Сайт рекомендован для аудитории 16+

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11



«Краткая справка: наиболее совершенный советский тяжелый бронеавтомобиль БА-11 времен Великой Отечественной войны. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11

История создания бронеавтомобиля БА-11

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 разработан в 1938 году на заводе ЗИС. Интересен он в первую очередь тем, что это одна из немногих довоенных бронемашин, за основу которой взято не «то что есть на складе», а специально сконструированное под неё укороченное шасси ЗИС-6К с форсированным двигателем и усиленным передним мостом. Компоновкой бронеавтомобиля занимался инженер А.С.Айзенберг, шасси — конструкторы Д.В.Саломатин, Б.М.Фиттерман, В.Н.Смолин.

На БА-11 было два поста управления, дублированное зажигание и пулестойкие шины увеличенного размера. Итак достаточно проходимая машина снабжалась гусеничными цепями «Оверолл» и имела вращавшиеся запасные колеса по бортам, для преодоления рвов и других преград.

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11

Бронекорпус имел оптимальный угол наклона броневых листов и обеспечивал защиту даже от бронебойных пуль. Башня — коническая, в ней размещалась спаренная установка 45-мм пушки 20К и пулемета ДТ. Второй пулемет ДТ располагался в шаровой опоре в правой части лобового листа корпуса.

В целом конструкция Ба-11 была логическим продолжением серии бронеавтомобилей БА-6 и БА-10. По бронезащите, огневой мощи, подвижности и запасу хода БА-11 превосходил легкий танк Т-26. На шоссе — Т-26 и делать было нечего рядом с этим броневиком. Задачи БА-11 были продиктованы его возможностями, броневик должен был осуществлять маневренную огневую поддержку наступающей пехоты и кавалерии, а также бороться с бронетехникой и огневыми точками врага.

В 1939 году было собрано 2 бронеавтомобиля БА-11, но так как приходилось иметь дело с совершенно новой техникой, освоение конвейерного производства шло довольно медленно. В результате, до начала Великой Отечественной войны, удалось собрать только 16 штук БА-11, а  развернуть их массовое производство уже после начала войны не удалось — Ижорский завод был отрезан блокадой Ленинграда.

Чертеж бронеавтомобиля БА-11

Чертеж бронеавтомобиля БА-11



За два дня до начала блокады Б.Фиттерман вывез документацию по БА-11 на Подольский завод им.Баранова, где предполагалось развернуть серийное производство машины. Но там начали делать бронезащиту для штурмовиков ИЛ-2, и БА-11 окончательно забыли.

Дизельный бронеавтомобиль БА-11Д

В 1940 году была предпринята попытка создать броневик типа БА-11, но с опытным 6-цилиндровым дизелем ЗИС-Д-7 мощностью 98 л.с. В 1941 году первый советский дизельный бронеавтомобиль БА-11Д прошел испытания. Из-за тяжелого двигателя масса машины увеличилась до 8,65 т, однако за счет его большей экономичности запас хода при тех же баках возрос до 420 км.

Максимальная скорость дизельного БА-11Д упала по сравнению с базовой моделью, но все равно оставалась равна 40 км/ч, что для тяжелого броневика было вполне приемлемой характеристикой. Как и оригинальный БА-11, БА-11Д в производство запустить не успели.

Характеристики тяжелого бронеавтомобиля БА-11

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11
Страна: СССР
Тип: Тяжелый бронеавтомобиль
Дата выпуска: 1939 г
Длинна: 5,3 м
Ширина: 2,5 м
Высота: 2,4 м
Броня, лоб: 13 мм
Броня, борт: 10-13 мм
Броня, башня: 13 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 90 л.с.
Дальность хода: 316 км
Максимальная скорость: 64 км/ч
Масса:8100 кг
Вооружение:1х 45-мм пушка образца 1938 г. 20К (114 выстрела), 2× 7,62-мм пулемета ДТ (3087 патронов).

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»