Содержание
Проектирование разведывательного самолета Фокке-Вульф FW-189 началось в феврале 1937 года, с объявлением Техническим департаментом министерства авиации Германии конкурса, участие в котором приняли фирмы «Арадо», «Гамбургер» и «Фокке-Вульф». Самолет-разведчик должен был иметь экипаж из трёх человек, круговой сектор обстрела и по характеристикам превосходить аналогичные самолеты уже имеющиеся в наличии.
От «Фокке-Вульф» работы возглавил конструктор Э.Козел, под общим руководством К.Танка. Им была выбрана весьма необычная схема конструкции — двухмоторный двухбалочный самолёт с центральной гондолой экипажа. В конце июля 1938 года прототип FW.189V1 поднял в небо сам К.Танк. Сравнительные испытания Ar.198, Ha.141 (или BV.141) и FW.189 показали преимущество последнего. В конце 1938 года он был запущен в серийное производство.
Конструкция «Фокке-Вульф»-189 на момент вступления в строй была почти идеальной: самолёт выдерживал значительно количество попаданий пуль и осколков снарядов, при выходе из строя одного мотора самолёт мог продолжать полёт на одном. В нескольких случаях самолёты возвращались на базу даже после таранного удара, потеряв часть вертикального оперения. При этом самолет был достаточно маневренным и хорошо защищенным, что позволяло ему легко уходить от атак истребителей, на начальном периоде войны. Впрочем, уже довольно скоро, бить злополучную «раму» (так называли Fw-189 за характерный внешний вид), научились даже штурмовики типа Ил-2 — к середине войны разведчик устарел и использовался по прямому назначению редко.
Серийное производство FW-189 осуществлялось на заводах «Фокке-Вульф» в Бремене, «Аэро» и ЧКД в Праге (Чехословакия), «Бреге» и SNCASO в Бордо (Франция). С 1943 года всё производство было сосредоточено во Франции. Всего в 1939-1944 годах изготовлено 864 самолёта FW-189 всех модификаций.
Разведывательный самолет FW-189 это двухбалочный цельнометаллический низкоплан с трёхлонжеронным крылом (обшивка работающая) с прямоугольным центропланом и кабиной экипажа размещенной по середине. Главный и задний лонжероны проходили через гондолу. Сужающиеся консоли крепились к центроплану болтами по контуру от переднего до главного лонжерона.
Управляемые электрически обшитые тканью щелевые закрылки занимали всю заднюю кромку консоли до элерона, а также весь центроплан. Взаимозаменяемые хвостовые балки заканчивались килями с работающей обшивкой. Между ними размещался стабилизатор. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Разведывательное оборудование состояло из автоматических и ручных фотокамер различных типов. Для связи с землёй служила радиостанция FuG-17.
Характеристики Фокке-Вульф FW-189 | |
---|---|
![]() | |
Страна: | Германия |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1938 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 2х As.410A-1, по 465 л.с. |
Максимальная скорость: | 374 км/ч |
Практический потолок: | 7300 м |
Дальность полета: | 665 км |
Масса пустого: | 2832 кг |
Максимальная взлетная масса: | 4175 кг (нормальная взлетная 3955 кг) |
Размах крыльев: | 18,40 м |
Длина: | 12,03 м |
Высота: | 3,10 м |
Площадь крыла: | 36,8 кв.м. |
Вооружение: | 2х пулемета MG-17, 2х пулемета MG-81, 200 кг бомбовой нагрузки |
В 1940 г. FW-189 начал поступать на вооружение Люфтваффе. Применялся как лёгкий разведчик и корректировщик артиллерийского огня с ноября 1941 года. В 1942 году он полностью вытеснил Hs-126 в разведывательных эскадрильях на Восточном фронте и служил до 1944 года, когда уже устаревший тихоход был снят с вооружения. Впрочем, даже в 1945 году несколько уцелевших машин (модели FW-189A) использовалось в качестве ночных истребителей в системе ПВО рейха.
FW-189 служил не только в ВВС Германии, но поставлялся и её союзникам: Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. Венгерские самолеты применялись на Восточном фронте с марта 1943 года, словацкие участвовали в Словацком национальном восстании летом 1944 года (6 уцелевших самолётов перелетели в СССР). Румынские и болгарские самолёты в боевых действиях участия не принимали.
В основном FW-189 применялся на Восточном фронте (более 50% изготовленных «рам» погибли именно здесь), и только одна эскадрилья применялась в Северной Африке.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Германии
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.
Справочники