Характеристики среднего танка Т-44

Танк Т-44, боевая машина переходного периода (СССР)
Страна: СССР
Тип: Средний танк
Дата выпуска: 1944 год
Длинна: 6070 мм
Ширина: 3180 мм
Высота: 2410 мм
Броня, лоб: 90 мм
Броня, борт: 90 мм
Броня, башня: 120 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: В-44
Дальность хода: 200 км
Максимальная скорость: 60 км/ч
Масса:31 тонна
Вооружение:85-мм ЗИС-С-53 образца 1944 года
т-44

Т-44. Неспециалисту не так просто отличить его от прародителя, с некоторых ракурсов.

Важной особенностью знаменитого танка времен Второй Мировой войны Т-34, был хороший задел для будущей модернизации. Однако уже в конце 1943 года, с появлением модификации Т-34-85 отличавшейся установкой нового орудия и полностью изменённой башней, стало понятно, что дальнейшие работы по улучшению «тридцатьчетверки» вести бессмысленно.

Внутреннее устройство Т-34. Видно, что экипажу внутри машине несколько "тесновато"

Внутреннее устройство Т-34. Видно, что экипажу внутри машине несколько «тесновато»

Сказывались ограничения изначальной компоновки машины – двигатель В-2-34 занимал почти половину всего внутреннего пространства танка, благодаря чему башня оказывалась существенно сдвинута вперед, а отделение экипажа буквально «втискивалось» в оставшееся пространство (люк механика-водителя недаром расположен не на крыше корпуса, а на «морде» танка). Все это делало бесполезным наращивание лобовой брони, а также установку более мощной пушки, так как ходовая часть Т-34 спереди итак уже была серьезно перегружена.

Поэтому уже в том же 1943 году была подготовлена достойная смена для Т-34, разработанная конструкторском бюро (отдел № 520, главный конструктор А.А.Морозов) Уральского танкового завода № 183 имени Сталина, получившая рабочий индекс Т-44, или объект 136.

Основная задача, решаемая конструкторами – перекомпоновка моторно-трансмиссионного от­деления танка. Двигатель Т-44 был установлен не вдоль, а поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором («гитарой»). Также удалось снизить и высоту двигателя за счет перемещения воздухоочистителя к борту, перемещения радиатора поперек корпуса позади коробки пе­редач и смещения вентилятора к корме танка. Компоновка получилась не только более удачной, но и рациональной – по сравнению с Т-34, на Т-44 значительно улучшилось охлаждение агрегатов трансмиссии.

Сравнение Т-34 (сверху) и Т-44 (снизу). Заметно, что последний выглядит намного компактнее.

Сравнение Т-34 (сверху) и Т-44 (снизу). Заметно, что последний выглядит намного «аккуратнее».

Результатом этой работы стало значительное увеличение боевого отделения (теперь место хватало даже для установки пушки калибром 122 мм), и возможность сместить башню к центру корпуса, что серьезно повышало точность стрельбы и делало более комфортным размещение экипажа.

Первый прототип танка Т-44 был представлен в январе 1944 года. Машина имела массу 30,4 т. Толщина лобовой брони составила 75 мм, борта, — 45 мм (дополнительно он прикрывался накладным 30-мм листом). Башня имела толщину брони 90 мм. На танке был установлен дизель В-2ИС мощностью 500 л.с.



Три опытных образца изготовили на заводе № 183 в феврале 1944 года. Вооружение танков № 1 и № 2 состояло из 85-мм пушки Д-5Т и спа­ренного с ней пулемета ДТ. Второй пу­лемет ДТ жестко устанавливался в верх­нем лобовом листе корпуса.

Образец № 3 или Т-44-122 был вооружен 122-мм пушкой Д-25-44, специально раз­работанной для него на заводе № 9, с меньшей мощностью выстрела, меньшей массой откатных час­тей и унитарным заряжанием.

Танк № 2 с 19 февраля по 5 марта проходил испытания, в ходе которых было вы­явлено много конструктивных недостатков. После их устранения в мае изгото­вили ещё два танка Т-44 этой же модифика­ции. Один из них прошел испытания на в июне — июле того же года.

Эта машина имела боевую массу 31,3 т и была вооружена 85-мм пушкой ЗИС-С-53. Толщину брони лобовой части башни увеличили до 115 мм, а борта изготовили из катаных 75-мм броневых листов. Однако и этот вариант Т-44 испытаний не прошёл.

т-44-(2)

Следующая модификация подоспела уже через месяц, это был Т-44А. При боевой мас­се 30,7 т верхний лобовой лист корпуса имел толщину 90 мм, а лобовая часть башни — 120 мм. На танке установили дизель В-44 мощностью 500 л.с. Максимальная скорость машины достигла 60,5 км/ч. 23 ноября 1944 года Т-44А, после внесения ряда незначительных конструктивных доработок был принят на вооружение.

Пер­вые пять серийных машин вышли из цехов харьковского танкового завода в том же ноябре 1944 года. Всего в 1944 году было изготов­лено 25 танков, в 1945 году — 880, всего же за период производства с 1944 по 1947 год было произведено 1823 танка Т-44. Однако, несмотря на успешное освоение в войсках новых тан­ков, на фронт они не поступали и в бое­вых действиях Второй мировой войны не участвовали. Более того, почти сразу после запуска в производство — в конце 1944 го­да, стало ясно, что по вооружению (которое ничем не отличалось от прародителя – «тридцатьчетверки») Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина танковых войск даже на ближайшие годы. 85-мм пушка ЗИС-С-53 практически исчерпала свои возможности, и для борьбы с современными танками не годилась.

Знаете ли вы, что...
агитационная бомба ...в годы Великой Отечественной войны были разработаны специальные агитационные бомбы с корпусом из дерева, чтоб не калечить солдат противника.
Было решено начать работы по следующей модификации танка – Т-44Б, оснащенной 100-мм пушкой Д-10. К работе приступили в октябре 1944 года, проектирова­ние завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен к февралю 1945 года. Танк успешно прошел испытания и был рекомендован к принятию на вооружение. От «базовой» модели Т-44 он отличался уже не только новой пушкой и башней иной конфигурации, но также и двигателем, и толщиной брони (180 мм на башне, против обычных 120-мм) и углом наклона броневых листов. Фактически это был уже совершенно другой танк, поэтому вместо литеры «Б», машина получила самостоятельное название, под которым и была вскоре запущена в производство – Т-54.

По материалам журнала «Бронеколлекция»