[snip text=»Краткая справка: Советский реактивный бомбардировщик Ил-28 — характеристики, модификации и история создания самолета»]
Содержание
История создания фронтового бомбардировщика Ил-28
Практически параллельно с разработкой первого «настоящего» реактивного истребителя МиГ-15, в Советском Союзе шла разработка и первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28. Как и МиГ-15, Ил-28 был ориентирован на использование двигателей РД-45 (лицензионный «Нин» фирмы «Ролс-Ройс»), которые впоследствии заменили на более мощные отечественные ВК-1.
Разработкой бомбардировщика Ил-28 в инициативном порядке занималось ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина с 1947 года. Официальное постановление о проектировании самолета подобного рода вышло только спустя год. Несмотря на хороший задел и ранний старт работ, коллективу Ильюшина пришлось выдерживать жесткую конкуренцию с ОКБ Андрея Туполева, имевшего к тому времени проекты сразу трех различных машин аналогичного класса (Ту-73, Ту-78, Ту-14). Однако, после сравнительных испытаний, по личному распоряжению И.Сталина, предпочтение было отдано Ил-28.
Несмотря на то, что туполевские машины были лучше защищены и несли большую полезную нагрузку, Ил-28 имел перед ними решающее преимущество — отставая совсем немного по другим параметрам, он был исключительно технологичен в изготовлении и прост в эксплуатации. 14 мая 1949 года было принято решение о серийном производстве бомбардировщика (на заводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже и №166 в Омске), а уже 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк Ил-28.
Всего же, в короткий период с 1949 по 1955 год, было выпущено 6316 бомбардировщиков Илд-28 различных модификаций. Простота и технологичность самолета позволили полностью перевооружить фронтовую авиацию СССР с поршневых на реактивные машины в рекордно короткие сроки. Впрочем, век Ил-28 непосредственно в СССР был недолог — уже в середине 1950-х годов в строевых частях их стали сменять более совершенные Як-28. Однако за пределами СССР Ил-28 состоял на вооружении некоторых стран, практически до конца 20-го века успел отметиться в целом ряде локальных конфликтов.
Незаслуженно забытые машины вновь вспомнились в 1970-е годы и на родине. Часть сохранившихся самолетов была снята с консервации и переоборудована в штурмовики, часть переделана в учебные машины, самолеты-мишени, и даже использовалась в гражданской авиации — для переобучения экипажей с поршневых самолетов на новые реактивные Ту-104, а также, под индексом Ил-20, как почтовые самолеты.
Несмотря на ряд присущих Ил-28 недостатков (впрочем, все они были связаны именно с судьбой «первопроходца») Ил-28 по праву можно назвать по совокупности характеристик лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения. Машина производилась по лицензии в Китае и Чехословакии, а также поставлялась на экспорт в: Албанию, Алжир, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Египет, Индонезию, Ирак, Южный Йемен, Камбоджу, КНДР, Кубу, Марокко, Нигерию, Польшу, Румынию, Сирию, Сомали и Финляндию.
Характеристики Ил-28 (НАТО: Beagle, «Гончая») | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Фронтовой бомбардировщик |
Год выпуска: | 1948 |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | 2х ВК-1А, мощностью по 2700 кгс |
Максимальная скорость: | 906 км/ч (крейсерская 700 км/ч) |
Практический потолок: | 12500 м |
Дальность полета: | 2370 км |
Масса пустого: | 12,89 т. |
Максимальная взлетная масса: | 23,2 т (нормальная взлетная 18,4 т) |
Размах крыльев: | 21,45 м |
Длина: | 17,65 м |
Высота: | 6,7 м |
Площадь крыла: | 60,8 кв.м. |
Вооружение: | 4х 23-мм пушки НР-23, до 3000 кг бомбовой нагрузки |
Конструкция бомбардировщика Ил-28
Фронтовой бомбардировщик Ил-28 изготовлен из дюралюминия, конструктивно представляет собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным крылом, стреловидным однокилевым оперениеми и фюзеляжем типа полумонокок.
Крыло собрано из скоростных профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ, шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Двигатели ВК-1 установлены в гондолах под крылом и управляются с помощью тросовой проводки. Топливные баки протектированные, общей ёмкостью 7908 л.
Экипах размещается в герметизированных бронированных кабинах, для кабин командира экипажа и штурмана предусмотрены катапультируемые кресла, стрелок мог аварийно покинуть самолёт через нижний люк.
Бомбы (весь спектр — от 50до 300 кг, включая ядерные) располагаются внутри фюзеляжа в бомбоотсеке под центропланом. Оборонительное вооружение Ил-28 включало кормовую двухпушечную установку Ил-К6 с 2 пушками НР-23 (боекомплект 450 снарядов), а ещё 2 пушки (боекомплект по 100 снарядов) устанавливались по бортам носовой части фюзеляжа.
Благодаря использованию полуавтоматической антиобледенительной системы, Ил-28 стал первым по-настоящему всепогодным советским фронтовым истребителем.
Модификации бомбардировщика Ил-28
- Ил-28 — базовый фронтовой бомбардировщик.
- Ил-28А — носитель тактической ядерной бомбы.
- Ил-28ЗА — зондировщик атмосферы для исследования верхних слоёв атмосферы. Изготовлено несколько самолётов.
- Ил-28ЛЛ — летающая лаборатория.
- Ил-28М — радиоуправляемая мишень.
- Ил-28П (Ил-20) — почтовый, без вооружения. Эксплуатировался в Аэрофлоте с 1954 года, кроме основного назначения служил для тренировки экипажей гражданских лайнеров Ту-104.
- Ил-28ПЛ — противолодочный, вооруженный противолодочной торпедой АТ-1. Переоборудованы несколько самолетов.
- Ил-28Р — разведчик для оперативной и тактической разведки. Первый полёт 19 апреля 1950 года. В 1950-1853 годах выпускался на заводе №30, с 1953 — на заводе №39 в Иркутске. С 1952 года выпускался с двигателями ВК-5.
- Ил-28РТР — самолёт радиотехнической разведки.
- Ил-28С (проект) — бомбардировщик со стреловидным крылом и двигателями ВК-5. Разрабатывался в 1950 году.
- Ил-28Т — торпедоносец с бомбоотсеком увеличенной длины (6430 вместо 4270 мм) и подвесными баками на концах крыльев. Вооружался торпедами и минами. Разработан в 1951 году. Первый полёт состоялся 8 января 1951 года.
- Ил-28У — учебный. Вместо кабины штурмана установлена кабина ученика. Разработан в 1949 году. Первый полёт состоялся 18 марта 1950 года. Выпускался на Московском авиационном заводе №30.
- Ил-28Ш — штурмовик с 12-ю точками подвески вооружения под крылом. Разработка началась в октябре 1967 года. В 70-е годы ремонтными заводами часть сохранившихся Ил-28 переоборудована в штурмовики.
- B-228 — чешский вариант Ил-28.
- CB-228 — чешский вариант Ил-28У
- H-5 — китайский вариант Ил-28. Первый полёт 25 сентября 1966 года. Экспортное обозначение — B-5.
- HJ-5 — китайский вариант Ил-28У. Первый полёт 12 декабря 1970 года.
- HZ-5 — китайский вариант Ил-28Р.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе книга Послевоенный ударные самолёты, Котлобовский А.В. Киев: Архив-Пресс, 1997