Сайт рекомендован для аудитории 16+

Советские 1-кг и 2,5-кг зажигательные авиабомбы (ЗАБ-1Э и ЗАБ-2,5т)



Внешний вид 2,5-кг зажигательной авиабомбы (ЗАБ-1Э)

Внешний вид 2,5-кг зажигательной авиабомбы (ЗАБ-1Э)

История создания, конструкция и устройство малогабаритных зажигательных бомб ЗАБ-1Э

Стандартные малокалиберные зажигательные авиабомбы СССР носили название ЗАБ-1Э (Зажигательная Авиационная Бомба, весом 1 кг) и по итогам боевого применения в Советско-Финской войне, проявили себя не лучшим образом. Хотя в основном, проблемы были вызваны не недостатками самой бомбы, а неумением её применять (как не крути, бомба с 1 кг «начинки» — это все-таки маловато, чтобы, например, поджечь целый склад), перед военными довольно остро встал вопрос в короткие сроки подыскать ей подходящую замену — более мощную, но в то же время достаточно небольшую, и, по возможности, более дешевую.

Последнее требование было очень актуально. дело в том, что корпус ЗАБ-1Э изготавливался из горючего алюминиймагниевого сплава «электрон», а последний требовал для производства весьма дефицитного в то время магния.

В 1940 году в условиях дефицита магния конструкторы намеревались уменьшить толщину корпуса боеприпаса, за счет чего нарастить массу боевого заряда. Однако в 1941 году производство ЗАБ-1э пришлось полностью прекратить полностью, из-за того что магниевый дефицит плавно перешел в полное отсутствие. Дело в том, что практически весь этот металл, добываемый в Наркомате цветных металлов, а также его запасы из фондов Главалюминия просто жгли круглыми сутками, чтобы его порошкообразной окисью заменить централит – остродефицитный компонент твердого ракетного топлива в двигателях снарядов знаменитых «катюш».

Теперь выбора не было вовсе — замена малогабаритной зажигательной бомбе требовалась срочно.

Хотя «официально» ЗАБ-1Э перестали выпускать только в 1942 году, фактически начиная с 1941 года это было не производство, а всего лишь расход остатков мобзапаса корпусов, которые довольно трудно было утилизировать. Поэтому до 1942 году практически под всеми ЗАБ-1э подразумевали зажигательные элементы для снаряжания авиабомб ЗАБ-100цк, куда их вкладывали по 8-10 штук без взрывателей и оперения.

До начала войны ЗАБ-1э чертежа 3-0405 серийно изготавливали на Пресненском механическом заводе, заводах «Ростовский механизатор» и «Красный маяк» Наркомата общего машиностроения, на Калининском механическом Наркомата среднего машиностроения, а также на заводе № 61 Наркомата боеприпасов.

В горючий корпус малогабаритной зажигательной авиабомбы ЗАБ-1э, выполненный из алюминиймагниевого сплава «электрон» с толщиной стенок 13,5 мм, вкладывали прессованную шашку из военного термита марки «6». Пять газоотводящих отверстий закрывали изолентой, намотанной на кольцевую канавку. Сгорая в течение 1,2 мин, боеприпас развивал температуру пламени 2000-2500°С и оставлял на месте падения только стальной стабилизатор и раскаленные шлаки. Горение у ЗАБ-1э сопровождалось интенсивным искрообразованием и разбросом горячих шлаков на расстояние до полуметра.



Бомбометание ЗАБ-1э осуществлялось с помощью сбрасываемых ротативно-рассеивающих авиабомб РРАБ, а также сбрасыванием залпом из стационарных самолетных кассет-ведер.

Малогабаритная зажигательная бомба ЗАБ-2,5Т — упрощенная замена ЗАБ-1

С 1941 года и прекращения производства ЗАБ-1, им на смену пришли авиабомбы с наименованием ЗАБ-2,5Т. Фактически те же самые снаряды, но упрощенные и более дешевые в производстве. Формуляр разрешающий план по сдаче ЗАБ-1Э заменять на ЗАБ-2,5 поступил уже в середине года.

В тонкостенные стальные корпуса малогабаритных зажигательных авиабомб ЗАБ-2,5т основной заряд из военного термита марки «6» запрессовывали. Газовыводящие отверстия, в отличие от ЗАБ-1э, не заматывали изолентой, а замазывали церезином. Легкосъемный стабилизатор в задней части цилиндрического корпуса крепили четырьмя шурупами. Поздние модели боеприпасов отличались упрощенной конструкцией и более технологичной установкой воспламенительного и переходного составов боевого заряда.

Малогабаритные ЗАБ-2,5Т чертежа 3-396 выпускались на механическом заводе «Красный блок» Наркомата тяжелого машиностроения, а также на заводах Трубном, Белопольском, «Красная Бавария» и имени Л.П.Берия из состава Наркомата пищевой промышленности.

Сгорая в течение 1,5-2,5 мин, боеприпасы развивали температуру до 3000°С и оставляли на месте падения только стабилизаторы и раскаленные шлаки. В отличие от ЗАБ-1, горение ЗАБ-2,5 было ровным, «местным», и не сопровождалось активным искрообразованием. Именно по причине их выраженного «точечного» действия, комиссия УВВС по итогам советско-финляндской войны 1939-40 г.г. оценила боевую эффективность ЗАБ-2,5т как «ниже среднего».

С 1941 года часть ЗАБ-2,5т использовали в качестве зажигательных элементов для авиабомб ЗАБ-100цк, куда их вкладывали по 7-9 штук. Непосредственно сами авиабомбы этой модели изготавливали до 1943 года. Всю продукцию, произведенную в следующем году, можно отнести на счет суббоеприпасов для ЗАБ-100цк.

Малогабаритная зажигательная бомба ЗАБ-2,5Р

В 1940 году на основе авиабомб ЗАБ-2,5т в НИИ-6 НКБ под руководством В.А.Сухих создали модернизированный образец бомбы — ЗАБ-2,5Р, отличавшийся от оригинала вновь приданной ему функции зажигательного боеприпаса рассеивающего действия.

Позже авиабомбу дополнительно доработали в ОТБ-6 НКВД. Для этого в задней части термитного боевого заряда высверлили углубление, куда поместили «сюрприз» — заряд черного пороха или фотосмеси в картонной оболочке. В итоге через 20-90 с после начала горения заряд взрывался, разбрасывая расплавленные шлаки и осколки корпуса.

В трудах по истории Великой Отечественной войны достаточно подробно изложено, как в конце 1941 года пилоты дальней авиации Красной Армии совершили несколько ночных налетов на Берлин. Обычно, помимо фугасных авиабомб, на самолет загружали и зажигательные. Среди них 10-20% составляли ЗАБ-2,5Р, внешне практически неотличимые от остальных малогабаритных ЗАБ. С немецких пожарных и солдат подразделений местной самообороны, привыкших было к тушению «безобидных» горящих ЗАБ-2,5Т, знакомство с новыми боеприпасами быстро сбило налет самоуверенности, а затем и полностью деморализовало их.

Малогабаритная зажигательная бомба ЗАБ-2,5-1б/о

С учетом упомянутого ранее дефицита магния, возникшего в середине 1941 года, в ОТБ-6 НКВД разработали вариант малогабаритной термитно-зажигательной авиабомбы без корпуса (без оболочки, б/о).

На снабжение ВВС КА она поступила в этом же году под наименованием ЗАБ-2,5-1б/о. Ее спрессованный под большим давлением боевой заряд из термитного состава не требовал оболочки, которая в любом случае все равно сгорала при срабатывании боеприпаса. Для предохранения авиабомбы от влаги, ее снаружи покрывали слоем парафина, что также способствовало горению боевого заряда в течение 2 мин.

Кольцевой стабилизатор крепили на корпусе боеприпаса тремя лапками к поясу, надетому на его заднюю часть. Вместо взрывателя авиабомбы еще на заводе окончательно снаряжали запалами оригинальной конструкции с двумя ступенями предохранителей.

При срабатывании боеприпаса температура пламени достигала 2000-2500°С. В конце горения образовывался текучий расплав железа, обладающий значительной зажигательной способностью. К примеру, он мог прожечь листовое железо толщиной до 2 мм.

Источник: armedman.ru, Автор: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии