[snip text=»Краткая справка: Тяжелый транспортный вертолет Ми-10 (летающий кран) — история создания и особенности конструкции»]
Содержание
История создания вертолета Ми-10
Успехи транспортного вертолета-гиганта Ми-6 в перевозке грузов на большие расстояния, не могли не впечатлять. Уже после первых полетов Ми-6 с грузом на внешней подвеске, родилась идея создания на его основе новой, специализированной винтокрылой машины — летающего крана.
20 февраля 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР, поручавшее ОКБ-329 М.Л.Миля создание вертолёта для транспортировки крупногабаритных грузов массой 12 т на расстояние 250 км и массой 15 т на более короткие расстояния. В ОКБ проект получил индекс В-10, заводской индекс машины был «изделие 60», а нам этот вертолет больше известен как Ми-10.
Ведущим конструктором вертолета Ми-10 быз назначен М.Н.Пивоваров, вскоре смененный Л.Н.Бабушкиным, а общее руководство над проектом осуществлял Н.Г.Русанович — зам главного конструктора.
Уже в 1959 году началось изготовление первого прототипа Ми-10. Такая скорость работы была обеспечена рациональным решением — силовая установка, винты, трансмиссия, схемы системы управления и гидравлической системы все это было в неизменном виде взято с Ми-6. А затем вертолет просто «переодели», то есть спроектировали совершенно новый фюзеляж.
15 июня 1960 года Ми-10 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель Р.И.Капрелян), однако из-за неисправности маслонасоса, прототип вскоре сгорел на земле. В июле 1961 года начались испытания второго прототипа и закончились они только в начале 1964 года. Хотя в том же году было начато серийное производство (планировалось начать его ещё в 1961 г.), а в 1965 году Ми-10 с успехом демонстрировался в Ле Бурже, доводка вертолета заняла дополнительные 3 года и полностью завершилась только в 1968 г. В том же году ОКБ М.Л.Миля была присуждена Государственная премия, за создание обоих тяжелых машин Ми-6 и Ми-10.
Однако от «народного» Ми-6, его «побратима» Ми-10 отделяла слишком большая пропасть. Изначально создаваемый скорее для военных нужд (обеспечения мобильного базирования ракетных комплексов), Ми-10 решающих преимуществ перед Ми-6 (обоими машинами комплектовались тяжелые вертолетные полки) не имел, к тому же, сама идея мобильных ракетных комплексов в то время «забуксовала». Гражданское применение Ми-10 тоже было сомнительным из-за необходимости оборудования всех потенциальных грузов узлами под гидрозахваты.
Зато с появлением Ми-10К (подлинного «летающего крана») с укороченными стойками шасси (клиренс — 1,65 м) и наличием кабины оператора крана, вертолет оценили по достоинству, причем в первую очередь строители-высотники. Возможность собрать секции строящегося объекта на земле, а затем с помощью вертолета поставить их друг на друга с математической точностью — это было пределом мечтаний. Именно с помощью вертолета Ми-10К в 1982 году, в г. Якутске, всего за 5 дней, была собрана телевышка высотой 241 метр.
Всего изготовлено 55 вертолётов Ми-10 всех модификаций. Насколько известно, за рубеж был продан лишь 1 образец (Голландия). К 1989 году все Ми-10 были выведены из эксплуатации.
В разные годы на вертолетах Ми-10 было установлено 8 рекордов.
Характеристики Ми-10 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Транспортный вертолет |
Год выпуска: | 1960 г. |
Экипаж: | 3 человека (до 28 пассажиров). |
Двигатель: | 2х Д-25В мощностью по 5500 л.с. |
Максимальная скорость: | 204 км/ч |
Практический потолок: | 3000 м (динамический) |
Дальность полета: | 430 км |
Масса пустого: | 27,1 тонн |
Максимальная взлетная масса: | 43,5 тонн (макс. полезная нагрузка 15 тонн груза, нормальная 8-12 т.). |
Размах крыльев: | Диаметр несущего винта: 35 м |
Длина: | По фюзеляжу: 32,86 м., с винтами: 41,89 м |
Высота: | До втулки несущего винта: 7,8 м |
Площадь крыла: | Нет |
Вооружение: | Нет |
Характеристики приведены для Ми-10
Конструкция вертолета Ми-10
Вертолёт Ми-10 построен по классической одновинтовой схеме с несущим пятилопастным цельнометаллическим, и четырёхлопастным деревянным рулевым винтами.
Силовая установка состоит из 2х ТВД Д-25В конструкции П.А.Соловьёва. Шасси четырёхопорное с высокими (клиренс — 3,75 м) ферменными стойками пирамидального типа. Между стоек шасси на гидрозахватах может устанавливаться грузовая платформа или контейнер. Гидрозахваты имеют дистанционное управление.
В центральной части фюзеляжа расположена грузопассажирская кабина, вмещающая 28 пассажиров или груз до 3 т, который загружается через заднюю боковую дверь при помощи стрелы-лебёдки. Внутри фюзеляжа установлена ферма с грузовой лебёдкой ЛПГ-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъём/опускание груза до 15 т на высоту 30 м. В кабине экипажа установлена телевизионная установка с камерой под фюзеляжем, упрощающая операции загрузки/разгрузки.
Между опорами шасси могла устанавливаться унифицированная грузовая платформа размером 8,5х3,6 м с лебёдкой ЛПГ-3.
Топливо располагается в подвесных боковых баках. В перегоночном варианте в салоне могут устанавливаться 2 дополнительных бака по 1250 л.
Особенностью Ми-10 было то, что для одновременного отрыва колёс шасси от земли среднюю часть фюзеляжа вместе с осью несущего винта пришлось повернуть на 1°30′ вправо от вертикали. При этом, чтобы сохранить горизонтальное положение кабины на земле, правые стойки шасси сделаны короче на 300 мм.
В 1975 году все вертолёты были оборудованы системой гашения вибраций и колебаний груза на внешней подвеске.
Модификации вертолёта:
- Ми-10 (В-10, «изделие 60») — базовая модуль вертолета. В 1964-1969 годах изготовлено 38 вертолётов.
- Ми-10 — летающая лаборатория с двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. Изготовлен в 1970 году.
- Ми-10ГР «Гребешок» — воздушный пеленгатор. Оснащался контейнером с опускаемыми антеннами. В 1966 году переобрудован 1 серийный Ми-10.
- Ми-10К — летающий кран, с укороченными стойками шасси, уменьшенными топливными баками и установленной кабиной оператора крана. Первый полёт 6 сентября 1966 года. В 1974-1977 годах изготовлено 17 вертолётов. Ещё 2 переоборудовано из Ми-10.
- Ми-10ПП — постановщик помех. Отличался спецконтейнером СТ-9000 «Степь» с аппаратурой и антеннами станций противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения, местами операторов внутри фюзеляжа. Разрабатывался в 1966-1970 годах. В 70-80-х годах на Ростовском и Конотопском АРЗ переоборудовано 20 вертолётов.
- Ми-10Р — рекордный. Отличался облегчённой конструкцией и доработанным шасси от Ми-6. Изготовлен в 1965 году. Первый полёт 14 января 1965 года. Экипажами В.П.Колошенко и Г.В.Алфёрова установлено 7 мировых рекордов.
- Ми-10РВК — носитель ракетно-вертолётного комплекса 9К74. Разработан в 1965 году. Изготовлен в 1 экземпляре.
- Ми-10УПЛ — носитель универсальной полевой лаборатории. В 1966 году переоборудован из второго прототипа.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Летающий кран (Михеев В.Р.) // Крылья Родины. - 1999. - №2