Сайт рекомендован для аудитории 16+

100 кг зажигательные авиабомбы ЗАРП-100 и ЗАБ-100ЦК



100 кг зажигательные авиабомбы ЗАРП-100 и ЗАБ-100ЦК

Подвеска 100-кг авиабомбы на бомбардировщик ТБ-3

Конструкция 100-кг авиационного зажигательного прибора ЗАРП-100

Бомбардировки мелкокалиберными зажигательными бомбами финских складов и других сооружений, наглядно показала недостатки этого метода. Сильное рассеивание бомб, незначительный эффект от одиночного удачного попадания — все это наглядно показало, что в новой войне будут требоваться новые методы.

Очевидное решение этой проблемы было предложено уже в 1940 году, когда инженеры ОКБ-145 А.И.Флегонтов, А.Г.Колпаков и Л.Ф.Шевелкин под руководством И.И.Картукова – главного конструктора авиазавода № 145 имени С.М.Кирова – разработали «крупнокалиберный зажигательный авиационный разовый прибор» ЗАРП-100, который в том же году успешно прошел госиспытания на НИП АВ ВВС КА.

Изначально создатели рассматривали опытный боеприпас как сбрасываемую кассету с принудительным пиротехническим раскрытием, поэтому выполнили его в тонкостенном корпусе химической авиабомбы ХАБ-100 с штатным разрывным зарядом. Просто вместо отравляющих веществ конструкторы предложили снаряжать авиабомбы либо термитными шарами разработки НИИ-6 НКБ, либо авиабомбами ЗАБ-1Э или ЗАБ-2,5Т со снятым оперением.

Боеприпасы обоих калибров со всеми вариантами боевого снаряжения на полигонных испытаниях получили достаточно высокую оценку, однако в серийное производство их не запустили. Дело в том, что химически стойкие корпуса ХАБ изготавливали из дефицитной нержавеющей стали, а столь непродуктивно расходовать ее на зажигательные авиабомбы считалось нецелесообразно. К тому же неиспользованным оставался объем в задней конической части корпуса. Поэтому в 1941 году Картукову предложили доработать свои боеприпасы, взяв за основу корпуса более дешевых авиабомб ФАБ-100СВ и ФАБ-500СВ.

Корпус боеприпаса ЗАРП-100 сваривали из деталей, отштампованных и свальцованных из листовой стали толщиной 3 мм. В головной части приваривали трубу с отверстиями, в которую при подготовке боеприпаса к применению вкладывали заряд из 230 г черного пороха. Заряды обычно хранили и транспортировали отдельно от боеприпаса и вкладывали на место только после подвески авиабомбы на бомбодержатели. Боевое снаряжение ЗАРП-100 составляли прессованные термитные шары одного из трех калибров – 485 штук массой по 100 г, 141 штука массой по 300 г или 85 штук массой по 500 г. Снаружи к трубе с отверстиями крепили горловину с переходной втулкой для установки дистанционной трубки или головного взрывателя мгновенного действия. Стабилизатор коробчатого типа крепили к корпусу авиабомбы специальным прижимным кольцом.

При условии применения авиабомб с воздушным подрывом горящие термитные шары рассеивались в окружности радиусом 25-30 м. Наиболее выгодными для подрыва боеприпасов считались высоты 200-400 м. Время горения шаров составляло 15-20 с. При «раскрыве» авиабомбы на высоте 300 м термитные шары массой 300 и 500 г пробивали жестяные крыши и зажигали чердачные перекрытия. При контактном наземном подрыве в грунте образовывалась неглубокая воронка, где оставались и сгорали до двух третей всех термитных шаров. Остальные взрывом разбрасывало вокруг в радиусе 10-15 м. В принципе, авиабомбы ЗАРП-100 можно было сбрасывать и без взрывателя – черный порох разрывного заряда достаточно надежно детонировал в момент удара боеприпаса о грунт.

Однако, когда в начале июня И.И.Картуков привез партию модернизированных ЗАРП-100 на проверочные испытания в Ногинск, то с удивлением обнаружил, что там уже испытывают зажигательные авиабомбы ЗАБ-100ЦК разработки ГСКБ-47.



В итоге 18 июля 1941 года на основании постановления ГКО № 193 100-килограммовьий боеприпас конструкции Картукова с боевым снаряжением из термитных шаров приняли на вооружение ВВС под наименованием ЗАБ-100-65ТШ, а вот тонкостенной авиабомбе ЗАРП-100, снаряженной малогабаритными зажигательными авиабомбами, военные предпочли детище ГСКВ-47 проникающего типа — бомбу ЗАБ-100ЦК.

Конструкция 100-кг авиационной бомбы ЗАБ-100ЦК

Чем же был на самом деле главный конкурент «зажигательного авиационного разового прибора — 100»? Его история по своему интересна.

В 1940 году главный химик ГСКБ-47 В.А.Преображенский высказал идею компоновки боеприпаса комбинированного действия – осколочно-фугасного и одновременно зажигательного, что вскоре и было реализовано в опытной авиабомбе.

Пиротехнический состав, приготовленный на основе специально обработанной натриевой селитры с большим процентом содержания веретенного масла, был помещен в прочный стальной корпус авиабомбы ФАБ-100ЦК, создававший при взрыве сильный фугасно-зажигательный эффект. Боевое снаряжение авиабомбы дополняли от 7 до 10 зажигательных элементов, созданных на основе все тех же штатных авиабомб ЗАБ-1Э или ЗАБ-2,5Т, а иногда заменяли их на 50 термитно-зажигательных сегментов от 76,2-мм или 107-мм артснарядов зажигательного действия.

Официально считается, что для ЗАБ-100ЦБ использовали мобилизационный запас корпусов оставшихся от несобранных ФАБ-100ЦК. Однако незначительная толщина головной части авиабомб наводит на мысль о том, что для ЗАБ этого типа ранних моделей, использовали запас готовых для испытаний корпусов ФАБ-100ЦК ранних моделей, но забракованных по результатам первых опытов именно из-за незначительной величины набоя металла в головной части.

Как бы там не было, получившийся боеприпас неожиданно оказался самым мощным в классе советских фугасно-зажигательных авиабомб, при этом довольно удачным конструктивно. ЗАБ-100ЦК применяли не только по промышленным объектам, но и по нефтеналивным судам. При попадании в металлическое наземное или железобетонное подземное нефтехранилище они пробивали крышу и срабатывали внутри резервуара. При этом взрывом снаряжения боеприпаса и последующим гидроударом разрушались стенки хранилища. В результате остатки горящего содержимого разбрасывало на большой площади вокруг, пожар быстро распространялся, что исключало использование штатного противопожарного оборудования. При попадании в открытые нефтяные или мазутные ямы их горящее содержимое взрывом выбрасывало наружу. Часть его тут же сгорала, а остальное разлеталось вокруг, увеличивая площадь пожара.

  • Ранние ЗАБ-100ЦК, изготовленные на основе корпусов ФАБ-100ЦК, имели только головное очко для установки взрывателя. При их взрыве образовывалось большое облако пламени, горящего с высокой температурой, несколько десятков высокоэнергетичных осколков разлетались в радиусе до 300 м, а термитно-зажигательные элементы разбрасывало на площади радиусом 50 м, где они горели в течение 18-20 с (зажигательные элементы на основе ЗАБ-1Э или ЗАБ-2,5Т разлетались на расстояние до 200 м). Авиабомбы способны были зажечь попавшие в зону огня легковоспламеняющиеся предметы – сухую траву, посевы, деревянные постройки и прочее. При бомбометании ими с высоты 4000 м в грунте образовывались воронки глубиной 0,6 м и диаметром до 2 м.
  • Более поздние ЗАБ-100ЦК имели и донное очко. Оснащенные взрывателями с небольшим замедлением, при попадании в каменное здание они взрывались, пробив крышу, одно или два перекрытия. Ударной волной выбивало стекла и разрушало легкие перегородки, обеспечивая доступ кислорода в помещение, скалывало со стен и потолков штукатурку, оголяя сухую древесину, которая сразу загоралась. При бомбометании с высоты 4000 м они создавали воронки глубиной 0,7-0,8 м и диаметром до 2,8 м.

В первых числах июля 1941 года небольшая партия ЗАБ-100ЦК поступила на войсковые испытания в одну из бомбардировочных частей на Южном фронте. Этот этап испытаний разработчикам разрешили провести в реальных боевых условиях. С применением этих боеприпасов летчики бомбили нефтеперерабатывающие предприятия в Плоешти на территории Румынии, а также нефтеналивные суда на Дунае. И в тот раз результат был просто ошеломляющим.

Авиабомбы ЗАБ-100цк приняли на вооружение 18 июля 1941 года также на основании постановления ГКО № 193. И сразу же Ивановскому заводу «Текстильмаш» поручили выпуск этих боеприпасов. До конца месяца они обязаны были сдать на фронт 200 авиабомб, а в августе – 2500 штук. В 1942 году за разработку и создание боеприпаса авторскому коллективу инженеров была присуждена Государственная премия СССР.

Выпуск ЗАБ-100ЦК в годы войны постоянно возрастал и к 1944 году составил около 70% от всех произведенных в этом году зажигательных авиабомб. Официально считается, что к этому времени начал иссякать запас цельнокованых корпусов, и динамика производства ЗАБ-100ЦК в следующем году резко пошла на убыль, однако для фугасных авиабомб такие корпуса изготавливали на заводах страны вплоть до последнего дня войны.

Авиабомбы этого типа оказались настолько удачными, что модернизировать их решили лишь в 1948 году, да и то лишь в связи с переводом авиации на реактивные машины!

Альтернативные варианты 100-кг зажигательных авиационных бомб ЗАБ-100

Уже после начала Великой Отечественной войны на вооружение ВВС поступили 100-кг зажигательные авиабомбы еще двух типов. Первая – ЗАБ-100-50ЖГ, была снаряжена жидким горючим. В ее тонкостенном металлическом корпусе умещалось около 3,5 кг хлопчатобумажных очесов и ветоши, залитых 23-25 кг любого жидкого горючего. Для вскрытия герметичного корпуса использовали взрыватель мгновенного действия АМ-А и 600-граммовый воспламенительный заряд, который «запускал в работу» основной боевой заряд, и при горении корпус разрывало.

При этом образовывалось огненное облако диаметром 3-5 м, содержимое авиабомбы разбрасывало на 7-10 м вокруг, а горящую ветошь – до 25 м и образовывалось до 35 довольно серьезных очагов пожара. В случае прямого попадания в здание боеприпас успевал пробить крышу и потолочное перекрытие, прежде чем срабатывал взрыватель. Огненное облако и горящий материал боевого заряда авиабомбы поджигали легковоспламеняющиеся материалы, а выбитые при этом стекла способствовали притоку воздуха в помещения, что усиливало пожар. Среди трудновоспламеняющихся предметов содержимое боеприпаса выгорало в течение 5-8 мин.

Вторая авиабомба – ЗАБ-100-40П – представляла собой прообраз авиационных зажигательных баков. В ее корпус из бумажного литья с толщиной стенок 8 мм заливали 38 кг загущенного бензина или самовоспламеняющейся жидкости КС. Судя по технологии изготовления корпуса и материалам, использованным для этого, изготавливали авиабомбы на любых предприятиях «местной промышленности», не столь требовательных к необходимому набору оборудования.

Чтобы корпус боеприпаса не разорвался под собственной тяжестью, будучи подвешенным на замки бомбодержателей, внутри него были предусмотрены также поперечные элементы жесткости, изготовленные из фанеры, а снаружи – металлические накладки. Четырехперистый стабилизатор авиабомбы с фанерными крыльями изготавливали отдельно, а при сборке боеприпаса все бумажные и фанерные детали склеивали.

Применяли ЗАБ-100-40П с взрывателями дистанционного и ударного типов. Для первых наиболее выгодной считалась высота подрыва в 30-40 м над землей. Для этого в боковое очко боеприпаса устанавливали простейший терочный воспламенитель с замедлением в 2 с. Он запускался в момент отцепки авиабомбы с замка бомбодержателя. Для подрыва ЗАБ-100-40П на земле в боковое очко боеприпаса устанавливали стеклянную ампулу с самовоспламеняющейся смесью. Скорее всего, это был штатный воспламенитель от противотанковых зажигательных бутылок, получивших на Западе прозвище «коктейля Молотова». В случае снаряжания авиабомбы жидкостью КС для контактного действия воспламенителей вообще не требовалось.

Несмотря на некоторую «несолидность» конструкции, ЗАБ-100-40П успешно применяли для вывода из строя железнодорожного подвижного состава и даже бронетехники и артиллерии в местах скопления и на марше. Кроме того, как это ни странно, их использовали для бомбардировки зданий и сооружений, учитывая высокую температуру горения зажигательных смесей и чрезвычайную сложность тушения их пламени.

Источник: Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.