН СССР.
  • Паропроизводящую установку разрабатывал НИИ-8 Минсредмаша во главе с Н. А. Доллежалем.
  • Совместно с НИИ-8 СКБ котлостроения Балтийского завода имени С. Орджоникидзе работало над созданием парогенераторов (главный конструктор Г. А. Гасанов)
  • Особое конструкторское бюро Ленинградского Кировского завода (ОКБ ЛКЗ) создавало насосы первого контура (главный конструктор Н. М. Синев).
  • Разработку паротурбинной установки осуществляло Специальное конструкторское бюро Кировского завода (главный конструктор М. А. Казак) при участии специалистов-энергетиков СКБ-143, возглавляемых Г. А. Вороничем.

Сложнейшие инженерные задачи вставали перед конструкторами на каждом шагу.

Увеличение глубины погружения ПЛ потребовало создания новой высокопрочной стали АК-25 и сварочных материалов для нее (ЦНИИ-48 судостроительной промышленности). Разработку вопросов обеспечения прочности и испытания вели специалисты ЦНИИ-45 судостроительной промышленности, там же выполнялись и работы по снижению виброактивности механизмов и шумности ПЛ.
Отработка гидродинамики АПЛ, имевшей нетрадиционную форму корпуса, ограждения рубки и кормового оперения, велась параллельно специалистами ЦНИИ-45 и Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) авиационной промышленности (руководитель работ К. К. Федяевский).

Крупной проблемой стало обеспечение жизнедеятельности личного состава АПЛ в условиях длительного пребывания в герметичных помещениях, не имеющих связи с атмосферой, в условиях воздействия работающей АЭУ и другого оборудования. Были разработаны комплексная система кондиционирования и вентиляции, обеспечивающая поддержание комфортных температурно-влажностных параметров воздуха, специальные установки, обеспечивающие поддержание оптимального газового состава, корабельные средства радиационного контроля и другое оборудование.
Проверка разработанного оборудования и условий обитаемости проводилась на специально переоборудованной ПЛ Д-2. В течение 50 суток на борту ПЛ, ставшей испытательным стендом, изолированно от атмосферы жил и успешно работал экипаж.

Разнообразное электрооборудование разрабатывалось и создавалось ленинградским заводом «Электросила».
Большой комплекс работ выполнялся по созданию ударного оружия АПЛ — торпед Т-15, однако проблема достижения требуемой точности стрельбы и эффективности их применения оставалась не до конца решенной.

Проект 627: вместо ударного корабля, морской охотник

В июле 1954 года к работам по созданию атомной подводной лодки впервые были привлечены специалисты ВМФ. Экспертная группа моряков отметила в своем заключении проблематичность эффективного использования корабля по основному назначению. Для нанесения удара АПЛ требовалось приблизиться к цели на дистанцию не менее 40 км, уточнить свое место по береговым ориентирам с помощью РЛС и только после этого произвести выстрел.
Учитывая невозможность сохранения скрытности при таком способе действий ПЛ в прибрежных районах противника в условиях противодействия противолодочных сил, эксперты ВМФ сделали вывод о необоснованности состава вооружения опытной АПЛ.

Недостаточными посчитали также скорость хода и оборонительное вооружение, отметив по ходу, ещё целый ряд недоработок.

В итоге, по требованию ВМФ технический проект первойсоветской атомной подводной лодки подвергуся корректировке, а вернее — переработке.

В окончательном варианте АПЛ проекта 627 торпеды Т-15 исключались из состава вооружения, а вместо них размещались восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм с общим боекомплектом 20 торпед. Получившая мощное торпедное вооружение первая отечественная АПЛ теперь предназначалась не для ударов по берегу, а для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удаленных морских коммуникациях.

Атомная подводная лодка проекта 627 («Кит») в порту

Атомная подводная лодка проекта 627 («Кит») в порту.

Конструкция атомной подводной лодки проекта 627

После корректировки технического проекта АПЛ проекта 627 сохранила основные черты предыдущих разработок: двухкорпусную архитектуру, удлиненный корпусс протяженной (около половины длины корабля) цилиндрической вставкой и поперечными сечениями, близкими к круговым, эллипсовидную форму носовой оконечности и «плоские» обводы кормы, которые обеспечивали размещение двухвальной энергетической установки.

Характерные обтекаемые обводы легкого корпуса, ограждения рубки и выступающих частей, которые придали первой атомной ПЛ, стали впоследствии отличительной чертой, своеобразной «визитной карточкой» подводных лодок, спроектированных СКБ-143.

Прочный корпус подводной лодки разделялся на девять отсеков. По функциональному назначению носовые отсеки были аналогичны принятым на ДЭПЛ:

  • I — носовой торпедный
  • II — аккумуляторный
  • III — отсек центрального поста
  • IV — отсек вспомогательного оборудования
  • V — реакторный
  • VI — турбинный
  • VII — электромеханический отсек
  • VIII — жилые помещения и оборудование судовых систем
  • IX — жилые помещения и оборудование судовых систем

Энергетическая установка атомной подводной лодки проекта 627, включала два реактора с парогенераторами и два турбозубатых агрегата. Реакторы паропроизводящей установки марки ВМ-А водо-водяного типа устанавливались последовательно друг за другом в диаметральной плоскости корабля, а парогенераторы располагались побортно от них (на левом борту — парогенераторы носового реактора, на правом — кормового).

Отсеки энергетической установки оборудовали средствами биологической защиты, которые в сочетании со специально разработанными мерами должны были обеспечивать радиационную безопасность на корабле. Установка энергетической установки в средней части корпуса облегчала дифферентовку корабля и позволяла выделить в нос и корму от помещений, занятых энергоустановкой, отсеки, в которых находились жилые помещения экипажа и боевые посты.

В VII—электромеханическом отсеке размещались вспомогательные гребные электродвигатели, обеспечивавшие движение со скоростями до 8 уз.

Рациональность компоновки помещений достигалась отработкой размещения оборудования на натурных макетах, выполнявшихся для всех отсеков подводной лодки.

АПЛ проекта 627 вооружалась достаточно совершенными для своего времени средствами наблюдения, связи и навигации, большая часть которых уже была освоена на дизельных субмаринах проектов 611 и 613.

Модель атомной подводной лодки проекта 627 («Кит»), хорошо видна вся носовая часть корабля

Модель атомной подводной лодки проекта 627 («Кит»), хорошо видна вся носовая часть корабля.

Гидроакустическое вооружение включало:

  • гидроакустическую станцию «Арктика», обеспечивавшую обнаружение целей и определение их координат в режимах эхо- и шумопеленгования
  • гидроакустическую станцию обнаружения гидроакустических сигналов и звукоподводной связи «Свет»
  • шумопеленгаторную станцию «Марс-16КП»
  • гидролокационную станцию обнаружения подводных препятствий «Луч».

В состав радиолокационного вооружения входили станция обнаружения надводных целей и управления торпедной стрельбой «Призма» и станция обнаружения работающих РЛС «Накат».

Средства радиосвязи состояли из комплектов приемной и передающей аппаратуры, аналогичных установленным на ДЭПЛ проектов 611 и 613. Они обеспечивали прием радиограмм, передаваемых с береговых командных пунктов (БКП), в том числе в длинноволновом диапазоне на малых глубинах, а также двустороннюю связь в диапазонах длинных и коротких волн с БКП, кораблями и самолетами ВМФ.

Штурманское вооружение дополнили специально разработанным навигационным комплексом «Плутон», обеспечивавшим кораблевождение и использование торпедного оружия при плавании в пределах 80 градусов северной и южной широт.

Торпедное вооружение АПЛ проекта 627 имело высокие боевые характеристики. Впервые в отечественной практике обеспечивалась стрельба на глубинах до 100 м всеми типами торпед. Выработка стрельбовых данных для них осуществлялась автоматически системой «Торий».

Для обеспечения кораблевождения впервые использовалось автоматическое управление по курсу и глубине с помощью стабилизаторов «Курс» и «Стрела».

В целях повышения акустической скрытности использовались механизмы с пониженными виброшумовыми характеристиками, основное оборудование амортизировалось, применялись вибродемпфирующие покрытия, корпус облицовывался противогидролокационным покрытием, устанавливались малошумные гребные винты и др. В результате подводная шумность АПЛ проекта 627 при движении средним ходом на перископной глубине оказалась ниже, чем у дизельных подводных лодок проектов 611 и 613.

К-3 проекта 627 выходит в море

Торжественная церемония закладки опытной атомной подводной лодки проекта 627 состоялась 24 сентября 1955 года на заводе № 402 судостроительной промышленности в г. Молотовске (ныне г.Северодвинск). Строительство велось интенсивно, и к августу 1957 года удалось закончить монтаж основного оборудования. 9 августа того же года ПЛ спустили на воду. Характерно, что эта операция выполнялась методом поперечного спуска.

В сентябре 1957 года начались швартовые испытания АПЛ, в ходе которых главное внимание уделялось атомной энергетической установке. 14 сентября произвели физический пуск корабельных реакторов с выводом их на минимально контролируемый уровень мощности.

В ходе швартовных испытаний выявился ряд неполадок в работе некоторых механизмов, систем и устройств. Дефектное оборудование заменили и оперативно доработали ряд конструкций. Так, в частности, для исключения кавитации циркуляционных насосов главных конденсаторов потребовалось изготовить и установить на подводной части корпуса АПЛ, находившейся на плаву, специальные водонаправляющие шахты.

Не обошлось и без курьезов. Еще до загрузки активных зон реакторов на корабле выявили повышенный радиационный фон. Причина, как оказалось, вовсе не в реакторе, все было куда более банально. Для подсвечивания шкал приборов применялись фосфоресцирующие краски особого состава, как оказалось, содержащие радиоактивные вещества. Пришлось удалять эту краску с многочисленных приборов, а затем, и вовсе снимать с производства, ведь применялась она не только в кораблестроении, но и в других областях производства.

Первым командиром АПЛ проекта 627, получившей тактический номер К-3 (крейсерская — три, впоследствии «Ленинский комсомол»), назначили опытного подводника капитана 1 ранга Леонида Гавриловича Осипенко. Старшим помощником командира стал капитан 2 ранга Лев Михайлович Жильцов, а командиром электромеханической боевой части — инженер-капитан 2 ранга Борис Петрович Акулов.

В начале июля 1958 года К-3 предъявили правительственной комиссии под председательством вице-адмирала В. Н. Иванова для проведения ходовых испытаний, которые прошли в Белом море с 3 июля по 1 декабря.

4 июля 1958 года в 10 ч 3 мин впервые в истории отечественного флота был дан ход под атомной, энергетической установкой. Задачу первого выхода — проверку работоспособности АЭУ и основного оборудования АПЛ — экипаж успешно выполнил. Начался исторический отсчет миль, пройденных отечественным атомным флотом.

Во время ходовых испытаний АЭУ подтвердила свою работоспособность в реальных морских условиях, в том числе при качке, крене и дифференте, а также при погружении на предельную глубину. АЭУ оказалась хорошо управляемой и устойчивой в работе.

В период ходовых испытаний К-3 совершила пять выходов в море, в ходе которых фактически подтвердились основные тактико-технические элементы, заданные при проектировании. В «Акте правительственной комиссии по ходовым испытаниям…» отмечалось, что созданная впервые в Советском Союзе атомная ПЛ является крупнейшим отечественным научно-инженерным достижением в области подводного кораблестроения.
По сравнению с существовавшими в то время дизельными субмаринами, атомная подводная лодка обладала в 1,5—2 раза большей скоростью подводного хода, которым она могла пройти 25—30 тысяч миль практически без ограничения скорости.

Таким образом, созданная АПЛ по дальности подводного плавания в 60—75 раз превосходила ДЭПЛ, которые только малым ходом могли пройти около 400 миль.

По ряду своих ТТЭ опытная АПЛ проекта 627 превосходила и своего зарубежного собрата — «Наутилуса», и хотя, как оказалось впоследствии, принятый комплекс мер по акустической защите оказался недостаточным для создания малошумного корабля (по этому показателю К-3 действительно значительно уступала «Наутилусу»), ведь проблема акустической скрытности, на этом этапе, еще не представлялась проектантам подводной лодки первоочередной задачей.

В середине 1962 года К-3 специально подготовили к выполнению первого в истории отечественного подводного флота похода к Северному полюсу. Подкрепили ограждение рубки и легкий корпус, установили специальные гидроакустические станции поиска полыней и разводьев, новую навигационную аппаратуру, систему подводного телевидения.

11 июля АПЛ вышла из базы и вскоре подошла к кромке льдов. 15 июля К-3 впервые всплыла в полынье на 84-м градусе северной широты, и на льду установили Государственный флаг Союза ССР.

17 июля 1962 года АПЛ достигла Северного полюса. В 7 часов утра она впервые прошла в подводном положении через его географическую точку. Однако всплыть из-за сплошного ледового покрова, толщина которого достигала 12 метров, не удалось. Повторно прошли точку Северного полюса на обратном курсе около 10 часов утра.

В последующие дни К-3 продолжила плавание под полярными льдами и несколько раз всплывала для проведения сеансов связи и обсервации, в том числе в полынье, размеры которой лишь незначительно превосходили длину АПЛ. За время похода преодолели 3115 миль, в том числе около 1 300 миль подо льдом. Плавание проходило со средней скоростью около 15 уз на глубине 15—120 метров.

21 июля 1962 года К-3, которой вскоре после этого похода присвоили имя «Ленинский комсомол», ставшее известным всему миру, возвратилась в Иоканьгу. Корабль встречали члены правительства во главе с Председателем Совета Министров СССР Н. С. Хрущевым. Прямо на пирсе всем членам экипажа и научной группы, участвовавшим в походе, вручили правительственные награды.
Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру АПЛ капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру электромеханической боевой части инженер-капитану 2 ранга Р. А. Тимофееву присвоили звания Героев Советского Союза.

Серийные атомные подводные лодки проекта 627 и их модификации

АПЛ серийного проекта 627А

С учетом опыта разработки проекта первой атомной подводной лодки 22 октября 1955 года Совет Министров СССР принял постановление о создании серийных боевых АПЛ проекта 627А. Проектирование этих кораблей, в отличие от опытной АПЛ, велось под наблюдением специалистов ВМФ, с учетом их предложений и замечаний.

В проекте серийных АПЛ сохранили основные технические решения, оборудование, главную энергетическую установку и вооружение, принятые на опытной АПЛ проекта 627. Вместе с тем в них реализовали мероприятия по повышению живучести ПЛ, надежности ее оборудования, изменили состав штурманского вооружения и т. д.

По своим ТТЭ подводные лодки проекта 627А. практически не отличались от опытной АПЛ.

В августе 1956 года на заводе № 402 заложили головную АПЛ проекта 627А, получившую обозначение К-5. В сентябре 1958 года ее спустили на воду, а в конце 1959 года К-5 под командованием капитана 2 ранга В. С. Салова вышла на государственные испытания. После их успешного завершения 27 декабря 1959 года первую серийную АПЛ Комиссия госприемки кораблей приняла в состав ВМФ.

В ходе испытаний мощность энергетической установки ограничивалась 80% от номинальной. При этом впервые в отечественном подводном флоте была достигнута длительная скорость подводного хода 28 уз.

Всего по усовершенствованному проекту 627А на заводе № 402 с 1956-го по 1964 год построили 12 АПЛ. В процессе серийного строительства продолжалась отработка конструкций АЭУ и корабля. Была существенно повышена надежность паропроизводящей установки, заменено некоторое оборудование, установлена новая система управления торпедной стрельбой, усовершенствовано радиоэлектронное вооружение.

Для создания более благоприятных условий для работы антенну ГАС «Арктика» перенесли из ограждения рубки в килевую часть носовой оконечности, где сформировали выступающий за круговые обводы наплыв.

Над торпедными аппаратами разместили антенну новой шумопеленгаторной станции МГ-10. Серийные ПЛ оснащались дополнительными средствами, облегчающими управление кораблем на высоких скоростях.

Впоследствии К-3 и первые серийные ПЛ проекта 627А модернизировали аналогичным образом.

Последний «Кит» проекта 627

Последний «Кит» проекта 627.

АПЛ опытного проекта П-627А

В 1956 году было принято решение о создании на базе АПЛ проекта 627А «опытной ПЛ с реактивным вооружением», фактически — проектом модернизации «морского охотника» 627А до полноценного стратегического ракетного крейсера.

Эта ракетная атомная подводная лодка получила обозначение проект П-627А, и предназначалась для нанесения ударов самолетом-снарядом (крылатой ракетой) с ядерным зарядом по объектам противника, расположенным в глубине его территории и на побережье.

АПЛ проекта П-627А вооружались самолетом-снарядом комплекса П-20 с дальностью стрельбы в несколько раз большей, чем у баллистических ракет, создававшихся в тот период для подводных лодок (на тот момент подобное оружие все ещё было экспериментальным).

Проект был прекрасен в теории, а вот на практике, возник целый ряд проблем. Самолет-снаряд (разработки ОКБ-240) был уязвим для средств ПВО противника, кроме того, для его запуска новоиспеченный ракетный крейсер должен был всплыть на поверхность…

Вроде бы дело не сложное — всплыть, выкатить из контейнера на лафет тележку с ракетой, закрепить, запустить, убрать лафет и тележку, закрыть крышку и погрузиться. Всего 6,5 минут. С другой стороны — время не малое, учитывая радары флота противника и скорость морской авиации.

Этому проекту так и не суждено было быть реализованным. В начале 1960 года ракетный комплекс П-20 был признан потерявшим перспективность, и работы по строительству ракетной АПЛ проекта П-627А приостановили. К этому времени корпус корабля уже в основном сформировали и велись монтажные работы.

Предпринимались попытки модифицировать корабль в АПЛ с усиленным торпедным вооружением (проект ПТ-627А). Но в итоге приняли решение ПЛ не достраивать, а ее механизмы и оборудование использовать при строительстве последней серийной ПЛ проекта 627А — К-50.

Список атомных подводных лодок проекта 627 и 627А

  • К-3 «Ленинский комсомол». Заводской номер: 254. Закладка: 24.09.1955 г., спущена на воду: 09.08.1957 г., введена в строй: 17.12.1958 г.. Переоборудована в музей.
  • К-5. Заводской номер: 260. Закладка: 13.08.1956 г., спущена на воду: 01.09.1958 г., введена в строй: 27.12.1959 г., списана: 01.07.1990 г.
  • К-8. Заводской номер: 261. Закладка: 09.09.1957 г., спущена на воду: 31.05.1959 г., введена в строй: 31.12.1959 г., списана: 12.04.1970. г. (погибла во время пожара 08.04.1970 г., см.ниже)
  • К-14. Заводской номер: 228. Закладка: 02.09.1958 г., спущена на воду: 16.08.1959 г., введена в строй: 30.12.1959 г., списана: 19.04.1990 г.
  • К-52. Заводской номер: 283. Закладка: 08.07.1959 г., спущена на воду: 28.08.1960 г., введена в строй: 10.12.1960 г., списана: 16.09.1987 г.
  • К-21. Заводской номер: 284. Закладка: 02.04.1960 г., спущена на воду: 18.06.1961 г., введена в строй: 31.10.1961 г., списана: 19.04.1990 г.
  • К-11. Заводской номер: 285. Закладка: 31.10.1960 г., спущена на воду: 01.09.1961 г., введена в строй: 30.12.1961 г., списана: 19.04.1990 г.
  • К-133. Заводской номер: 286. Закладка: 03.07.1961 г., спущена на воду: 05.07.1962 г., введена в строй: 29.10.1962 г., списана: 30.05.1989 г.
  • К-181. Заводской номер: 287. Закладка: 15.11.1961 г., спущена на воду: 07.09.1962 г., введена в строй: 27.12.1962 г., списана: 16.09.1987 г.
  • К-115. Заводской номер: 288. Закладка: 04.04.1962 г., спущена на воду: 22.10.1962 г., введена в строй: 31.12.1962 г., списана: 16.07.1987 г.
  • К-159. Заводской номер: 289. Закладка: 15.08.1962 г., спущена на воду: 06.06.1963 г., введена в строй: 09.10.1963 г., списана: 30.05.1989 г. (затонула при буксировке на разделку).
  • К-42 «Ростовский комсомолец». Заводской номер: 290. Закладка: 28.11.1962 г., спущена на воду: 17.08.1963 г., введена в строй: 30.11.1963 г., списана: 14.03.1989 г. (выведена из эксплуатации с 10.08.1985 г., после радиоактивного облучения в ходе аварии на лодке К-431).
  • К-50. Заводской номер: 291. Закладка: 14.03.1962 г., спущена на воду: 16.12.1963 г., введена в строй: 18.07.1964 г., списана: 19.04.1990 г.
Печально известная атомная подводная лодка К-8 проекта 627 унесла с собой в могилу 52 жизни

Печально известная атомная подводная лодка К-8 проекта 627 унесла с собой в могилу 52 жизни.

Гибель атомной подводной лодки К-8 проекта 627

8 апреля 1970 года на борту К-8, находившейся в районе к юго-западу от Британских островов, возник пожар. От отравления угарным газом погибли 30 моряков. Через прогоревшие уплотнения внутрь прочного корпуса стала поступать забортная вода.

Несмотря на принятые меры, в ночь с 11 на 12 апреля 1970 года в условиях восьмибалльного шторма АПЛ затонула.

Находившиеся на борту ее командир капитан 2 ранга В. Б. Бессонов и 21 член экипажа, до последней минуты боровшиеся за жизнь корабля, погибли. Впоследствии В. Б. Бессонову присвоили звание Героя Советского Союза. В общей сложности число погибших на К-8 составило 52 человека.


источник: компиляция по материалам находящимся в свободном доступе сети интернет