Содержание Характеристики основного боевого танка Т-64 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Основной боевой танк |
Дата выпуска: | 1966 г. |
Длинна: | 6540 мм (по корпусу) |
Ширина: | 3415 мм |
Высота: | 2170 мм |
Броня, лоб: | 80-105 мм |
Броня, борт: | 80 мм |
Броня, башня: | 40-150 мм |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | двигатель 5ТДФ, 700 л.с. |
Дальность хода: | до 600 км |
Максимальная скорость: | 60,5 км/ч |
Масса: | 39 тонн |
Вооружение: | Пушка: 125-мм Д81ТМ, курсовой пулемет 7,62-мм ПКТ , зенитный пулемет: 12,7 мм НСВТ "Утес". Также оснащен ракетным комплексом 9К112 "Кобра" и системой пуска дымовых гранат "Туча"-2. |
Характеристики приведены для танка Т-64Б, в полной мере «основного» танка.
К началу 60-х годов 20-го века стало ясно, что средние танки созданные на основе концепции Т-34 (Т-44, Т-54, Т-55) исчерпали свой ресурс для дальнейшего совершенствования. Хотя они и оставались вполне современными для того времени машинами, для будущих конфликтов они уже не годились, было ясно — в ближайшее время их должна заменить в войсках совершенно другая машина.
Создание танка Т-64
Разработка проекта перспективного среднего танка началась в КБ-60М (г. Харьков) под руководством известного конструктора советских танков А.А. Морозова еще в 1955 г. Новый танк разрабатывался под названием «объект 430» и должен был оснащаться 100 -мм танковой пушкой Д-54ТС спаренной с 7,62-мм курсовым пулеметом СГМТ, и 14,5 мм зенитной пулеметной установкой на основе КПВТ. Двигатель и ходовая часть машины были совершенно новыми.
Три первые экземпляра объекта 430 были изготовлены в 1957 г. на заводе № 75 и поступили на испытания на полигон в Кубинке. Испытания нового танка прошли в целом успешно, хотя были выявлены значительные недостатки в конструкции двигателя и ходовой части и итоговый вывод получился крайне не утешительным — новая машина в целом не превосходила уже имеющиеся Т-54.
В 1959 г., учитывая последние тенденции в мировом танкостроении КБ-60М в инициативном порядке возобновило работы по проекту «объект 430». В ходе проектных работ предусматривалось устранение недостатков, выявленных на испытаниях 1957 г. и оснащения танка новой 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). Новая разработка получила название «объект 435«.
Новый танк был намного лучше предшественника и в начале 1961 г. конструкторы получили тактико — техническое задание на разработку среднего танка на основе проектов 430 и 435.
Машина должна быть вооружена 115 мм пушкой Д-68, обладать броней, обеспечивающей от поражения кумулятивными снарядами и защитой от оружия массового поражения при сохранении маневренных качеств, присущих об. 430. Имея хороший задел в виде проектов танков об. 430 и об. 435, КБ представило технический проект нового танка, получившего название «объект 432» в конце 1961 г. и уже в октябре 1962 первые опытные образцы были показаны руководству страны.
Серийное производство объекта 432 было организовано на ХЗТМ им. Малышева в октябре 1963 г., ещё до официального принятия танка на вооружение. В 1966 году его наконец приняли на вооружение официально, как «средний танк Т-64«.
Т-64 — от среднего танка к основному
В конструкции танка Т-64 впервые в мире были применены разнесенное многослойное бронирование и механизм заряжания орудия. Осуществляя конструкторское сопровождение серийного производства Т-64, КБ-60М уже в 1963 г. начало работу по оснащению танка новой 125 мм пушкой Д-81Т. Одновременно предусматривалось применение улучшенных прицельных приспособлений и приборов оптической разведки, установка противокумулятивных экранов и приборов ПХРБ, повышение эргономических характеристик.
Усовершенствованная машина разрабатывалась и испытывалась под названием «объект 434» и была принята на вооружение в мае 1968 под названием Т-64А.
В начале 70-х годов в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению под руководством Н.А. Шомина была начата разработка проекта по глубокой модернизации танка Т-64А с новой 125-мм пушкой 2А46-2, позволяющей вести огонь как артиллерийским снарядом так и ПТУР, усовершенствованной системой управления огнем, комплексом управляемого ракетного вооружения и более мощным двигателем 6ТД.
В 1976 г. на ХЗТМ началось производство новой машины, получившей название «основной боевой танк Т-64Б«. Танк совмещал качества среднего и тяжелого танков, и фактически был первым в классе совершенно новых боевых машин — основного боевого танка.
Стоимость производства Т-64Б по сравнению с Т-64А значительно возросла. По этой причине было принято решение оснащать комплексом управляемого ракетного вооружения не все машины. Танки не оснащенные комплексом получили обозначение Т-64Б-1. В соответствии с решением военно-промышленной комиссии, в 1981 — 1983 гг. на ХЗТМ им. Малышева был подготовлен технический проект по оснащению танков Т-64Б и Т-64Б-1 комплектом динамической защиты «Контакт», состоявшего из 265 контейнеров для размещения заряда ВВ и элементов крепления. Танки оборудованные комплектом динамической защиты получили название Т-64БВ и, соответственно, Т-64БВ-1. Все танки ранних выпусков были доведены до их уровня в ходе модернизаций.
Модификации танков Т-64
- объект 432 — танки серии произведенные до принятия машины на вооружение в 1963 -1966 гг., произведено 272 машины;
- средний танк Т-64 — серийный вариант танка 1966 г., произведено около 1200 машин ;
- средний танк Т-64А — серийный вариант танка с 125 мм пушкой 1967 г., произведено около 4600 машин ;
- средний танк Т-64Р — танки Т-64 доведенные в ходе капитального ремонта до уровня Т-64А;
- танк Т-64АК — командирский вариант танка Т-64А, оснащен дополнительной радиостанцией, отличался от основного образца отсутствием зенитной пулеметной установки, произведено около 780 машин ;
- основной боевой танк Т-64Б «Сосна» — модификация Т-64А с 125 мм пушкой 2А46-2 или 2А46М1, новой СУО и КУРВ, произведено около 4200 машин ;
- основной боевой танк Т-64Б-1 — модификация Т-64Б без КУРВ, произведено около 1200 машин ;
- танк Т-64БК — командирский вариант танка Т-64Б, произведено 57 машины ;
- основной боевой танк Т-64БВ — модификация Т-64Б, оснащенная комплектом динамической защиты «Контакт»;
- танк Т-64БВК — командирский вариант танка Т-64БВ;
Также, на базе Т-64 был создан и первый в мире основной боевой танк с газотурбинной установкой в качестве двигателя — Т-80.
Спецмашины на базе танка Т-64
- многоцелевой тяжелый тягач МТ-Т
- путепрокладчик БАТ-2
- котлованная машина МДК-3
- плавающий гусеничный транспортер ПТС-2
- самоходный паром ПММ -2М.
На 115 танковом ремонтном заводе (г. Харьков) незначительное количество танков Т-64 было переоборудовано и использовались в войсках в качестве бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ-64) и тренажера вождения ХТВ-64. Одновременное производство значительного количества различных модификаций танка привело к положению, когда, зачастую, танковые батальоны одного полка были вооружены машинами разных модификаций.
Серийное производство танка и его модификаций продолжалось с 1963 по 1987 г. Производство Т-64БВМ продолжалось на Украине вплоть до 2005 г. Машина на экспорт никогда не поставлялась. В настоящее время состоит на вооружении в армиях России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и Азербайджана.
В среде офицеров, имеющих опыт службы на танках Т-64 существуют разные оценки этой машины. Кто-то полагает, что конструкция танка недоработана, танк капризен и требователен в обслуживании и эксплуатации. Другие, упрекая первых в недостаточной подготовленности, считают танк чуть ли не идеальной боевой машиной.
Однако как бы там не было, Т-64 это танк-первооткрыватель, машина, опередившая свое время и по сути, как и Т-34 ранее, заложившая фундамент для развития танкостроения в нашей стране на десятилетия вперед.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет