Характеристики среднего танка Т-44 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Средний танк |
Дата выпуска: | 1944 год |
Длинна: | 6070 мм |
Ширина: | 3180 мм |
Высота: | 2410 мм |
Броня, лоб: | 90 мм |
Броня, борт: | 90 мм |
Броня, башня: | 120 мм |
Экипаж: | 4 человека |
Двигатель: | В-44 |
Дальность хода: | 200 км |
Максимальная скорость: | 60 км/ч |
Масса: | 31 тонна |
Вооружение: | 85-мм ЗИС-С-53 образца 1944 года |
Важной особенностью знаменитого танка времен Второй Мировой войны Т-34, был хороший задел для будущей модернизации. Однако уже в конце 1943 года, с появлением модификации Т-34-85 отличавшейся установкой нового орудия и полностью изменённой башней, стало понятно, что дальнейшие работы по улучшению «тридцатьчетверки» вести бессмысленно.
Сказывались ограничения изначальной компоновки машины – двигатель В-2-34 занимал почти половину всего внутреннего пространства танка, благодаря чему башня оказывалась существенно сдвинута вперед, а отделение экипажа буквально «втискивалось» в оставшееся пространство (люк механика-водителя недаром расположен не на крыше корпуса, а на «морде» танка). Все это делало бесполезным наращивание лобовой брони, а также установку более мощной пушки, так как ходовая часть Т-34 спереди итак уже была серьезно перегружена.
Поэтому уже в том же 1943 году была подготовлена достойная смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор А.А.Морозов) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136.
Основная задача, решаемая конструкторами – перекомпоновка моторно-трансмиссионного отделения танка. Двигатель Т-44 был установлен не вдоль, а поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором («гитарой»). Также удалось снизить и высоту двигателя за счет перемещения воздухоочистителя к борту, перемещения радиатора поперек корпуса позади коробки передач и смещения вентилятора к корме танка. Компоновка получилась не только более удачной, но и рациональной – по сравнению с Т-34, на Т-44 значительно улучшилось охлаждение агрегатов трансмиссии.
Результатом этой работы стало значительное увеличение боевого отделения (теперь место хватало даже для установки пушки калибром 122 мм), и возможность сместить башню к центру корпуса, что серьезно повышало точность стрельбы и делало более комфортным размещение экипажа.
Первый прототип танка Т-44 был представлен в январе 1944 года. Машина имела массу 30,4 т. Толщина лобовой брони составила 75 мм, борта, — 45 мм (дополнительно он прикрывался накладным 30-мм листом). Башня имела толщину брони 90 мм. На танке был установлен дизель В-2ИС мощностью 500 л.с.
Три опытных образца изготовили на заводе № 183 в феврале 1944 года. Вооружение танков № 1 и № 2 состояло из 85-мм пушки Д-5Т и спаренного с ней пулемета ДТ. Второй пулемет ДТ жестко устанавливался в верхнем лобовом листе корпуса.
Образец № 3 или Т-44-122 был вооружен 122-мм пушкой Д-25-44, специально разработанной для него на заводе № 9, с меньшей мощностью выстрела, меньшей массой откатных частей и унитарным заряжанием.
Танк № 2 с 19 февраля по 5 марта проходил испытания, в ходе которых было выявлено много конструктивных недостатков. После их устранения в мае изготовили ещё два танка Т-44 этой же модификации. Один из них прошел испытания на в июне — июле того же года.
Эта машина имела боевую массу 31,3 т и была вооружена 85-мм пушкой ЗИС-С-53. Толщину брони лобовой части башни увеличили до 115 мм, а борта изготовили из катаных 75-мм броневых листов. Однако и этот вариант Т-44 испытаний не прошёл.
Следующая модификация подоспела уже через месяц, это был Т-44А. При боевой массе 30,7 т верхний лобовой лист корпуса имел толщину 90 мм, а лобовая часть башни — 120 мм. На танке установили дизель В-44 мощностью 500 л.с. Максимальная скорость машины достигла 60,5 км/ч. 23 ноября 1944 года Т-44А, после внесения ряда незначительных конструктивных доработок был принят на вооружение.
Первые пять серийных машин вышли из цехов харьковского танкового завода в том же ноябре 1944 года. Всего в 1944 году было изготовлено 25 танков, в 1945 году — 880, всего же за период производства с 1944 по 1947 год было произведено 1823 танка Т-44. Однако, несмотря на успешное освоение в войсках новых танков, на фронт они не поступали и в боевых действиях Второй мировой войны не участвовали. Более того, почти сразу после запуска в производство — в конце 1944 года, стало ясно, что по вооружению (которое ничем не отличалось от прародителя – «тридцатьчетверки») Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина танковых войск даже на ближайшие годы. 85-мм пушка ЗИС-С-53 практически исчерпала свои возможности, и для борьбы с современными танками не годилась.
По материалам журнала «Бронеколлекция»
танк супер