Сайт рекомендован для аудитории 16+

500-кг зажигательные авиабомбы ЗАБ-500-300ТШ



Советские 500-кг зажигательные авиабомбы ЗАБ-500-300ТШ

Советские 500-кг зажигательные авиабомбы ЗАБ-500-300ТШ

Конструкция 500-кг авиационной бомбы ЗАБ-500-300ТШ

Авиабомба ЗАБ-500-300ТШ («ТШ» — термитные шары) — одна из самых смертоносных авиационных бомб на начало Великой Отечественной войны. Создавая ей, разработчики стремились решить проблему выявленную в ходе Советско-Финской войны 1939-40 г.г., связанной с необходимостью повысить площадь рассеивания зажигательных элементов боеприпасов, и одновременно с этим, сделать их потом как можно более густым.

Повысить площадь рассеивания зажигательных элементов перспективных боеприпасов позволила разработка в 1939 году в НИИ-6 НКБ рецептуры и технологии массового изготовления термитных шаров массой 100, 300 и 500 г. Их полигонные испытания, проведенные в тонкостенной оболочке химической авиабомбы калибром 500 кг, дали положительные результаты. К концу года большая партия «шаров огневого действия» была изготовлена и сдана на войсковые испытания.

В 1940 году на испытания должен был поступить т.н. «комбинированный прибор» ХАРП-500 (химический авиационный разовый прибор), позволяющий «распылять отравляющие вещества», а его вариант ЗАРП-500 (зажигательный авиационный разовый прибор) – разбрасывать термитные шары. По сути, это была обычная авиабомба рассеивающего действия, созданная инженерами А.И.Флегонтовым, А.Г.Колпаковым и Л.Ф.Шевелкиным под руководством главного конструктора завода № 145 имени С.М.Кирова НКАП И.И.Картукова.

Хотя в некоторой степени ЗАРП-500 можно считать аналогом кассетной авиабомбы РРАБ, снаряженной малогабаритными ЗАБ. При этом преимущество первой состояло не только в уменьшенных габаритах (что позволяло подвешивать ее в бомбоотсеке), но и в том, что ЗАРП не требовалось снаряжать в полевых условиях.

Боеприпас, снаряженный термитными шарами, 18 июля 1941 года приняли на вооружение ВВС постановлением ГКО № 193, присвоив ему наименование ЗАБ-500-З00ТШ. В этом же году та же группа разработала и вариант ЗАРП-500, снаряженный зажигательными авиабомбами ЗАБ-1Э и ЗАБ-2,5Т без стабилизаторов. Однако эти боеприпасы военные не приняли, и опытные авиабомбы лежали на складах Ногинского полигона еще очень долго. При своем тонкостенном корпусе они не смогли составить альтернативу ЗАБ-100ЦК – осколочно-зажигательной авиабомбе проникающего типа.

При контактном подрыве авиабомба ЗАБ-500-З00ТШ теоретически должна была создавать на площади около 50 га порядка 300 очагов пожара. Однако на практике организовать воспламенение всех «огневых шаров» ее боевого снаряжения оказалось невозможно. На местах давно прошедших боев некоторые обыватели до сих пор находят «плотные мячики непонятного назначения», так и не сработавшие в свое время. Между тем наличие в конструкции боеприпаса довольно сильного разрывного заряда из 920 г черного пороха позволяло в отдельных случаях для контактного подрыва вообще не использовать взрыватели – авиабомба гарантированно срабатывала сама. При этом треть шаров, воспламененных порохом, разбрасывало в радиусе 28-40 м.

Вариант воздушного подрыва авиабомбы, снаряженной 780 «огневыми шарами» массой по 300 г, был признан наиболее эффективным на высоте 300 м над землей. В этом случае горящее снаряжение рассеивалось на площади 7000 м2. Каждый шар, упавший на крышу здания с такой высоты, гарантированно пробивал и черепицу или жесть, поджигая чердачные помещения, ведь при горении в течение 18-20 с он развивал температуру пламени 2000-2500°С. Интервал допустимых высот для воздушного подрыва данного боеприпаса составлял 200-700 м.

Источник: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.