Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель Як-7 ОКБ Яковлева



«Краткая справка: Советский истребитель Як-7 времен Второй Мировой войны - учебный самолет, ставший боевым. Характеристики, история создания и боевого применения»

Истребитель Як-7

Истребитель Як-7Б

 

Немного о нумерации истребителей ОКБ Яковлева

Если кто проследит хронологию самолетов ОКБ Яковлева времен войны, он заметит одну странность: номера моделей идут не по порядку от меньшего к большему, а выстраиваются в замысловатый шифр: Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Ответ на самом деле прост — эти 4 самолета представляют собой по-сути два «семейства» — Як-1 и Як-3, а также Як-7 и Як-9 родившиеся из одного проекта, но развивавшиеся по разным сценариям.

История создания истребителя Як-7

Когда самолет И-26 — будущий Як-1 ещё находился на стадии проектирования, ОКБ А.С.Яковлева получило задание создать на его базе учебно-тренировочную машину И-27 (или УТИ-26). Работа над самолетом началась 25 января 1940 года. От И-26 его отличала двухместная кабина, закрытая общим фонарём, но с индивидуальными сдвижными частями. Вооружение И-27 состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС. Для сохранения центровки крыло пришлось сдвинуть вперёд на 100 мм.

Чертеж истребителя Як-7

Чертеж истребителя Як-7

Первый И-27 поднялся в воздух 1 июля 1940 года, а в марте 1941 года, после ряда испытательных полетов и доработок, началось серийное производство на заводе №301 в Химках под обозначением Як-7УТИ. Производство продолжалось до эвакуации завода в Новосибирск в сентябре 1941 года.

Летом 1941 года началась война, и на фронте очень скоро возникла нехватка современных боевых самолетов. Тогда ведущий инженер ОКБ Яковлева, К.В.Синельщиков и предложил переделать в истребитель уже освоенный промышленностью учебный Як-7УТИ.

Проектирование было осуществлено бригадой конструкторов во главе с Синельщиковым на заводе №301. На самолёте установили мотор-пушку ШВАК, по 3 направляющих для реактивных снарядов под каждым крылом, бронеспинку и протектированные бензобаки. Задняя кабина осталась, но дублирующее управление из неё было демонтировано. Результат был несколько обескураживающий — вчерашний учебный самолет не только не уступал «боевому» Як-1, но даже, отчасти, превосходил его. Самолет немедленно был запущен в производство на заводах №301 и №153 (в Новосибирске).



Конструкция истребителя Як-7

Истребитель Як-7 представляет собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Как и «двоюродный брат» Як-1, Як-7 имел ферменный каркас из стальных труб, фанерную обшивку носовой части и полотняную хвостовой. Капоты двигателя, обтекатели и щитки были дюралевыми. Неразъёмное крыло — деревянное, с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Хвостовое оперение, в отличие от Як-1 было металлическое.

Истребитель Як-7

Истребитель Як-7 с непрозрачным фонарем второй кабины

Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым неубирающимся костылём (позже — с убирающимся колесом). Топливо размещалось в крыле в 4 протектированных баках. Фонарь кабины аналогичен УТИ-26 (характерный удлиненный), с модификации Як-7А вместо плексигласа в «задней кабине» использовалась фанера, а начиная с модификации Як-7Б, фонарь был уже каплевидной формы.

Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем, 6 реактивных снарядов РС-82 под крылом. В отсеке за кабиной могли устанавливаться фотоаппараты или подвешиваться бомбы. Во время перелёта с аэродрома на аэродром здесь оборудовалось место для техника.

Учебные версии УТИ-26 имели не протектированные топливные баки.

Модификации истребителя Як-7

  • УТИ-26-I — первый прототип учебно-тренировочного самолёта с двухместной кабиной и двойным управлением. Вооружение состояло из 2 пулемётов ШКАС. Первый полёт 1 июля 1940 года.
  • УТИ-26-II — второй прототип с измененным размером стабилизатора и рулей высоты, новым шасси. Первый полёт 16 сентября 1940 года.
  • Як-7УТИ — серийный учебно-тренировочный, с неубираемым задним костылём, пониженными оборотами двигателя, непротектированными топливными баками. Вооружение — 1 пулемёт ШКАС. Первый полёт 18 мая 1941 года. В апреле-сентябре 1941 года на заводе №301 изготовлено 186 самолётов.
  • Як-7 — серийный истребитель с протектированными баками, бронеспинкой в кабине пилота. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК, 2 пулемётов ШКАС, 6 реактивных снарядов РС-82. В сентябре-декабре 1941 года на заводах №301 и №153 изготовлено 62 самолёта.
  • Як-7М — опытный вариант истребителя Саратовского завода №292 с вооружением из 3 пушек ШВАК, крылом уменьшенного размаха с автоматическими предкрылками и изменёнными законцовками. Прошёл испытания в декабре 1941 года, серийно не строился.

Характеристики Як-7

Истребитель Як-7 ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1941 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: М-105П, 1050 л.с.
Максимальная скорость: 571 км/ч
Практический потолок: 9250 м
Дальность полета: 643 км
Масса пустого: 2477 кг
Максимальная взлетная масса: 2960 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 10 м
Длина: 8,48 м
Высота: 2,9 м
Площадь крыла: 17,15 кв.м.
Вооружение:1× 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов), 2× 7,62-мм пулемета ШКАС (1500 патронов), 6х РС-82

Характеристики приведены для Як-7

  • Як-7 М-82А — опытный со звездообразным двигателем воздушного охлаждения М-82А, а также крылом с автоматическими предкрылками, радиополукомпасом, отсутствием гаргрота за кабиной. Вооружение состояло из 2 синхронных пушек ШВАК в крыле и 1 синхронного пулемёта УБС. Изготовлен в конце 1941 года.
  • Як-7-37 — истребитель с 37-мм пушкой НС-37. Оличался сдвинутой назад на 40 мм кабиной. Первый полёт в апреле 1942 года. В августе 1942 года изготовлено 22 самолёта.
  • Як-7А — «доработанный» Як-7 с системой нейтрального газа, улучшенной аэродинамикой, фанерным колпаком вместо фонаря второй кабины, возможностью подвески до 100 кг бомб. Разработан в начале 1942 года. В январе-мае 1942 года на заводе №153 изготовлено 277 самолётов.
  • Як-7Б — модернизированный Як-7 с двигателем М-105ПА (позже М-105ПФ), переработанными элементами конструкции, убирающимся хвостовым колесом, наличием радиостанции РСИ-4. Пулемёты ШКАС заменены на УБС. Первый полёт 28 января 1942 года. С апреля 1942 до июля 1944 годах на заводах №153 и №82 изготовлено 5120 самолётов. Выпускался также в модификации разведчика, с фотооборудованием размещенном за кабиной пилота (выпущено 350 самолётов).
  • Як-7Б МПВО — истребитель для авиации ПВО с радиополукомпасом РПК-10 и посадочной фарой.
  • Як-7В — «вывозной» учебный с двухместной кабиной, неубирающимся шасси, отсутствием вооружения. С мая 1942 по декабрь 1943 года на заводе №153 изготовлено 697 самолётов.
  • Як-7Д — опытный дальний истребитель-разведчик. Крыло с металлическими лонжеронами, самолет отличался увеличенным запасом топлива. Изготовлен в 1942 году.
  • Як-7ДИ — дальний истребитель, прототип Як-9 с металлическими лонжеронами и увеличенным запасом топлива. Вооружение состояло из 1 пушки ШВАК и 1 пулемёта УБС. Первый полёт в июне 1942 года.
  • Як-7ПД — опытный высотный с двигателем М-105ПД мощностью 1160 л.с., каплевидным фонарём. Вооружение — 1 пушка ШВАК. Изготовлен летом 1942 года.
  • Як-7Р — проект реактивного Як-7 с дополнительными 2 ПВРД конструкции И.А.Меркулова и 1 ЖРД конструкции Л.С.Душкина. Разрабатывался в 1942 году.
  • Як-7Л — опытный с ламинарным профилем крыла. Изготовлен летом 1944 года.
Истребитель Як-7

Истребитель Як-7

Эксплуатация истребителя Як-7

Як-7 — машина необычная. Первоначально учебный самолет, он во многом оставался таковым и в годы войны — именно Як-7 был той летающей лабораторией в которой отрабатывались десятки «мелочей» из которых складывается могучая сила современной авиации. Прямоточные двигатели, ламинарный профиль крыла, испытания гермокабин — все это впервые было опробовано на Як-7.

В производстве истребитель находился до июля 1944 года, за это время было выпущено 6399 самолётов Як-7 всех модификаций. дальнейшим развитием Як-7 стал Як-9 — самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны.

Як-7 состоял на вооружении советской армии до 1946 года, на экспорт машина не поставлялась.

 

 

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг.», Шавров В.Б.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии