Сайт рекомендован для аудитории 16+

Бомбардировки Берлина с 1940 по 1945 г.г.



Бомбардировки Берлина в начальном этапе войны 1940-1942 г.г.

Бомбардировки Берлина с 1940 по 1945 г.г.

Английский бомбардировщик B-25

В августе 1939 года, за месяц до начала Второй Мировой войны, главнокомандующий Люфтваффе Герман Геринг утверждал, что Рур никогда не подвергнется бомбардировкам. Однако первые бомбы упали на Берлин уже в следующем году — первый авианалет на Берлин совершили французы 7 июня 1940 года. В той «карательной» операции участвовал 1 (!!!) самолет типа «Фарман-223», сбросивший бомбы н юго-западе немецкой столицы. Тогда жертв среди населения не было, но уже 26 августа 1940 года случилась первая «серьезная» бомбардировка Берлина:

На северо-западную часть города было сброшено 22 тонны бомб, погибли 12 человек, также были причинены серьезные разрушения. Жертв было бы значительно больше, ведь первоначально у англичан было 81 самолет (типов «Веллингтон» и «Хэмпден»), однако до цели дошли только 29 машин, причем 7 из них были сбиты над городом.

К концу 1940 года общий урон от английских налетов стоил Берлину примерно 200 убитых и до 1800 разрушенных зданий. Сравнительно небольшое количество жертв объясняется просто — главными целями были не жилые кварталы – в городе располагались крупнейшие заводы («АЭГ», «БМВ», «Дорнье», «Хейнкель», «Фокке-Вульф»), и главный узел автомобиль­ных и железнодорожных путей Германии, и, конечно, штаб-квартира Рейха.

Вид на поврежденный бомбардировками Берлинский кафедральный собор

Вид на поврежденный бомбардировками Берлинский кафедральный собор

Сравнительно низкую эффективность английских бомбардировок обеспечивала и техника – легкие бомбардировщики (а только такие и были в то время у англичан) вмещали мало бомб, были слабо защищены и фактически путь до Берлина был пределом их возможностей. Вынужденные большую часть пути идти над территорией полностью контролируемой противником, с очень условным истребительным прикрытием, они полагались в основном на ночные бомбардировки, по понятным причинам, невозможные летом. Однако зимой в северной Европе почти всегда низкая облачность и туманы, вдобавок, уже в конце 1940 г. в Берлине были развернуты первые радарные станции.

Все это обуславливало очень высокие потери, доходившие до гибели половины бомбардировщиков, учувствовавших в налете. Именно поэтому за весь 1941 год сирены воздушной тревоги звучали в Берлине всего 17 раз (из них две советские бомбардировки), а в следующем 1942 и того меньше – 9 (из них 1 советская).

Как была организована ПВО Берлина

За противовоздушную оборону Берлина отвечала 1-я зенитно-артиллерийская дивизия, командный пункт которой размещался в башне управления огнем I в Тиргартене (о башнях ПВО Берлина подробнее). Она располагала 5-ю полками:



  • 22-й зенитно-артиллерийский полк (группа ПВО Берлин-Юг)
  • 53-й зенитно-артиллерийский полк (группа ПВО Берлин)
  • 126-й зенитно-артиллерийский полк (группа ПВО Берлин-Запад)
  • 172-й зенитно-артиллерийский полк (группа ПВО Берлин-Восток)
  • 82-й прожекторный полк (прожекторная группа ПВО «Берлин»)

Сюда же входил 121-й батальон связи. В общей сложности это была внушительная сила, включавшая в себя примерно 500 батарей ПВО, и это без учета авиации.
Стоит отметить, что ПВО Берлина образца 1940 и 1944 года – вещи совершенно разные. Начиная с 1943 года наиболее опытные и подготовленные расчеты постоянно перебрасывались на Восточный фронт, их места у орудий занимали необученные толком новобранцы и подростки из Гитлеюгенда, а у прожекторов – добровольные помощники армии, в основном, женщины.

Бомбардировки Берлина в 1943 году

В 1943 году многое изменилось – во-первых, на востоке Вермахт потерпел ряд сокрушительных поражений, и для восполнения боевых потерь на фронт были отправлены лучшие из защитников Берлина. Во-вторых, поражение экспедиционного корпуса Роммеля в Африке, появление у англичан 4-х моторных бомбардировщиков и вступление в европейский конфликт США, серьезно скорректировали расстановку сил.

В ночь 16-17 января 1943 года на Берлин был совершен по-настоящему крупный налет, первый в новом году — 190 «Ланкастеров» и 11 английских «Галифаксов» нанесли удар по заводам «Борзиг» и «Ло­ренц», а также Берлинскому цирку, где в этот день давалось большое представление. Только благодаря хорошо отлаженной процедуре эвакуации, число жертв среди населения составило в ту ночь «всего» 198 человек. Потери англичан – 1 «ланкастер». В следующую ночь налет был повторен, на этот раз он обошелся в 19 «Ланкасте­ров» и 3 «Галифакса».

1 марта 1943 года 257 самолетов уничтожили заводы «Телефункен» и железнодорожные мастерс­кие в Темпельхофе. Погибли 191 гражданских, сбито 17 самолетов. 18-19 марта в ходе ещё одного налета погибло уже 300 человек, за что летчики расплатились 30-ю самолетами. Дальше масштабы бомбрдировок только возрастали.

К концу марта 1943 погибшими от бомбардировок непосредственно в Берлине числилось 1700 гражданских лиц. А в ходе всего 3-х налетов в промежутке с 23.08.43 по 04.09.43 г.г. погибло уже 1344 человека, в то время как потери бомбардировщиков составили 125 машин из 1669. Конечно это было много, однако ни шло ни в какое сравнение с потерями 1940 года, когда едва ли треть самолетов возвращалась на базу.

В серии последовательных налетов с 18-27 (с перерывами) ноября 1943 года участвовало 2044 самолета из которых сбиты были всего 83 машины. Потери мирного населения составили 4330 человек.

Американские бомбардировщики

Гибель американского бомбардировщика

Следующая серия налетов была 2-3, 16-17, 23-24, 29-30 декабря 1943 года, подтвердив тенденцию. Из 2042 самолётов не вернулось 66 машин, на земле погибло 1220 человек (налеты были на заводы, а дело было ночью, поэтому и жертв меньше, чем могло бы быть).

За год Берлин претерпел ужасные изменения: район Тиргартен был совершенно разрушен, в руинах лежали замок Шарлоттен- бурга, проспект Унтер-ден-Линден, мемориальная церковь на Курфюрстендамм, танковые заводы Сименса и Алькетта, кварталы Коперник и Трептов. Сильно была повреждена транспортная сеть города.

Всего за 1943 год на Берлин было произведено 42 больших и малых авианалета, в которых были задействовано в общей сложности 3900 самолетов.

«Летающие крепости» над Берлином

1944 год начался ночными рейдами 1-2, 2-3, 20-21, 27-28, 28-29, 30-31 января. Несмотря на большое количество задействованных бомбардировщиков (3314 самолетов), из-за плотной облачности и нулевой видимости январские налеты не принесли особых результатов. На земле были повреждены здания Рейхканцелярии и Министерства пропаганды, убиты 1603 человека, потери бомбардировщиков составили 156 машин – большая часть из которых была утеряна по небоевым причинам.

Рейды возобновились не скоро, за два последующих месяца их было также 2: 15-16 февраля (891 самолет), 24-25 марта (811 самолетов). Оба рейда практически не принесли эффекта (потери на земле – 529 убитых и незначительные разрушения построек), зато стоили в общей сложности 115 сбитых бомбардировщика.

Хотя Берлин был серьезно поврежден, на него (за 41 только крупный вылет) было сброшено 45000 тонн бомб, что повлекло гибель тысяч гражданских лиц и разрушения 326 заводов, до победы было совсем не близко.

До 1000 "летающих крепостей" одновременно бомбили Берлин в 1945 году

До 1000 «летающих крепостей» одновременно бомбили Берлин в 1945 году

Общие потери у английской авиации к этому моменту составили 495 самолетов и 2938 членов экипажей – намного больше, чем могла себе позволить Англия.

Бомбардировки теперь осуществлялись с большой высоты – ночью действовали тяжелые английские бомбардировщики «Либерейтор» В-24, днем подключались американские «Ле­тающие крепости» В-17.

22 марта 1944 года Берлин атаковали уже американцы: 460 В-17 и 197 B-24 нанесли удар по авиационным заводам Ораниенбурга и Бадсдорфа. Почти 1,5 миллиона жителей города остались без крова, однако это было только начало. Американцы пока только пробовали силы. До начала мая они потеряли 38 «Летающих крепостей» B-17 и 25 B-24.

7 мая 1944 года 600 самоле­тов сбросили 1246 тонн бомб на центр Берлина, потеряв 6 машин. 8 мая 386 самолетов (25 сбито), а 19 мая 465 самолетов продолжили бомбардировку жилых районов. Всего до 21 июня 1944 года они потеряли 113 бомбардировщиков, из них 44 машины были уничтожены на земле, на дозаправке.

До самой осени продолжалось относительное затишье, вызванное высадкой союзных войск в Нормандии, куда была отвлечена значительная часть бомбардировочной авиации. Немецкая столица все же была атакована:

6 августа 1944 г., 128 B-17, а затем 6 октября 382 B-17 бомбили Берлин и танковые заводы в Тегеле и Шпандау. За это время было потеряно 17 машин. Ещё раз эти цели и другие заводы подверглись атаке с воздуха 5 декабря того же года, силами 404 В-17.

 один из рулей высоты сбит попаданием авиабомбы с летящего выше самолета.

…иногда с такими вот последствиями: на снимке изображен B-17 над Берлином. Обратите внимание на его хвостовую часть — один из рулей высоты сбит попаданием авиабомбы с летящего выше самолета.

Бомбардировка Берлина в 1945 году

Все, что было до этого померкло 3 февраля 1945 года, когда под прикрытием 785 истребителей Р-51 «Мустанг» над Берлином появились 950 «летающих крепостей». Воздушная армада вывалила на городские кварталы 2298 тонн бомб, распахав районы Темпельхоф и Шёнеберг, а также центр города. По «средним» прикидкам количество жертв среди населения в этот день исчислялось тысячами – называют цифры до 25 000 убитых.

26 февраля 1945 г. ужас повторился в ещё больших масштабах —  781 В-17 и 285 В-24, сбросили на город 2796 тонн бомб, практически не имея потерь со своей стороны. Конечно это был не конец – отрабатывая новую тактику, 18 марта, 24 марта, 20 апреля американцы раз за разом повторяли рейды, в которых участвовали до 1200 бомбардировщиков за раз. Город под ними превратился в руины, а точное число погибших не представлялось возможным установить – по примерным подсчетам оно составляло около 50 000 человек.

B-17 "Летающая крепость" сбрасывают бомбы

B-17 «Летающая крепость» сбрасывают бомбы

В Берлине из имевшихся в 1939 году 1 502 383 зданий, к концу войны осталось относительно неповрежденными 976 500. Однако, несмотря на весь ужас ковровых бомбардировок, дух защитников города они не сломили, зато прекрасно справлялись с задачей озлобления как военных, так и гражданского населения. Этот факт, а также то, что несмотря на все разрушения и постоянную бомбежку, авиации союзников так и не удалось разрушить германскую промышленность, которая продолжала исправно работать до конца войны, ставят под большое сомнение пользу такого способа ведения войны.


Источник: компиляция по сведениям полученным из открытых источников сети интернет, а также книге «Агония тысячелетнего Рейха» Ж.Бернажа.