Характеристики тяжелого танка ИС-7

Тяжелый танк ИС-7 («Объект 260»)
Страна: СССР
Тип: Тяжелый танк
Дата выпуска: 1948 г.
Длинна: По корпусу: 7,38 м, с пушкой: 10 м
Ширина: 3,4 м
Высота: 2,48 м
Броня, лоб: 150 мм
Броня, борт: 150 мм
Броня, башня: 150-210 мм
Экипаж: 5 человек
Двигатель: дизель М-50Т, 1050 л.с.
Дальность хода: 300 км
Максимальная скорость: 60 км/ч
Масса:68 тонн
Вооружение:1х 130-мм пушка С-70 (30 выстрелов), 2х 14,5-мм пулемета КПВТ, 6х 7,62-мм пулеметов СГМТ

В 1944 году, СКБ Ленинградского Кировского завода в инициативном порядке создал концепцию и эскиз нового тяжелого танка прорыва, равного которому ещё не было в мире. У истоков создания машины стояли Жозеф Котин и Николай Шамшурин — конструкторы настолько выдающиеся, что их идея просто не могла не быть обреченной на успех. Уже к весне 1945 года завод подготовил сразу три варианта будущего танка — «Объекты» №257-259.

Летом 1945 г. по итогам предыдущих изысканий было принято решение о проектировании усовершенствованного варианта под индексом «Объект 260». Предполагалось, что разрабатываемый танк воплотит в себе весь опыт, полученный в Великой Отечественной Войне, и одновременно станет инновационной машиной, вмещающей в себе принципиально новое оборудование и оснастку. Боевая масса «Объекта 260» равнялась 65 т, вооружение состояло из 130-мм орудия и нескольких пулеметов.

Чертеж тяжелого танка ИС-7

Чертеж тяжелого танка ИС-7

Сначала танк предполагалось оснастить электрической трансмиссией по образцу ИС-6 и спаркой двух 600-сильных дизелей В-16. Однако и электротрансмиссия и спарка были весьма неудачным решением — ненадежным и неэффективным, что затормозило проект и к концу 1945 г. удалось соорудить лишь макет танка в натуральную величину. Одновременно шла коренная переработка «Объекта 260», направленная на повышение характеристик защиты, усиление пулеметного вооружения и оптимизацию моторно-трансмиссионных агрегатов.

Ко второй половине 1946 г. ЛКЗ собрал два опытных образца: за неимением 1200-сильного дизеля, в качестве временного решения танки оборудовались срочно изготовленными на базе авиационных АЧ-300 двигателями ТД-30 (позднее их заменят на более слабые 1050-сильные, но все же дизельные). Испытания оба танка прошли успешно, также успешно закончились и тестирования брони на стойкость. После внесения окончательных доработок в конструкцию, по результатам испытаний, «Объект 260» наконец получил и «личное имя»: Тяжелый танк прорыва ИС-7. К лету 1948 года были изготовлены 4 предсерийные экземпляра этой машины.

Конструкция тяжелого танка прорыва ИС-7 (Объект 260)

Компоновка танка — классическая, моторное отделение размещено в корме. Экипаж включает механика-водителя, командира танка, наводчика-оператора и двух заряжающих.

Корпус ИС-7 был похож на корпус танка ИС-3, но выгодно отличался большим углом склонения бронеплит, меньшей площадью крыши отделения управления и возросшим уровнем защиты. Толщина лобовой брони по нормали равнялась 150 мм, а с учетом наклона и подворота (65 градусов в сумме) — до 370 мм. Форма лобовой детали типа «щучий нос» обеспечивала отличный баллистический профиль, нижние броневые листы бортов выполнялись гнутыми, что увеличивало защиту от мин: энергия взрыва получала дополнительный выход из подднищевого пространства.

Тяжелый танк ИС-7 ("Объект 260")

Тяжелый танк ИС-7 («Объект 260»)



Башня «Объекта 260» — цельнолитая, по сравнению с ИС-3 более сплюснутая и вытянутая. 210-мм лобовая броня имела угол наклона около 45 градусов и угол поворота 30-55 градусов, что в сумме дает цифру в 350-мм (!), а по краям — свыше-500 мм (!!). Башня ИС-7 не пробивалась в упор даже собственной 130-мм пушкой.

Пушка ИС-7 была нарезной, с цилиндрическим перфорированным дульным тормозом, той же баллистикой, что и у С-26 (кстати, по баллистике аналогичной морской пушке Б-13), и той же длиной ствола. На дальности в 1 км 130-мм бронебойный снаряд БР-482 пробивал 195-200 мм брони по нормали, а тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-482Б — 230-250 мм, при дистанции прямого выстрела в 1100 м. По дульной энергии С-70 превосходила ВСЕ орудия аналогичного калибра в мире, на тот момент.

Танк был оснащен системой управления огнем с прицельным комплексом ТП-47П, независимым от пушки, обеспечивающим её автоматический вывод на линию визирования и произведение выстрела. Впервые в отечественном танкостроении боепитание орудия производилось при помощи механизма заряжания с электрическим приводом, благодаря чему скорострельность пушки ИС-7 достигала 6-8 выстрелов в минуту.

Обширное пулеметное «хозяйство» ИС-7 располагалось так: 1х КПВТ и 2х РП-46 устанавливались с орудием в бронемаске, 2хРП-46 жестко фиксировались на надгусеничных полках, 2хРП-46 стояли на корме башни. 1х КПВТ, зенитный, монтировался на крыше башни. Дистанционным управлением обладали все пулеметы, включая зенитный.

Ходовая часть «Объекта 260» была совершенно новой конструкции, её опорные катки (сдвоенные, большого диаметра, с металлическими ободами) выполнялись со внутренней амортизацией. Также на ИС-7 устанавливались короткие пучковые торсионы и гидроамортизаторы на крайних узлах подвески, увеличивавшие плавность движения. Литые траки имели резинометаллические шарниры, придававшие гусеничной цепи больший ресурс хода.

ИС-7 был оснащен автоматической противопожарной системой и радиостанцией 10-РК-26.

ИС-7 вид сзади

ИС-7 вид сзади

Производство и служба танка ИС-7

В 1949 г. была заказана установочная партия тяжелых танков ИС-7 в количестве 50 единиц, одновременно развернулось проектирование боевых машин на его базе (в частности, тяжелых противотанковых САУ «Объект 261» и «Объект 263»). И вдруг… ИС-7 просто исчез отовсюду. Достоверно неизвестно, почему такой совершенный (пожалуй наиболее совершенный) танк вдруг сняли с производства, однако факт остается фактом — больше ни один ИС-7 с конвейера не сошел. Возможно плохую службу сослужил «коллега» ИС-4, проходивший службу и отмеченный как не очень надежная машина, а возможно новый ИС показался руководству страны слишком тяжелым… В любом случае, предпочтение отдали танку Т-10 (ИС-8), однако эта машина по совокупному комплексу характеристик явно уступала ИС-7.

Впрочем, это было понятно с самого начала., ведь без преувеличения, ИС-7 или «Объект 260» на момент создания поражал своими возможностями. Ни те зарубежные машины, что производились в то время серийно, ни те, что ещё только находились на стадии опытных образцов, не могли сравнится по совокупным характеристикам с советским тяжелым танком.

Тяжелый танк ИС-7 в экспозиции танкового музея в Кубинке

Тяжелый танк ИС-7 в экспозиции танкового музея в Кубинке

Более того — сопоставимых показателей защиты и подвижности на Западе смогли добиться лишь в конце 70-х, с запуском в серию основного боевого танка «Леопард-2», причем артсистемы позволяющие гарантировано поразить ИС-7 также «запоздали» к его появлению лет на 30, в то время как его пушка С-70 до сих по считается мощнейшим танковым орудием.


Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет