[snip text=»Краткая справка: Американский разведывательно-ударный вертолет RAH-66 «Команч». Боевые возможности, особенности конструкции и характеристики вертолета»]

Американский разведывательно-ударный вертолет RAH-66 «Команч»

Американский разведывательно-ударный вертолет RAH-66 «Команч».Имеет очень эффектный вид и… всё?

История создания вертолета RAH-66 «Команч»

Советские танки времен «холодной войны» были объективно лучше своих коллег по НАТО, к тому же и на вооружении их стояло в два раза больше. Главенствующую роль в борьбе с наземной бронетехникой, в США отводили боевым вертолетам, однако все имеющиеся на начало 1970-х г. образцы винтокрылых машин уже не имели задела модернизации.

По этой причине с 1974 года для нужд американской армии разрабатывался ударный вертолет АН-64 «Апач», но когда он впервые был представлен в 1984 году, возникла и другая проблема — «Апач» мог легко справится с бронированным противником, но, сугубо ударная машина, не была предназначена и для поиска цели. Нужен был ещё один вертолет — хорошо вооруженный для противодействия любому противнику, однако легкий и маневренный, подходящий для разведки и обнаружения целей.

Общая схема вертолета RAH-66 «Comanche»

Общая схема вертолета RAH-66 «Comanche»

Для этого в 1983 г. армия США объявила о начале разработки легкого многоцелевого вертолета по программе LHX (Light Helicopter Experimental). Новый вертолет предполагалось разрабатывать в двух вариантах: разведывательно-ударном (SCAT) и многоцелевом (UTIL). Программа предполагала постройку для армии США 5000 вертолетов: 1100 в варианте LHX-SCAT для замены ударных вертолетов АН-1 «Кобра», 1800 для замены разведывательных вертолетов ОН-58 «Кайова» и ОН-6 «Кейюз» и 2000 вертолетов в варианте LHX-UTIL для замены многоцелевых UH1 «Хью».

В конкурсе приняли участие все ведущие вертолетные фирмы США, несмотря на то, что техническое задание на проектирование вертолета LHX, выданное армией США предполагало создание поистине революционного летательного аппарата. Ключевыми моментами ТЗ были требования достижения высокой максимальной скорости — на 180 км/час большей, чем у любого находящегося в эксплуатации вертолета, и резкого снижения заметности в визуальном, акустическом, радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Именно эти требования оказали решающее влияние на формирование облика проектов летательных аппаратов, представленных на конкурс.

В отличие от вертолета АН-64 «Апач», для которого специально были разработаны ПТУР «Хеллфайр», создавать новые системы оружия для вертолета LHX не планировалось. Вертолет должен быть вооружен пушкой и существующими ПТУР, НУР и УР «Стингер» класса «воздух-воздух». Возможность ведения воздушного боя особо оговаривалась в требованиях к новому вертолету.



В октябре 1988 г. армия США заключила контракты с этими двумя группами фирм на проведение работ по демонстрации и оценке концепции вертолета. На этом этапе проверялось обеспечение расчетных характеристик при заданной массе и стоимости, выбиралась компоновка вертолета, проводилась интеграция электронного оборудования. В 1990 г. ассоциации авиации армии США были представлены два проекта вертолетов LH. К этому времени требование к максимальной скорости полета было значительно снижено. Исследования показали, что плата за достижение скоростей свыше 350 км/ч будет слишком большой как в прямом, так и в переносном смысле.

Характеристики RAH-66 «Команч»

Вертолет RAH-66 «Comanche»
Страна: США
Тип: Разведывательно-ударный вертолет
Год выпуска: 1995 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 2 × турбовальные LHTEC T800-LHT-801 по 1563 л.с.
Максимальная скорость: 324 км/ч
Практический потолок: Нет сведений
Дальность полета: 2 222 км (перегоночная), 278 км (боевой радиус)
Масса пустого: 4 218 кг
Максимальная взлетная масса: 7 896 кг (нормальная взлетная 5 601 кг)
Размах крыльев: 12,9 м (несущий винт), 1,37 м (фенестрон)
Длина: 14,28 м (полная), 13,2 м (фюзеляж)
Высота: 3,37 м (до винта)
Площадь крыла: 116,74 кв.м. (площадь несущего винта)
Вооружение:1× 3х 20-мм пушка XM-301 (500 патронов), 6х ПТУР AGM-114 Hellfire или 12х ЗУР FIM-92 Stinger (внутренняя подвеска), 8х ПТУР AGM-114 Hellfire или 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или 56 х 70-мм НАР Hydra 70 (внешняя подвеска, на монтируемых крыльях).

Из-за ограничения финансирования программы решено было отказаться от разработки многоцелевого варианта вертолета LHX. Согласно новым требованиям, экипаж вертолета LH должен состоять из двух человек: летчика и оператора вооружения, несмотря на то, что наличие второго члена экипажа увеличивало вес вертолета примерно на 450 кг.

Средств на постройку и сравнительные испытания опытных вертолетов не было, но проведено компьютерное моделирование, а отдельные системы прошли сравнительные испытания в лабораториях и в полете на вертолетах — летающих лабораториях. В апреле 1991 г. было объявлено, что конкурс выиграла группа фирм Боинг-Сикорский. LHX наконец-то обрел официальное имя — RAH-66 «Команч», где RAH расшифровывалось как reconnaisence and attack helicopter. Не ударный вертолет (АН) и не разведчик (OH), «Команч» был одновременно и тем и другим.

Особенности конструкции вертолета RAH-66 «Команч»

Вертолет RAH-66 «Команч» имеет фюзеляж типа полумонокок. В передней части располагается двухместная кабина с расположением летчика и стрелка-оператора в тандем под общим фонарем, имеющим большую площадь остекления. Перед кабиной — отсек прицельно-навигационного комплекса, еще один отсек радиоэлектронного оборудования размещен под полом кабины оператора. Кабина экипажа бронированная, имеет безопасно повреждаемую конструкцию. В средней части фюзеляжа находятся внутренние отсеки вооружения, отсеки оборудования и ниши основных опор шасси. За кабиной экипажа расположена силовая установка и основной топливный бак.

В хвостовой части фюзеляжа — киль, состоящий из обтекателя рулевого винта — фенестрона, и наклоненной вправо поверхности, на которой установлен стабилизатор прямоугольной формы в плане. В конструкции фюзеляжа и оперения широко использованы панели с сотовым заполнителем.

Планер вертолета RAH-66 «Команч» изготовлен целиком из композитных материалов, для проверки их преимуществ и исследования способов обработки и производства деталей из них был построен и прошел летные испытания вертолет Сикорский S-75. На этом же вертолете проверялось влияние формы планера на величину эффективной поверхности рассеяния — технология «стелс» неудивительна для вертолета-разведчика.

Снижению радиолокационной заметности уделено на «Команче» особое внимание: выпуклая форма фюзеляжа с плоскими поверхностями, поглощающее радиоизлучение покрытие фюзеляжа и лопастей, применение обтекателя втулки несущего винта, убираемое шасси и даже убираемая в обтекатель поворотом на 180° пушка.

Все это позволило сильно снизить заметность вертолета «Команч», по сравнению с «Апачем» его эффективная поверхность рассеяния меньше в 600 раз.

Применение 5-и лопастного бесшарнирного несущего винта, полностью изготовленного из композитов и рулевого винта типа «фэнтэйл», так же прошедших испытания на вертолетах — летающих лабораториях, уменьшает уровень шума, создаваемого вертолетом. На RAH-66 «Команч» впервые применена встроенная система подавления инфракрасного излучения, горячие выхлопные газы смешиваются с окружающим воздухом и выбрасываются вниз через две плоские щели, идущие вдоль уступа по всей длине хвостовой балки. Применение этой системы уменьшило тепловое излучение вертолета «Команч» в четыре раза по сравнению с вертолетом АН-64 «Апач».

Внутреннее устройство вертолета RAH-66 «Команч»

Внутреннее устройство вертолета RAH-66 «Команч»

Основным силовым элементом конструкции является коробчатая балка, изготовленная из композитных материалов. Вокруг нее из крупноразмерных панелей формируется фюзеляж. Для облегчения доступа к различным системам при техобслуживании примерно 40% поверхности представляют собой съемные панели. Обшивка планера ненагруженная и её разрушение при боевых повреждениях, таких как пробоины от 12,7 мм пуль и 23 мм снарядов, не приводит к потере прочности всей конструкции фюзеляжа.

Бронирование фюзеляжа отсутствует, легкой броней прикрыты только кресла членов экипажа. Шасси убираемое, с хвостовой опорой. Основные стойки убираются к хвосту, хвостовая — вперед. Благодаря особенностям конструкции шасси, вертолет может «приседать» для уменьшения стояночной высоты и перевозиться в транспортном самолете.

Места экипажа размещены довольно необычно — пилот располагается на переднем кресле, оператор вооружения — на заднем (обычно наоборот). В результате, пилот имеет прекрасный обзор при полетах на малой высоте и при ведении воздушного боя. Оператор в своем распоряжении имеет инфракрасную и телевизионную системы обзора передней полусферы, примерно на 40% превосходящие по дистанции наблюдения и четкости изображения аналогичные, установленным на «Апаче».

Система ночного пилотирования (PNVS) позволяет летчику управлять вертолетом в условиях ограниченной видимости и ночью, система целеуказания может запоминать изображение местности и автоматически «прятать» вертолет в складку местности, давая экипажу время сориентироваться в спокойной обстановке. Ночью или в плохую погоду система целеуказания позволяет сравнивать полученные данные о цели с данными заложенных в память объектов, и идентифицировать их по ряду параметров.

Кабины обоих членов экипажа идентичны. Каждая кабина оборудована приборной панелью, боковой ручкой управления с правой стороны и рычагом общего шага — с левой. Органы управления двигателями расположены на левой боковой панели. Боковая ручка управления позволяет изменять циклический шаг, а в ограниченных пределах — общий шаг выполняет функции педалей — обеспечивает управление движением по курсу. Все кнопки управления вооружением расположены на боковой ручке и на рычаге общего шага. Наличие боковой ручки, объединяющей функции рычагов общего и циклического шага, педалей, позволяет управлять вертолетом одной рукой.

Главное место на приборной доске занимают два дисплея на жидких кристаллах размерами 200×150 мм; левый — монохромный, используется для вывода ИК или ТВ изображения от систем обзора передней полусферы, правый — цветной, используется для вывода трехмерной цифровой карты местности и представления тактической ситуации. В правой и левой частях приборной доски размещены монохромные дисплеи меньших размеров, на них выводится информация от различных систем вертолета (пилотажно-навигационная, топливная, вооружение и т. д.). В нижней части приборной доски расположена клавиатура программирования полетного задания. Информация о высоте, курсе, скорости полета, положении вертолета относительно горизонта выводится на нашлемный дисплей. Нашлемная объединенная прицельная система фирмы Кайзер Электронике выдает на дисплей ИК или телевизионное изображение местности от систем обзора передней полусферы, — вот они, «глаза вне кабины»; на него может выводиться и трехмерная цифровая карта. Наличие нашлемного дисплея позволяет летчику пилотировать вертолет, а оператору вооружения осуществлять поиск целей, не опуская взгляд на приборную доску.

При проектировании кабины вертолета разработчики старались максимально уменьшить нагрузку на членов экипажа, используя опыт проектирования кабин бомбардировщика В-2, СВВП V-22 и вертолетов для сил специального назначения МН-60К и МН-47.

RAH-66 «Команч»

RAH-66 «Команч»

Отсеки электронного оборудования, так же как и кабина, находится под небольшим избыточным давлением воздуха для защиты от химического, бактериологического и радиологического оружия. Электроника вертолета «Команч» на 70% совместима с электроникой истребителя ВВС США F-22A, что позволило сэкономить средства при разработке электронных систем и уменьшить проблемы с запасными частями при эксплуатации вертолета.

Система управления вертолетом — двухканальная цифровая электродистанционная, с трехкратным резервированием. Она имеет три режима управления. При использовании первого режима не требуется информации от навигационной системы, данных о воздушной скорости или о скорости крена, пилотирование осуществляется летчиком как на обычном легком вертолете. Особенностью второго режима является возможность поддержания заданной скорости, высоты и подъемной силы. На третьем режиме включается автопилот, связанный с системой управления оружием, что позволяет вертолету осуществлять прицеливание и поражение целей в автоматическом режиме.

По степени насыщения электроникой вертолет вплотную приближается к истребителю, однако, это определяет и чрезвычайно высокую цену машины.

Эксплуатация вертолета RAH-66 Comanche

Разработка разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» была свернута в 2004 году, всего к этому времени было построено 4 машины. Конечно проект Comanche нельзя назвать провальным, однако и успешным в полной мере, считать также нельзя.

По большому счету RAH-66 «Команч» проиграл трижды:

  • Во-первых «новейший и самый современный» вертолет разрабатывавшийся в течение 20 лет на выходе уже не был не новейшим ни самым современным. За время его создания успела измениться даже сама концепция вертолета-разведчика — больших «линейных» конфликтов с современной и мощной армией (какой была на старте проекта LHX Советская армия) не предполагалось, а держать «на всякий случай» сверхдорогую машину, в то время как можно не особо напрягаясь получить всю информацию со спутника, стало роскошью даже для армии США.
  • Во-вторых, «самый самый» на поверку ни по одной из характеристик не имел решающего преимущества перед советскими/российскими вертолетами Ка-50 «черная акула», Ка-52 «аллигатор» и Ми-28, зато в отличие от них, не имел и такого же запаса живучести за счет широкого применения в конструкции брони. При этом по стоимости все три «иностранные» машины были существенно дешевле.
  • В третьих (хотя об этом уже говорилось ранее), при всех своих бесспорных положительных качествах и возможностях, RAH-66 «Команч» имел настолько явно и неоправданно завышенную стоимость. В условиях отсутствия глобальных угроз наподобие третьей мировой войны, внятно объяснить налогоплательщикам, зачем стране нужен разведывательно-ударный вертолет, который стоит как современный истребитель — желающих так и не нашлось.
Модель изображает RAH-66 «Comanche» в ударном варианте - обратите внимание на смонтированное дополнительное крыло-подвеску для вооружения

Модель изображает RAH-66 «Comanche» в ударном варианте — обратите внимание на смонтированное дополнительное крыло-подвеску для вооружения

 

Эта статья входит в группы: • Справочник авиацииАвиация того же периодаАвиация США