[snip text=»Французский основной боевой танк АМХ-30 — несостоявшийся близнец немецкого «Леопарда». История о том, как в погоне за маневренностью конструкторы забыли про броню.»]
Содержание Характеристики основного боевого танка АМХ-30 |
|
---|---|
Страна: | Франция |
Тип: | Основной танк |
Дата выпуска: | 1963 г. |
Длинна: | 9,48 м |
Ширина: | 3,1 м |
Высота: | 2,29 м |
Броня, лоб: | 80 мм |
Броня, борт: | 30-57 мм |
Броня, башня: | 28-81 мм |
Экипаж: | 4 человека |
Двигатель: | Дизельный Hispano-Suiza HS-110-2, мощностью 720 л.с. |
Дальность хода: | 520 км |
Максимальная скорость: | 65 км/ч |
Масса: | 37 тонн |
Вооружение: | 1х 105-мм пушка CN-105-F1 (47 выстрелов), 1х 20-мм автоматическая пушка М693 (480 выстрелов), 1х зенитный пулемет F1 калибра 7,62-мм (2070 патронов). |
Характеристики даны для АМХ-30В2
История создания танка АМХ-30
Французский основной танк АМХ-30 разрабатывался с 1958 года (проект AMX-63) на основе выработанных совместно с ФРГ и Италией тактико-технических требований к танку 1960-х годов. Первая попытка создания «единого танка» потерпела крах, поэтому государственный научно-исследовательским центр АМХ (в Исси-ле-Мулино) заканчивал разработку АМХ-30 своими силами.
Был принят на вооружение в 1963 году и начал поступать в войска в 1967, заменяя американские М48 до этого составлявших основу танкового парка Франции.
Хотя создаваемые по изначально единому проекту AMX-30 и немецкий танк Leopard-I похожи внешне, к сожалению для французов, это совершенно разные машины.
В стремлении создать исключительно подвижный и быстрый танк, французам удалось изготовить едва ли не самый легкий образец боевой машины второго поколения, заплатив за это весьма посредственными характеристиками защищенности.
Предпринимались попытки усилить броню путем установки навесных элементов динамической защиты, однако решить проблему в полной мере не удалось, но «успешно» получилось ухудшить динамические характеристики машины. Можно с уверенностью сказать, что из всех своих «одноклассников» — не только советских, но и западных, основной боевой танк АМХ-30 получился самым неудачным образцом. Его бесспорными преимуществами была маневренность и подвижность, однако для современного основного танка, этого оказалось маловато.
Серийное производство AMX-30 осуществлялось с 1966 по 1986 год, за это время было изготовлено 2248 единиц различных модификаций. С 1974 по 1979 год танк также выпускался по лицензии в Испании, всего было изготовлено 280 единиц.
В настоящее время AMX-30 считается морально устаревшим и хотя и числиться составе армий нескольких государств (Босния и Герцеговина, Венесуэла, Катар, Кипр, ОАЭ, Саудовская Аравия, Франция), находится большей частью на хранении.
Конструкция танка АМХ-30
Танк AMX-30 имеет классическую компоновку с передним расположением отделения управления, задним — моторно-трансмиссионного отделения и боевого — среднего. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса — литая.
Рабочее место механика-водителя смещено к левому борту. В наклонном лобовом бронелисте корпуса над сиденьем механика- водителя имеется люк овальной формы со сдвигающейся влево крышкой. Перед люком смонтировано три перископических наблюдательных прибора М223. Средний перископ заменяется панорамным активным прибором ночного видения ОВ-16-А с бинокулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Подсветка ночного канала производится прожектором РН-8-В, установленным на маске орудия слева от ствола. Прожектор может работать как в ИК-диапазоне, так и в диапазоне дневного света. Переключение режима работы прожектора осуществляется дистанционно. В нерабочем положении прожектор закрывается бронестворками.
В средней части корпуса установлена литая башня Т-105 с электрогидравлическим приводом и развитой кормовой нишей и корзиной-ограждением по периметру. В башне располагается 105-мм пушка CN-105- F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Боекомплект — 47 унитарных выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположенной в передней части корпуса справа от сиденья механика-водителя, еще 19 — находятся в башне. Выброс стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С орудием спарен 12,7-мм пулемет (слева от орудия), однако он может наводится и вести огонь независимо, и даже вести огонь по низколетящим целям. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомета калибра 80 мм.
Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева — заряжающего/радиста. В крыше башни имеются два люка — командира и заряжающего.
Ходовая часть танка включает по пять опорных катков на борт. Подвеска — торсионная. Опорные катки — двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы — стальные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, остальных катков — по ходу танка. Первый и пятый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи, на каждый борт приходится по 5 поддерживающих роликов с внутренней амортизацией.
Танк AMX-30 оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения.
Модификации танка АМХ-30
АМХ-30 (АМХ-ЗОВ) — первый серийный вариант. С 1972 года вместо спаренного пулемета устанавливается 20-мм автоматическая пушка.
AMX-30S — вариант АМХ-30 для использования в странах с жарким климатом. Мощность двигателя уменьшена до 620 л.с., установлены бортовые экраны, изменена конструкция коробки передач, усилена система кондиционирования воздуха. Макс. скорость 60 км/ч.
АМХ-30В2 (1982 г.) — механическая трансмиссия заменена гидромеханической трансмиссией SESM ENC-200 с полуавтоматической коробкой передач. Вместо оптического установлен лазерный дальномер АРХ М550 с диапазоном измерения дальностей от 320 до 9995 м. Лазерный дальномер интегрирован в командирский прицел М427 с дневным и ночным каналами. Установлена электронная система управления огнем СОТАС М581, включающая телескопический прицел наводчика М544, лазерный дальномер М550, электронный баллистический вычислитель М579 и оптический модуль М421.
АМХ-30В2 имеет низкоуровневые телевизионные обзорные системы, пассивную систему ночного видения CASTOR. Мониторы, на которых отображаются телевизионное или тепловое изображения, установлены как у наводчика, так и у командира. Улучшена система охлаждения двигателя.
В начале 1990-х годов для АМХ-30В2 создан (фирма GIAT) комплект навесной динамической защиты BS G2 из 112 элементов, обеспечивающий эквивалент 400-мм стали.
Изготовлено 166 танков АМХ-30В2, и еще 493 АМХ-30 модернизировано до этого уровня.
АМХ-32 (1981 г.) — экспортный вариант танка АМХ-30 с новой сварной башней TMS-32, имеющей командирскую башенкой TOP-7VS с восемью приборами наблюдения. Двигатель, трансмиссия и пушка выбираются заказчиком — дизели HS 110-2 или HS 110-S2 (мощностью 800 л.с.), механическая или гидромеханическая трансмиссии, пушки калибром 120-мм или 105-мм. Боевая масса танка составила 40 т, экипаж 4 человека. Скорость движения — 65 км/ч, запас хода 520 км. Изготовлено 4 опытных образца.