[snip text=»«Челленджер 2» — британский основной танк, основа английских танковых войск. Модификации, характеристики, чертежи»]
Содержание Характеристики основного боевого танка Challenger 2 |
|
---|---|
Страна: | Великобритания |
Тип: | Основной танк |
Дата выпуска: | 1988 г. |
Длинна: | 11,57 м |
Ширина: | 3,52 м |
Высота: | 2,49 м |
Броня, лоб: | комбинированная, эквивалент 800-1200-мм стали (предположительно) |
Броня, борт: | комбинированная |
Броня, башня: | комбинированная |
Экипаж: | 4 человека |
Двигатель: | Дизель Perkins CV 12ТСА Condor, мощностью 1200 л.с. |
Дальность хода: | 400 км |
Максимальная скорость: | 56 км/ч |
Масса: | 62,5 тонн |
Вооружение: | 1х 120-мм пушка L30A1 (52 выстрела), 1х 7,62-мм спаренный пулемет АТК Gun Systems Company L94A1, 1х 7,62-мм зенитный пулемет L37A2 (4000 7,62-мм патронов), 10х 66-мм пусковых установок дымовых гранат. |
История создания танка «Челленджер 2»
Основной танк «Челленджер 2» представляет собой модернизацию танка «Челленджер 1» выполненную фирмой Vickers Defence Systems в 1988 году. От прародителя он отличается конструкцией башни, орудия, системой управления оружием, а также значительно доработанной ходовой частью.
Испытания первого прототипа «Челленджер 2» начались в 1989 году, а в 1994 году было развернуто его серийное производство (завод Vickers в г. Лидсе). Машина к моменту сдачи первой партии из 127 танков была ещё слишком сырой, поэтому к 1997 году заказ был выполнен менее, чем на треть. Только к этому времени удалось более-менее разрешить проблемы с системой управления огнем и другие мелкие огрехи конструкции и наладить нормальный выпуск танка.
Всего до 2002 года в войска было поставлено 386 танков, плюс к этому ещё 38 машин были поставлены по контракту в Оман. В 2009 году программа «Челленджер 2» была закрыта, сами танки останутся на вооружении Великобритании до 2035 года.
Конструкция танка «Челленджер 2»
Компоновка танка «Челленджер 2»классическая, с передним расположением отделения управления, следующими за ним боевым отделением и моторно-трансмиссионным отделением сзади.
Механик-водитель находится в отделении управления вдоль оси танка в положении полулежа, по обе стороны от его места размещена часть боекомплекта. Три остальные члена экипажа размещаются в башне: наводчик и командир справа от пушки, заряжающий — слева.
Корпус и башня танка Challenger 2 — сварные из многослойной брони «чобхэм» второго поколения, нижний лобовой лист корпуса, выполненный из обычной брони, толщиной около 100 мм.
Танк оснащен 120 — миллиметровой танковой пушкой L30A1 длиной 55 калибров, преемницей пушки L11, ранее используемой на Chieftain и Challenger 1. Пушка «Челленджера 2» изготовлена из высокопрочной стали электрошлакового переплава (ESR), ствол орудия хромирован, оснащен эжектором, теплоизоляционным кожухом, а также полностью электронной системой управления и стабилизации.
Но если во всех остальных смыслах, «Челленджер 2» похож на американский «Абрамс» или немецкий «Леопард 2», то в плане вооружения британцы пошли очень своеобразным, что называется «своим» путем. Дело в том, что танковая пушка L30A1 (единственная среди танковых пушек стран НАТО) не гладкоствольная, а имеет нарезной ствол. Дело в том, что британцы исторически предпочитают использовать в дополнение к обычным бронебойным, ещё и бронебойно-фугасные снаряды (по их классификации «фугасные со сплющивающейся головкой», HESH), а они как раз требуют пушки с нарезами в стволе. Снаряды HESH имеют большую дальность действия (до 8 километров против обычных 5) и более эффективны против зданий и легкобронированных транспортных средств.
Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся отдельно друг от друга. Время поворота башни составляет 9 секунд на 360 градусов.
Слева от орудия установлен спаренный с пушкой 7,62 мм пулемёт L94A1 Chain Gun. Возле командирского люка на башне установлен 7,62 мм пулемёт L37A2, служащий, в основном, для противовоздушной обороны. На лобовых листах башни смонтированы два блока по пять 66-мм дымовых гранатометов в каждом.
На «Челленджере 2» также может быть установлена система дистанционного управления вооружением «Enforcer», оснащенная 7,62-мм пулеметом L37A2 (GPMG), 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом.
В системе управления огнем танка используется баллистический вычислитель канадской фирмы General Dynamics Canada (модернизированная копия с танка 1А1 Abrams — позволяет, кроме всего,обмениваться данными между танками в реальном времени), стабилизированный дневной прицел командира VS 580 с углом обзора 360° французской фирмы SFIM (аналогичный установленному на французском танке «Леклерк»), а также разработанный этой же фирмой стабилизированный основной прицел наводчика с лазерным дальномером и тепловизионным блоком.
Тепловизионный наблюдательный и прицельный прицел II (TOGS II) обеспечивает ночное видение. Тепловизионное изображение отображается как на прицелах, так и на мониторах наводчика и командира. Наводчик имеет стабилизированный основной прицел, использующий лазерный дальномер, с дальностью от 200 м (660 футов) до 10 км (6,2 мили). Место водителя оборудовано пассивным водительским перископом Thales Optronics с усилением изображения (PDP) для ночного вождения и тепловизионной камерой заднего вида.
В конструкцию моторно-трансмиссионного блока по сравнению с танком «Челленджер 1» внесено 44 изменения: установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии и т.п. На корпусе размещены два внешних топливных бака не подсоединенных к системе питания двигателя. Двигатель оставлен без изменений.
Ходовая часть и подвеска существенно модернизированы по сравнению с «Челленджер 1» (156 изменений), включая появление гидравлического механизма натяжения гусениц.
Танк добавочно оснащен вспомогательной силовой установкой Extel Systems Wedel, APU, на базе дизельного двигателя Perkins P404C-22 мощностью 38 кВт. Он используется для питания электрики танка при заглушенном двигателе, чтопозволяет снизить расход топлива, звуковую и тепловую характеристики машины.
Несмотря на полный боевой вес достигающий 75 тонн (в полном «обвесе» дополнительной броней), «Челленджер 2» — довольно подвижный танк. Британские военные ещё в 2013 году заявили подтвержденные экспериментально дальность хода в 550 км без дозаправки, со максимальной скоростью в 59 км/ч, впрочем, возможно эти характеристики не точны.
Как и все британские танки, начиная с Centurion, Challenger 2 имеет т.н. «устройство для варки» (СV, ранее BV), предназначенное для приготовления и разогрева пищи и напитков на 4 членов экипажа.
А… это настоящие характеристики танка «Челленджер 2»?
Хороший вопрос, на самом деле! В июле 2021 года произошёл довольно забавный эпизод связанный с игрой War Thunder. Во время спора о характеристиках игрового «Челленджера 2», как последний аргумент, один из игроков (оказавшийся командиром реального танка «Челленджер 2»), выложил руководство с техническими характеристиками для служебного пользования, которые явно отличались от игровых.
Министерство обороны Великобритании конечно сделало вид, что ничего не произошло, что сведения были не секретными, кроме того вообще устаревшими, и пригрозили компании Gaijin (разработчику игры) судом… В общем, «осадочек-то остался!», как говориться.
Модификации танка «Челленджер 2»
Challehger 2 Control — Командирский танк для командира бригады.
Challehger 2 Command — Командирский танк для командира эскадрона.
Challehger 2 экспортный, для Омана. Отличается системой охлаждения рассчитанной на работу в жарком климате, 7,62-мм пулемет с люка заряжающего заменен на 12,7-мм пулемет М2НВ, танк получил другие гусеницы, кондиционер и систему GPS.
Challehger 2 (для вторжения в Ирак в 2003) 116 танков Challehger 2 и 28 БРЭМ Challehger ARRV получили новые бортовые экраны и усовершенствованные воздушные фильтры. Кроме того, все участвовавшие в операции танки получили системы идентификации: тепловые панели и шевроны.
Challehger 2Е, экспортная модификация. Вместо двигателя Condor был установлен немецкий двигатель MTU 883 V-12 мощностью 1500 л.с., а вместо трансмиссии TN54 автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295ТМ, емкость топливных баков увеличена, запас хода также увеличен до 550 км.
Командир и наводчик получили французские прицелы SAGEM последнего поколения и современную боевую информационно- управляющую систему.
Спаренный пулемет был заменен немецким MG ЗА1, а на люке заряжающего была предусмотрена возможность установки 12,7-мм пулемета. На экспорт не поставлялся, однако считается основным вариантом модернизации британских танков «Челленджер 2».
Driver Training Tank — DTT. Учебный танк для подготовки механиков-водителей на шасси «Челленджер 2». Аналогичен по конструкции более ранней Challenger Training Tank, на шасси «Челленджер 1».
Engineer Tank System — семейство инженерных машин на базе танка «Челленджер 2», созданное на замену аналогичных машин на базе более раннего танка «Чифтен». В семейство входят саперные танки Trojan и мостоукладчики Titan. И тех и других Великобритания заказала по 33 штуки. Обе машины хорошо бронированы и имеют хорошую противоминную защиту. Интересно, что они не являются переделками базовых танков, а заново спроектированы на том же шасси.
Саперный танк «Троян» имеет экипаж из трех человек (все в переднем отделении), рядом с люком командира размещена дистанционно управляемая установка 7,62- мм пулемета. На верхнем лобовом листе корпуса имеются два блока по 5 дымовых гранатометов. В передней части машины, справа, размещена гидравлическая стрела-манипулятор, в кормовой части машины — платформа для перевозки фашин. Имеется также бульдозерный отвал-путепрокладчик. Осуществлять управление всеми элементами можно не выходя из машины, наблюдая за процессом с помощью 9 телевизионных камер. Боевая масса саперного танка «Троян» составляет 57,5 т, максимальная скорость — 56 км/ч.
Мостоукладчик «Титан» предназначен для транспортировки и укладки на преграду двух мостов, с длиной 26 и 13,5 м. Мостоукладчик выполнен по схеме «ножницы» и копирует в этом отношении машины на базе «Чифтена».
Боевая масса мостоукладчика «Титан» составляет 71,6 т, экипаж 3 человека.
CRARRV — БРЭМ на базе «Челленджер 2» (Бронированная ремонтно-эвакуационная машина Challenger). CRARRV имеет корпус от «Челленджер 1», но с силовой установкой и трансмиссией от «Челленджер 2». Машина предназначена для ремонта и восстановления поврежденных танков на поле боя. Экипаж — 3 человека, но есть ещё 2 «пассажирских» места для техников или экипажа эвакуируемого транспортного средства. Вооружения у машины нет.
Основное оборудование БРЭМ CRARRV:
- Лебедка с усилием тяги 50 тонн или усилием до 98 тонн с использованием дополнительной системы шкивов, плюс небольшая вспомогательная лебедка.
- Кран Atlas, способный поднимать до 6500 кг на высоту до 4,9 м (скромная высота объясняет назначение крана — замена и ремонт двигателя Challenger 2 в полевых условиях).
- Бульдозерный отвал для расчистки завалов и оборудования огневых позиций
- Набор инструментов для восстановления и тяжелого ремонта, включая переносную систему термической резки с возможностью подводной резки, сварочное оборудование и т.п.
- CRARRV может комплектоваться специальным колесным прицепом CRARRV High Mobility Trailers (CRARRV HMT) для перевозки снятых силовых агрегатов в количестве: один (для машин типа Challenger, Titan или Trojan) или два, для машин типа Warrior.
Боевое применение танка «Челленджер 2»
Впервые участие в боевых действиях «Челленджер 2» принял в 2000 году в Косово — эта операция потребовала от командования дополнительного усиления танка — навесами динамической защиты в нижнем лобовом листе и экранами «чобхэм» по бортам. Впрочем, учитывая характер того конфликта, серьезных боев с участием «Челленджеров» не было.
В 2003 году в Ираке (операция Telic) участие в боевых действиях приняли 120 «Челленджер 2», однако вновь ни разу не «схлестнулись» с иракскими танками, пусть даже и старыми, все время выполняя задачи огневой поддержки британских войск. Всего в ходе войны в Ираке был потерян 1 «Челленджер 2», да и то от ошибочно открытого огня такого же британского танка.
Источник: armedman.ru, Автор: Александр Фролов для сайта armedman.ru, компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
по поводу боевого применения явно автор не знал о битве, где challenger 2 учавствовали в уничтожении 15 танков ирака
Наверное путаете с «Челенджер-1». С Иракскими танками мог успеть повоевать только он, во время первой иракской кампании.