Содержание
История создания зенитной пушки M2 калибром 90-мм
90-мм зенитная пушка М2 была разработана в США в 1942 году, и являлась дальнейшим развитием более ранней 90-мм зенитки, под обозначением M1. Пушка получилась действительно замечательная, отличавшаяся очень хорошей скорострельностью, большой досягаемостью целей по высоте и дальности, мощному снаряду и универсальности — при необходимости зенитная пушка превращалась в полевую и могла вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям.
В войска M2 начала поступать только в 1944 году, однако задержалась в армии США сравнительно надолго — её вывод из строевых частей начался только после окончания Корейской Войны, да и то, только в связи с появлением более эффективного средства ПВО — зенитных ракет.
Кроме армии США, 90-мм пушку M2 по достоинству оценили и советские войска ПВО — некоторое количество американских «зениток» было поставлено в СССР по ленд-лизу, в ходе Великой Отечественной войны. На вооружение СССР M2 оставалась примерно до тех же времен, что и в США, и была снята с вооружения по тем же причинам.
Характеристики 90-мм зенитной пушки М2 |
|
---|---|
Страна: | США |
Тип: | Зенитная пушка |
Дата выпуска: | 1942 г. |
Расчет: | Нет сведений |
Калибр: | 90-мм |
Длинна: | Нет сведений |
Ширина: | Нет сведений |
Вес: | В боевом положении / Походном положении (в обоих случаях без гидропривода): 6000 кг/8000 кг |
Скорострельность: | до 12 выстрелов в минуту |
Дистанция стрельбы: | По высоте: 11000 м, по дальности: 17700 м. Наибольший угол возвышения - 80°, угол горизонтального обстрела - 360° |
Начальная скорость снаряда: | 823 м/с |
Боекомплект: | Возимый. Вес осколочного снаряда: 9,55-10,63 кг, бронебойного: 10,63 кг |
Конструкция зенитной пушки M2 калибром 90-мм
90-мм зенитная пушка М2 имеет ствол-моноблок с автофретированной трубой и навинтным казенником. Соединение казенника с трубой осуществляется с помощью нарезки, расположенной на четырех секторах, чередующихся с гладкими секторами. Для направления движения ствола имеются два полозка (правый и левый), прикрепленных к стволу винтами.
Затвор полуавтоматический, клиновой, перемещающийся в вертикальной плоскости. Полуавтоматика – копирного типа. Копир укреплен на левой внутренней стороне люльки. Поворотом рукоятки копир может быть поставлен на автоматическое или на ручное открывание затвора. Полуавтоматика обеспечивает автоматическое выполнение следующих операций: открывание затвора, экстрактирование гильзы, удержание затвора в открытом положении и закрывание затвора.
Открывание затвора происходит при накате ствола. Закрывание затвора происходит при досылке патрона под действием пружины, помещенной в цилиндре, укрепленном на правой стороне казенника.
Ударник взводится при открывании затвора, но может быть взведен и без открывания его поворотом рукоятки на правой стороне казенника. Верхний станок пушки представляет собой сварную конструкцию и в основном состоит из двух щек и плиты.
На верхнем станке находятся: качающаяся часть орудия, механизмы подъемный, поворотный, уравновешивающий, механический установщик взрывателей, принимающие приборы с кабельной проводкой синхронной передачи от ПУАЗО, гидравлический регулятор с электромотором. Подъемный механизм – секторный, расположен с правой стороны верхнего станка. Поворотный механизм тумбового типа; он обеспечивает неограниченный поворот верхнего станка вокруг штыря горизонтирующего механизма. Подъемный и поворотный механизмы имеют две скорости наводки (у лафета М1).
Нижний станок также сварной с четырьмя станинами. В боевом положении он ложится на грунт. Основание станка имеет внизу вертикальные ребра для связи с грунтом. Ребра выполняют роль сошников, удерживая систему от перемещений при выстреле. Для улучшения устойчивости орудия при выстреле могут применяться забивные сошники. На походе три станины (задняя и боковые) складываются и крепятся к верхнему станку, а четвертая своим сцепным устройством соединяется с тягачом.
Управление огнем батареи 90-мм пушек велось с помощью ПУАЗО-М7, который вырабатывает азимут, угол возвышения и установку взрывателя. Выработанные ПУАЗО-М7 данные синхронно сообщаются принимающим приборам орудий батареи.
Вращением маховиков механизмов наводки до совмещения механических индексов на принимающих приборах с электрическими осуществляется наводка орудия в упрежденную точку.
В системах с лафетами М1А1 механизмы наводки имеют силовые приводы. Управление силовыми приводами осуществляется от ПУАЗО-М7 синхронно. Этим достигается автоматическая наводка орудия (без участия орудийных наводчиков), чем увеличивается точность наводки и облегчается работа орудийного расчета.
- Для стрельбы прямой наводкой по наземным целям на пушке установлены простейшие прицельные приспособления: один телескоп для наводки по азимуту, а другой – для наводки по углу возвышения.
- Для стрельбы по зенитным целям применяются выстрелы с гранатами осколочного действия М71 (вес 9,55 кг) и М58 (вес 10,63 кг), снабженными механическими дистанционными взрывателями. Эти же гранаты, но с ударными взрывателями, использовались для стрельбы по наземным целям.
Специально для стрельбы по бронированным целям имелись выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами М77.
Для транспортирования пушек использовалась одноосная тележка с двумя двойными колесами. На раме тележки помещается в трех цилиндрах механизм подрессоривания, состоящий из двух компенсаторов, расположенных по краям, и буфера тележки, расположенного в середине. Во всех цилиндрах помещаются винтовые цилиндрические пружины. Компенсаторы, помимо подрессоривания, используются для облегчения перевода системы в боевое и походное положения. Буфер тележки смягчает толчки на походе и ограничивает поворот оси и опускание тележки.
При переводе в походное положение тележка сцепляется с нижним станком крюками и болтами, после чего система поднимается для походного движения с помощью компенсаторов.
Колеса с пневматическими шинами снабжены тормозами с электрическим и ручным приводами. Имеется приспособление для автоматического включения тормозов при отрыве орудия от тягача.
Тяга механическая – грузовой автомобиль, грузоподъемностью от 3 т и выше или гусеничный тягач. Скорость передвижения по шоссе до 55 км/ч.
Эта статья входит в группы: • Справочник артиллерии • Артиллерия того же периода • Артиллерия России и СССР • Артиллерия США
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет