История создания ракетоплана Головина
Авиация в СССР в 1930-х г.г. развивалась в том же направлении, что и авиация в других странах, поэтому было бы удивительно, если бы отечественные конструкторы обошли такую тему как ракетопланы. Общая идея ракетоплана была простой: в противовес «линейным» поршневым истребителям и бомбардировщикам ВВС, в качестве основного средства ПВО необходимо применять совсем небольшие и высокоскоростные летательные аппараты, способные стартовав с помощью ракетного двигателя (как раз только появившегося в конце 1930-х г.г.), почти мгновенно набрать высоту, сблизится с противником, уничтожить его одним ударом с налета, и вернутся на аэродром.
Так как высокая скорость позволяла ракетоплану не только быстро набирать высоту, но и навязывать противнику бой в удобных для него условиях, а также оставаться почти неуязвимым для вражеского огня, сама идея ракетоплана казалась очень перспективной.
Характеристики ракетоплана Льва Головина | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Ракетоплан |
Год выпуска: | 1942 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1x ЖРД, тягой 1000 кгс |
Максимальная скорость: | 1060 км/ч |
Практический потолок: | 7,5 км |
Дальность полета: | Нет сведений |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 250 кг |
Размах крыльев: | 1,75 м |
Длина: | 3 м |
Высота: | 0,8 м |
Площадь крыла: | 1 кв.м. |
Вооружение: | Нет |
В принципе, сама концепция ракетоплана не была ошибочной, это подтвердило будущее и появление управляемых зенитных ракет системы ПВО. «Подвох» крылся в одной «незначительной» детали — если зенитные ракеты управляются с помощью наведения радаром с земли или головки захвата цели, то ракетоплан должен был вести на цель пилот. Варианты подобных машин предлагались самые разные — немецкий «Раммер« должен был поражать цель ворохом неуправляемых «ракет» или брать на таран, американский XP-79 «Нортроп» — таранить и расстреливать из пулеметов, японские самолеты-снаряды вообще просто таранить… . В общем, фантазии у разработчиков хватало.
В СССР проблемой занялся военинженер 3 ранга Лев Григорьевич Головин, работавший в самолётных ремонтных мастерских НКАП. В конце 1941 года им был предложен проект небольшого истребителя-перехватчика войскового сопровождения с ракетным двигателем на жидком топливе. Аэродром этому «самолету» не требовался — старт должен был осуществляться с передвижной пусковой установки, посадка — на парашюте. Длина машины составляла 3 м, размах крыла — 1,75 м, высота — 0,8 м.
Вооружения на ракетоплане не предусматривалось вовсе, пилот в кабине ракетоплана не сидел, а лежал, а цель должна была поражаться исключительно с помощью тарана.
Предполагалось, что по сигналу боевой тревоги летчик займет место в самолете (заранее установленном на пусковой «стреле», смонтированной на базе автомобиля), механик установит станок в положение для взлета под углом около 40 градусов к горизонту и осуществит его грубое наведение на цель. Затем пилот замкнет электроцепь, запустит стартовый двигатель и взлетит. После набора скорости около 250 м/с стартовый ускоритель «отстрелится» и дальше полет пойдет на маршевом двигателе. У пилота будет времени примерно для двух-трех заходов на цель, прежде чем подойдет к концу топливо.
После этого, ракетоплан необходимо было вывести из боя и в режиме планера вести в сторону посадочной площадки. Примерно на высоте 300 метров следовало выпустить парашют (конечно же снова вручную!), приземлится и дождаться автомобиля-пусковой установки. После установки ракетоплана на пусковую стрелу и заправки, он вновь был бы готов к следующему вылету.
Идея самолёта-тарана, однако, одобрения не получила. Лев Головин пробовал свои силы при создании ещё пары самолетов, не менее спорных по типу и смыслу, пока, уже после окончания войны, что называется «нашел себя», занявшись конструированием уже не самолетов-снарядов или ракетопланов, а самых настоящий зенитных ракет. Впоследствии руководил конструкторским бюро, и став на этом поприще доктором технических наук.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе: Кондратьев В.И. Самолёт? Зенитная ракета? // Авиация и космонавтика. - 1991. - №10. - С. 18-19., Якубович Н.В. Предшественник зенитной ракеты. // Крылья Родины. - 2000. - №6. - С. 26.