Содержание Характеристики основного боевого танка АМХ-56 Leclerc |
|
---|---|
Страна: | Франция |
Тип: | Основной танк |
Дата выпуска: | 1986 г. |
Длинна: | 9,87 м |
Ширина: | 3,71 м |
Высота: | 2,95 м |
Броня, лоб: | комбинированная, эквивалент 620-1200-мм стали против снарядов разных типов |
Броня, борт: | комбинированная, эквивалент 620-1200-мм стали против снарядов разных типов |
Броня, башня: | комбинированная, эквивалент 620-1200-мм стали против снарядов разных типов |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | Дизель SSCM UD V-8X 1500, мощностью 1500 л.с. |
Дальность хода: | 550 км |
Максимальная скорость: | 71 км/ч |
Масса: | 54,6 тонн |
Вооружение: | 1х 120-мм пушка CN-120-26 (40 выстрелов), 1х 12,7-мм пулемет М2НВ-QBC (800 патронов), 1х 7,62-мм зенитный пулемет F1 (2000 патронов), 9х 80-мм пусковых установок Galix для пуска дымовых и противопехотных гранат и тепловых ловушек (4 дымовые, 3 противопехотные, 2 тепловые ловушки). |
[snip text=»Основной французский боевой танк АМХ-56 Leclerc. История создания, характеристики и особенности конструкции»]
История создания танка АМХ-56 Leclerc
В 1978 году французский государственный концерн GIAT Industries, в сотрудничестве с рядом фирм из ФРГ, приступил к проектированию танка третьего поколения. В 1982 году (для францо-германских танковых экспериментов это традиционно) все совместные работы были свернуты, после чего Франция продолжила проектирование танка самостоятельно, под индексом Engin Principal de Combat (ЕРС).
30 января 1986 года будущий танк получил собственное название «Леклерк», в честь сподвижника генерала Де Голля, Филиппа Мари Леклерка — командира 2-ой танковой дивизии во время Второй Мировой войны, впоследствии, маршала. Разработка шла весьма успешно, и уже в 1986 году было собрано 6 опытных образцов танка АМХ-56 Leclerc. Впрочем, испытания и согласования с лихвой окупили скорость разработки, и первый серийный танк вышел из заводских цехов только в 1991 году. С некоторыми перерывами производство продолжалось до 2006 года.
Всего для нужд Франции предполагалось построить 406 АМХ-56, а ещё 388 машин, было поставлено для Объединенных Арабских Эмиратов.
Танк отличается плотной компоновкой и сравнительно низким силуэтом (среди «западных» танков). Интересная особенность АМХ-56 «Леклерк» — модульная конструкция броневой защиты. Ее элементы навешиваются на несущий коробчатый каркас, что позволят легко заменять поврежденные модули брони, упрощая полевой ремонт и увеличивая потенциал модернизации танка.
При этом, создатели АМХ-56 «Леклерк» совершенно отказались от установки динамической защиты, осколки которой, в бою, могут представлять большую угрозу для пехотинцев, зато постарались максимально усилить крышу башни от поражения с воздуха.
Утверждается, что танк в лобовой проекции защищен в два раза лучше, чем любой другой танк НАТО.
Конструкция танка АМХ-56 Leclerc
Корпус и башня французского танка АМХ-56 «Leclerc» изготовлены из композитной брони, в которой используются керамические материалы и многослойная стальная преграда. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными экранами, а в передней части на шарнирах навешены стальные короба шириной 200 мм. Этой разнесенной бронировкой прикрыты передние пары катков, направляющие колеса и рабочее место механика-водителя.
В качестве основного вооружения используется французская 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. Отличительной особенностью орудия является высокая начальная скорость подкалиберного оперенного снаряда, значительно превышающая таковую у других танковых пушек НАТО (при взаимозаменяемости боеприпасов). Ствол орудия снабжен теплоизоляционным чехлом. Эжектор отсутствует, продувка канала ствола после выстрела осуществляется сжатым воздухом.
Танк оснащен автоматом заряжания с ленточным транспортером на 22 унитарных выстрела. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы до 15 выстр./мин., а эффективная скорострельность составляет 10 — 12 выстр./мин как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки — вращающегося барабана на 18 выстрелов, размещенного в корпусе справа от механика-водителя.
Автомат снабжен считывающим устройством способным автоматически распознавать до 5 типов боеприпасов. Отсек пушки и автомата заряжания отделен от рабочих мест командира и наводчика герметичными стенками, что повышает безопасность и живучесть, снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка качается в вертикальной плоскости.
Управление башенными приводами ведется с помощью электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, и менее пожароопасных. Их применение также позволяет уменьшить время наведения пушки (поворот башни на 180° осуществляется за 5 с), повысить точность стрельбы, вести скрытое наблюдение и до минимума снизить воздействие угловых и линейных перемещений шасси на башню и вооружение.
Гранатометная установка Galix, включающая два блока по девять 80-мм гранатометов, размещенных по бортам кормовой части башни имеет боекомплект из 4-х дымовых гранат, 2-х тепловых ловушек и 3-х противопехотных гранат массой по 5 кг.
Двигатель танка одновременно объединяет лучшие качества турбодизеля и газовой турбины. Он имеет камеру сгорания с перепускным клапаном переменной пропускной способности и турбокомпрессор. Благодаря системе наддува, двигатель по габаритам не превышающий двигатель танка АМХ-30, развивает мощность до 1500 л.с.
Трансмиссия АМХ-56 «Леклерк» автоматическая, смонтирована в одном блоке с двигателем и соединяется с ним через гидротрансформатор. Управление фрикционами осуществляется с помощью цифрового электронного блока, который автоматически определяет оптимальное соотношение между скоростью движения и реализуемым крутящим моментом. Конструкция силового блока и его установка в МТО выполнены таким образом, что его замена, включая систему охлаждения, может быть осуществлена в течение 30 мин.
Танк имеет по 6 опорных катков на борт и по 3 поддерживающих ролика. Подвеска индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески вынесены наружу корпуса для улучшения условий их работы и обслуживания. Гусеница с РМШ имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые башмаки, крепящиеся на траки для движения по дорогам с твердым покрытием.
Сиденья на местах работы экипажа выполнены из негорючих материалов и эффективно поглощают вибрацию. Прицелы оснащены амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов, а круговой обзор с командирского места и сектор в 160° у наводчика предоставляют членам экипажа значительно большие возможности в бою.
Танк оснащен противоатомной защитой, оборудованием для подводного вождения, оборудованием для оповещения о лазерном облучении.
Информационно-управляющая система танка
В танковую информационно-управляющую систему входит бортовой компьютер связанный с основными агрегатами танка, и параллельно, дублирующий баллистический вычислитель; электронная автоматическая система управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, системой пожаротушения, а также навигационная спутниковая система.
В боевой обстановке она способна прокладывать маршрут, обмениваться информацией с другими танками, уведомлять экипаж о состоянии основных бортовых систем. Вся информация выводится на цветные дисплеи в максимально визуализированом виде. О неисправностях и изменении обстановки экипажу сообщает речевой информатор.
К информационно-управляющей системе АМХ-56 «Леклерк» подключена и система управления огнем, автоматически вносящая поправки влияния окружающей среды и т.п. Благодаря высокой степени автоматизации, система управления огнем полностью готова к бою через 60 секунд после включения, позволяет эффективно вести огонь на скоростях (по пересеченной местности) до 36 км\ч и поражать в минуту до 6 целей.
С системой управления огнем тесно сопряжены 8 перископических приборов наблюдения командира, обеспечивающих круговой обзор, и 3 прибора наводчика, которые служат не только для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно развернуть башню и пушку в её направлении.
Ещё одно полезное свойство системы — контроль изгиба ствола при нагреве. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом, установленным над дульным срезом, и принимается датчиком на башне. Данные поступают в систему управления, которая автоматически вносит коррективы для расчета точки прицеливания.
Информационно-управляющая система составляет до 60% от общей стоимости танка. Благодаря чему, АМХ-56 «Leclerc» до сих пор является самым дорогим танком в мировом танкостроении. Его цена составляет около 10 млн. долларов, то есть почти в два раза выше, чем основные боевые танки других стран НАТО.
Основные модификации танка АМХ-56 «Leclerc»
- АМХ-56 «Leclerc», базовая модель. Выпущено 406 штук (тремя сериями), в период с 1992 по 2006 г.
- АМХ-56 «Leclerc Tropik», экспортный, для стран с жарким климатом. Двигатель MTU 883 Ка-501 мощностью 1650 л.с., усиленная система кондиционирования воздуха, дистанционно управляемая зенитно-пулеметная установка, дополнительные корзины для снаряжения на бортах и корме башни. Оборудование для подводного вождения демонтировано. Изготовлено 388 единиц + 2 учебных машины.
- Leclerc DNG /DCL, ремонтно-эвакуационная машина на базе танка АМХ-56 «Leclerc» (фирма Nexter). Масса 35 т, вместо башни на корпусе смонтирована низкопрофильная броневая рубка с люком механика-водителя в лобовом листе.
В передней части корпуса установлен бульдозерный отвал, спереди — справа размещена стрела гидравлического крана грузоподъемностью 30 т. В походном положении она укладывается вдоль борта. На крыше рубки смонтирована командирская башенка, перед которой установлен 12,7- мм пулемет. Изготовлено 66 машин (46 на экспорт).
Эксплуатация танка АМХ-56 «Leclerc»
В боевых условиях АМХ-56 «Leclerc» на данный момент был опробован дважды: в 1999 г. во время операции НАТО в Косово (15 танков), и, начиная с 2015 г. в операции коалиции ОАЭ против Йемена (не менее 70 танков).
Характер обоих конфликтов не предполагал противостояние АМХ-56 «Leclerc» каким-бы то ни было современным основным боевым танкам других стран, по этой причине судить о его реальной боевой эффективности весьма сложно. С другой стороны, поводов сомневаться в ней также нет.
По сведениям (к сожалению, на уровне слухов), французские эксперты обкаткой танка арабскими эмиратами довольны: хотя ряд машин подорвался на минах (от чего не застрахован, в общем-то, ни один танк), их экипажи не пострадали, и сами машины вполне могли быть восстановлены.
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет