9 января 1915 г. главный начальник снабжения Северо-Западного фронта генерал Юрий Данилов изучил предложение изобретателя Александра Пороховщикова по изготовлению машины для нужд действующей армии. Предложение было подкреплено чертежами и сметой изготовления опытного образца. Суть его состояла в установке на переделанном шасси автомобиля «Форд-Т» под его днищем двух лент гусениц, чтобы можно было передвигаться на нем как по дорогам, так и по целине (в том числе по песку и по снегу).

"вездеход" Пороховщикова на испытаниях. Башня не установлена

«вездеход» Пороховщикова на испытаниях. Башня не установлена

Идея создания «Вездехода»

Сам Александр Александрович так писал о своем изобретении: «Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»

Для поворота на твердом фунте предполагалось использовать два поворотных колеса, расположенных в носовой части по бортам с приводом от рулевой колонки автомобильного типа, а также и подтормаживанием одной из соответствующих лент. Передняя часть вездеходных лент должна была быть приподнята для улучшения проходимости препятствий. В мягком же фунте «поворотные колеса должны погружаться в грунт, а поворот осуществляться за счет поворачивающего эффекта погруженных колес и подтормаживания одной из опорных вездеходных лент».

Такая схема была сочтена сложной в реализации, и потому к изготовлению приняли упрощенный вариант — с одной вездеходной гусеничной лентой под корпусом машины. Для опытного образца, предназначенного для проверки правильности идеи, не имело существенного значения большее или меньшее совершенство движителя. Решающими тут были стоимость и сложность его изготовления.

"вездеход" Пороховщикова по замыслу конструктора

«вездеход» Пороховщикова по замыслу конструктора

Постройка и испытания «Вездехода» Пороховщикова

13 января 1915 г. постройка «машины, полезной в военном деле», названной «Вездеход», была санкционирована. На его изготовление выделялось 9 660 рублей и 25 мастеровых, а уже 1 февраля в Рижских авторемонтных мастерских начались работы по созданию опытного образца.

К маю 1915 г. машина в основном была построена. Не хватало лишь броневого корпуса, который на испытаниях планировалось заменить балластом из мешков с песком.

18 мая состоялись первые официальные испытания, а 20 июля «вездеход» был показан комиссии Северо-Западного фронта, которая в акте № 4563 зафиксировала следующее:



«… Оказалось, что означенный «вездеход» легко идет по довольно глубокому песку со скоростью около двадцати пяти верст в час; в дальнейшем «Вездеход» перешел на среднем ходу канаву с пологими откосами шириной по верху 3 метра и глубиной около I аршина… Все значительные выбоины и неровности «полкового двора», где производились испытания, «Вездеход» брал легко на полном ходу. Поворотливость вполне удовлетворительная; в общем «Вездеход» прошел по грунту и местности, непроходимом для обыкновенных автомобилей.»

Правда, управление «вездехода» на мягком грунте производилось не поворотными колесами, а упором длинной жерди в землю справа и слева от направления движения. Но сама идея придания вездеходности малоразмерной машине путем постановки ее на гусеницы, была сочтена правильной.

Экспериментальный танк "Вездеход" Александра Пороховщикова

Экспериментальный танк «Вездеход» Александра Пороховщикова

Теперь предполагалось создать образец новой боевой машины с двумя гусеничными лентами, а также дополнить «Вездеход» броневой зашитой и вооружением. К сожалению, средств для этого уже не было.

После бума в печати о применении первых английских танков в газете «Новое время» от 29 сентября 1916 г. появилась статья «Сухопутный флот — русское изобретение», в которой рассказывалось о судьбе «вездехода».Вскоре после указанной публикации начальник Главного военно-технического управления (ГВТУ) санкционировал проведение работ по созданию «вездехода» № 2, или «вездехода 1916 г.».

19 января 1917 г. проект поступил в отдел автомобильной части ГВТУ, но в марте ввиду начавшихся беспорядков в стране, работы по нему были прекращены.

Источник: компиляция по книге М.Свирина «История советского танка»