Италия вступила во вторую мировую войну 10 июня 1940 года, 21 июня Франция – главный соперник в борьбе за африканские колонии капитулировала перед Германией, а стало быть теперь не нужно было держать большую массу войск в Ливии, на случай вторжения из французского Алжира.
Такую массу войск необходимо было пустить в дело незамедлительно, и Беннито Муссолини безотлагательно начал приготовления к походу в Египет, обеспечив не только контроль над Суэцким каналом, но и выход к месторождениям нефти на ближнем востоке. В Африке итальянцы располагали очень значительным, практически десятикратным перевесом перед войсками союзников, поэтому у Рима были все основания полагать, что кампания будет успешной.
Содержание
Соотношение сторон в Северной Африке, 1940 г.
Силы итальянцев в Северной Африке и правда были значительными:
- В Ливии под началом Итало Бальбао находилось 250 000 солдат.
- В Эфиопии у герцога Аоста было ещё 300 000 бойцов.
Однако, качественный состав войск отличался от количественного. Ещё накануне войны Бальбао в беседе с Муссолини говорил, что лишь 20% итальянских дивизий укомплектованы до штатного состава, а более 70% процентов танковых частей, вообще ни одного танка в составе не имеют, и это когда речь шла о регулярной армии. Эфиопские части, в подавляющем большинстве представляли собой местное ополчение, обученное и снаряженное, но все равно значительно уступающее по боеспособности англичанам.
Прибавьте к этому устаревшее вооружение, почти сплошь времен Первой мировой войны, очень низкую оснащенность войск самоходной техникой, и вы поймете, что итальянская армия образца 1940 года, это «бумажная армия», существовавшая по большей части в воображении штабистов. Командующим итальянских войск в Северной Африке был назначен маршал Рудольфе Грациани.
Англичане могли противопоставить противнику только немногим более 30 000 человек. Так называемое «соединение Западной Пустыни» (или 13-й корпус) под командованием генерал-лейтенанта сэра Ричарда О’Коннора имело в своем составе лишь две дивизии: 7-ую бронетанковую (генерал-майор сэр Майкл О’Мур Криг) и 4-ую индийскую (генерал-майор сэр Ноэль Бересфорд-Пирс). Обе они были укомплектованы только частично. Общее командование корпусом осуществлял генерал сэр Арчибальд Уэйвелл, главнокомандующий британскими войсками на Среднем Востоке.
Начало кампании
Грациани затягивал начало операции, отлично понимая свои силы, однако 13 сентября вынужден был пересечь границу, так как Муссолини пригрозил ему отставкой. 10-я итальянская армия не встречая сопротивления преодолела за 3 дня 65 миль и достигнув деревни Сиди-Баррани встала лагерем. Причем, по всему было видно, что дальше они в ближайшее время двигаться не собираются.
В таком состоянии прошло два месяца, наконец, видя, что противник никак не может решится идти дальше, Уэйвелл решил действовать, и не смотря на то, что сил у него было в обрез, атаковать. 9 декабря, ещё в утренних сумерках, О’Коннор вывел своих бойцов в поход.
Операция «Компас»
Тут бы история его соединения могла и закончиться, потому что итальянский подполковник Витторио Реветра совершая засветло будничный облет итальянских позиций, сразу же обнаружил большую колонну британской бронетехники движущейся в их сторону. Немедля, он вернулся на аэродром и доложил об увиденном командующему. Но Грациани, ничуть не обеспокоившись, ответил ему: «подполковник, изложите все это в письменном виде». Благодаря этому, подход британской армии стал для итальянцев полной неожиданностью.
9 декабря 1940 г., в 7.00 последовала атака на лагерь Нибейва, ознаменовавшая начало операции под кодовым названием «Компас» , результатом которой стал полный разгром итальянцев, потерявших только пленными 4 000 человек, а также некоторое количество орудий и 23 танка (которых и так практически не было!).
Не теряя времени О’Коннор ударил на следующий лагерь, ещё один… и наконец его танки вошли в Сиди-Баррани. У него было 30 000 человек и 275 танков, в то время как Ливийская дивизионная группа, противостоявшая британцам, насчитывала 81 000 человек и 125 танков. Успех обеспечило то, что британские соединения были подвижнее, лучше обучены, вдобавок, итальянские танки значительно уступали им, да и боевой дух их войск был хуже некуда. О чем говорит один простой пример:
Когда 1-й дурхэмский полк легкой пехоты подполковника Юстаса Ардерна атаковал лагерь Мактила, пулеметчик успел дать только две очереди, после чего итальянцы выкинули белый флаг, а когда британцы вошли в лагерь, они увидели солдат противника выстроившимися на плацу, во главе с бригадным генералом, без оружия, спокойно ожидающими сдачи в плен.
К концу дня 9 декабря 1940 года, 10-я армия Италии как единая организованная сила, перестала существовать. Только пленными она потеряла 39 000 человек, то есть больше, чем было у англичан во всем соединении. «5 акров офицеров и 200 акров рядовых» — так метко охарактеризовал число пленным один британский офицер.
Потери 10-й итальянской армии за 09.12.1940
- 1-я ливийская дивизия (уничтожена/пленные).
- 4-я дивизия чернорубашечников (уничтожена/пленные).
- 2-я ливийская дивизия (уничтожена/пленные).
- Танковая группа Малетти (уничтожена/пленные) .
- 64-я дивизия «Катанцаро» (частично уничтожена/пленные).
- 2-я дивизия чернорубашечников (частично уничтожена/пленные).
- 63-я дивизия «Кирена» (отошла на исходные рубежи).
О’Коннор, тем не менее, осадил Бардию, но учитывая, что у него была лишь одна дивизия, до 3 января 1941 года был вынужден ждать подкреплений.
Бардию (командующий — генерал-лейтенант Аннибале Бергонцоли) обороняли остатки 10-й армии:
- 2-я дивизия чернорубашечников.
- 62-я дивизия «Мармарика».
- 63-я дивизия «Кирена».
С приходом к британцам 6-й австралийской пехотной дивизии, началась атака на крепость, которая продержалась всего 2 дня. Было захвачено 38000 пленных, 462 пушки, 127 танков, 700 грузовиков. При этом, за все время боев, соединение О’Коннора потеряло немногим более 500 человек.
Это был настоящий разгром. Через 2 дня (07.01.41) пал Тобрук, в плен к британцам попали 25000 человек, в том числе штаб 22 корпуса итальянской армии и вся 61-я дивизия «Сирт» в полном составе. Захвачено 200 пушек и 87 танков.
Почти сразу же взяты Соллум и Дерна, сдалась в полном составе 60-я дивизия «Сабрата», захвачены Бенгази, Беда-Фомм, уничтожен 17-й артиллерийский полк «Павия». Вновь трофеями О’Коннора стали 216 пушек, 100 танков и 20 000 итальянцев. Собственные потери – полсотни бойцов.
08.02.1941 О’Коннор захватил Эль-Агейлу и уже серьезно угрожал центру Ливии – Триполи. К этому моменту итальянцы только пленными потеряли 120000 человек, 1300 пушек, 400 танков, 150 самолетов. В Риме царило уныние и даже паника, в то время как безвозвратные потери британцев составили лишь около 2000 человек.
Однако тут в дело вмешался случай и политика. Гитлеровское наступление на Балканах представлялось удобным шансом остановить нацистскую машину, и британцы сняли с «второстепенных» участков фронта лучшие и опытные войска, для переброски туда.
Операция «Компас» была завершена, Ричард О’Коннор вместе со своими людьми отбыл в старую Европу, остановленный буквально в шаге от полного контроля над Северной Африкой. А Германия, успешно смяв союзников в Европе, всерьез озаботилась плачевным положением итальянцев в Африке, и для помощи своему союзнику, отправила к берегам черного континента «Африканский корпус», ещё одно легендарное соединение Второй Мировой войны.