Содержание
История создания зенитного танка Flakpanzer-I
Танки наиболее уязвимы для действий авиации на марше, когда колонна бронетехники может стать легкой добычей штурмовика или бомбардировщика. Поэтому танкам жизненно необходима мобильная система ПВО, способная не отставать от колонны.
Первыми к этой идее пришли в Германии, где уже к началу боевых действий против Франции(1940 год) подразделения ПВО сухопутных войск получили на вооружении первые образцы зенитной самоходной артиллерии, а именно 20-мм автоматическую пушку на шасси 1-тонного полугусеничного тягача (Sd Kfz 10/4). Однако такая ЗСУ имела фатальный недостаток — машина не имела брони и полноценную поддержку танкам оказать не могла.
Так и появился проект первой гусеничной ЗСУ «FlakPanzer»-I с бронезащитой экипажа. В качестве базы самоходки выбрали шасси лёгкого танка Panzer I Ausf.A. Фактически это был «выбор без выбора»: хотя шасси «полу учебного» Pz.I было далеко не совершенным, заменить его было просто нечем: все мощности Германии были в этот момент брошены на производство «настоящих» танков. Тут-то и пригодились устаревшие модели, уже выведенные из действующей армии.
Основные шасси для переделки предоставила 1-я рота 610-го транспортного батальона (Minitiontransportabteilung 610), где Panzer I Ausf. А использовались как транспортёры боеприпасов.
В скором времени в строй вступили 24 зенитных танка «FlakPanzer»-I. При всей своей неказистости эти машины были новым словом не только в немецком, но и в мировом искусстве военного машиностроения: первыми бронированными зенитными самоходными установками, предназначенными для сопровождения танков, и способных действовать с ними в одном боевом порядке.
Конструкция и производство зенитного танка Flakpanzer-I
В качестве вооружения зенитного танка «FlakPanzer»-I использовалась 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38 с боевой скорострельностью 220 выстрелов в минуту. Созданная для Panzer I Ausf.А ходовая часть была во многих отношениях неудачной, что вело к трудностям для будущих экипажей: базовая машина, первоначально рассчитанная на экипаж из двух человек при полной бронезащите, должна была теперь иметь экипаж от 5 (для действий по наземным целям) до 8 человек (для зенитной стрельбы), а это значительно увеличивало нагрузку на ходовую часть.
Заднее направляющее колесо (ленивец) было на уровне земли, поэтому при быстрых поворотах танк сбрасывал гусеницы, что при использовании зенитного орудия для стрельбы по наземным целям могло привести к роковым последствиям. Так же у танка была довольно ненадёжная трансмиссия и слабый двигатель в 57 л.с., который долго доставлял неприятности, быстро нагревался: и на глушителях можно было даже обжечь пальцы.
Многие недостатки вели к необходимости создания улучшенного варианта на шасси Panzer I Ausf.В, который в 1941 г. всё равно уже был устаревшим. Хотя в этой модификации было больше места для экипажа, базовой моделью почему-то была выбрана ходовая часть Ausf .А. Все эти существенные недостатки указывали на то, что при этой переделке надо было сделать зенитный танк мобильным, вездеходным. Предназначался он для борьбы с низколетящими самолетами в походных порядках сухопутных войск.
Чтобы обеспечить пушке оптимальный центр тяжести, участок лобовой брони зенитного танка был перемещен вперед на 18–20 см. Для увеличения площади орудийная платформа была снабжена дополнительными закрепленными на шарнирах створками. Боковые створки были из небронированной стали и поэтому не обеспечивали защиту от огня пехоты противника, а задняя створка в большей степени служила в качестве опоры для частей вооружения.
На заново созданной платформе зенитная пушка Flak 38 по отношению к оси машины была смещена вправо, за счёт чего водитель получил лучший доступ к отделению управления. Сама пушка не была закреплена «намертво» и могла быть вручную демонтирована силами расчёта за 4 минуты и за 6 минут снова установлена на платформу. Единственным удобством для экипажа на марше были кожаные амортизирующие прокладки на платформе.
Личное оружие — карабины Mauser 98К и часть боеприпасов для пушки укладывались внутри танка за сиденьем водителя. Большая часть боеприпасов и запасные стволы к орудию перевозились в специальном прицепе (Sd.Ah. 51), там же в деревянных ящиках перевозились и личные вещи экипажа. Для прицепа Sd.Ah. 51 зенитный танк получил новое удлиненное сцепное устройство. Связь между машинами осуществлялась с помощью сигналов, подаваемых флажками, так как радиооборудование было демонтировано.
Эксплуатация и боевое применение зенитного танка Flakpanzer-I
Все 24 ЗСУ «FlakPanzer»-I поступили на вооружение 614-го моторизованного зенитного батальона сухопутных войск (Fla.-Bataillon 614). Батальон был сформирован в Апьтварпе, в одном из центров формирования подразделений ПВО сухопутных войск, в районе Штеттина. В период переделки боевой машины велась теоретическая и практическая подготовка личного состава, прибывшего из запасных зенитных частей. Как моторизованное подразделение батальон располагал довольно разнородным автомобильным парком, собранным из реквизированных немецких и трофейных французских и английских машин.
В конце августа 1941 года батальон железнодорожным транспортом проследовал через Берлин, Дрезден, Будапешт, Прагу, в Румынию в район Ясс. Оттуда начался «долгий марш» в 600 км протяженностью — в предполагаемый район боевых действий на южном участке Восточного фронта.
Сначала на батальон были возложены задачи по охране мостов через Днепр. Целесообразность использования зенитного танка чрезвычайно успешно реализовалась применением его в качестве орудийной платформы для 2-cm Flak, поражающей многие воздушные цели.
Однако весьма проблематичным представляется постоянное использование его против наземных целей: так же как и при использовании штурмовых орудий, в этом случае было необходимо взаимодействие с собственной пехотой. Но под огнём противника она часто оставалась лежать и не могла обеспечить защиту зенитных танков от флангового огня.
Опаснейшим противником экипажа зенитного танка были при этом расчёты противотанковых ружей, ведущие огонь из хорошо оборудованных траншей. Советские подразделения имели на вооружении значительное количество таких ружей (14,5-мм ПТРД и ПТРС), которые легко пробивали 13-мм броню Panzer I Ausf.A на расстоянии 500 м. А трассирующий след при стрельбе из 20-мм зенитки Flak 38, который действовал на противника деморализующе, давал возможность легкого визуального обнаружения танка в наземном бою.
Реальность часто преподносит нам сюрпризы. Так было и с Flakpanzer-I — «зенитным танкам» большую часть всей своей недолгой боевой истории пришлось выполнять роль артиллерии поддержки для пехотных частей, для подавления огневых точек и борьбы с легкой бронетехникой.
Закончилась история 614-й зенитного батальона и его техники (да и всей 6-ой армии в состав которой он входил) зимой 1943 года в Сталинграде.
Эмблемой 614-го моторизованного зенитного батальона было изображение барабана, причем у каждой роты барабан был разного цвета. Белый — 1 -я рота, красный — 2-я рота, жёлтый — 3-я, зеленый — штаб батальона.
Характеристики ЗСУ Flakpanzer-I |
|
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Зенитная самоходная установка (зенитный танк) |
Дата выпуска: | 1941 г. |
Длинна: | 4,02 м |
Ширина: | 2,06 м |
Высота: | Нет сведений |
Броня, лоб: | 8-13 мм |
Броня, борт: | 13 мм |
Броня, башня: | нет |
Экипаж: | 5-8 человек |
Двигатель: | 1х карбюраторный, 57 л.с. |
Дальность хода: | 145 км (по шоссе) |
Максимальная скорость: | 37 км/ч |
Масса: | Нет сведений |
Вооружение: | 1х 20-мм пушка Flak 38 |
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе статьи из журнал «Танкомастер», № 2 за 2001 год.